Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Центр сопровождения студентов с инвалидностью (ЦеССИ)

Центр сопровождения студентов с инвалидностью (ЦеССИ) первоначально был создан в ТУСУРе в 2009 как самодеятельная организация преподавателей и студентов кафедры истории и социальной работы гуманитарного факультета в ходе выполнения исследовательского проекта «Сопровождение социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями в техническом вузе (ТУСУР)» аналитической ведомственной целевой программы Минобрнауки «Развитие научного потенциала высшей школы (2009 – 2011 гг.)». В проекте разрабатывались проблемы инфраструктурной, образовательной и социальной инклюзии в вузовском образовательном пространстве, была обоснована саморазвивающаяся модель сопровождения студентов-инвалидов в вузе с использованием ресурсов группового проектного обучения.

Деятельность ЦеССИ проводится на основе методов практической социальной работы:

  • индивидуальная работа со случаем,
  • групповая работа,
  • работа в микросоциальной среде.

В 2011 году Центр сопровождения студентов с инвалидностью стал структурным подразделением ТУСУРа. Подразделение в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, уставом университета, решениями ректора, учёного совета и нормативно-методическими документами, исполняет решение учёного совета и руководства университета. Целями ЦеССИ являются распространение идей инклюзивного образования в вузе, включение лиц с ограниченными возможностями в образовательный процесс на принципах равноправия, формирование социальной модели инвалидности и позитивного общественного отношения к инвалидам.

Центр сопровождения студентов с инвалидностью создан для организации помощи и содействия студентам, имеющим инвалидность, обеспечения условий для их успешной адаптации в образовательной деятельности. Центр находится в подчинении проректора по учебной работе, его деятельность курируется кафедрой истории и социальной работы (подбор кадров, привлечение сопроводителей, обеспечение методической работы, информирование, определение направлений развития и т. п.).

Центр сопровождения студентов с инвалидностью выполняет следующие функции:

  1. формирование гуманного отношения к студентам с ограниченными возможностями, интеграция их в студенческие коллективы, создание условий для их успешной адаптации и социализации, активной, достойной жизнедеятельности всех членов коллектива;
  2. формирование нормативно-правовой базы для обеспечения эффективного инклюзивного сопровождения и социальной адаптации лиц с инвалидностью, проведение социально-психологического мониторинга по вопросам отношения к инвалидности в образовательном пространстве университета;
  3. специализированный учёт студентов-инвалидов на этапах поступления, обучения и трудоустройства, организационно-педагогическая поддержка студентов, информирование кураторов, деканатов, профессорско-преподавательского состава о включении в состав академических групп студентов с ограниченными возможностями;
  4. объединение усилий всех заинтересованных сторон (студентов с инвалидностью, их родителей, специалистов-психологов, педагогов и др.) для активной социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями и решения их проблем;
  5. развитие коммуникативных навыков, преодоление коммуникативных барьеров у студентов-инвалидов, регулирование уровня эмоциональной напряжённости в межличностных связях и отношениях, поддержка самоактуализации студентов с инвалидностью;
  6. проведение мероприятий, тренингов, консультаций специалистов для оказания помощи студентам с инвалидностью в конкретной ситуации, привлечение студентов академических групп к оказанию помощи в роли сопроводителей, участие в исследовательской деятельности по адаптации студентов инвалидов самих инвалидов и их сопроводителей;
  7. развитие инфраструктуры университета для обеспечения доступности образовательной среды лицам с ограниченными возможностями координируется с ЦеССИ и осуществляется управлениями по эксплуатации и развитию имущественного комплекса.