Для обучающихся с нарушениями слуха важным является наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах. Для слабослышащих обучающихся использование сурдотехнических средств является средством оптимизации учебного процесса, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Технологии беспроводной передачи звука (РМ-системы) являются эффективным средством для улучшения разборчивости речи в условиях профессионального обучения. Учебная аудитория, в которой обучаются обучающиеся с нарушением слуха, оборудуется радиоклассом или индукционной петлей, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской. Имеется в наличии индукционная петля для студентов с нарушением слуха для оборудования лекционных аудиторий.
Для обучающихся с нарушениями зрения важным является наличие брайлевской компьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств в доступных формах. Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст) и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере, в том числе с использованием программ экранного доступа с синтезом речи. Тифлотехнические средства, используемые в учебном процессе обучающихся с нарушениями зрения, условно делятся на две группы: средства для усиления остаточного зрения; средства преобразования визуальной информации в аудио и тактильные сигналы. Оборудованы компьютерные места с программой экранного доступа «Jaws for Windows» для слепых и слабовидящих.
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата важным является наличие компьютерной техники со специальным программным обеспечением, адаптированной для инвалидов, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо использование альтернативных устройств ввода информации. Рекомендуется использовать специальные возможности операционной Windows, такие как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.
Наличие доступа: Да
В том числе наличие
Пандусов: Да
Подъемников: Да
Поручней: Да
Расширенных дверных проемов: Да
Лифтов: Да
В университете с 2011 года работает специальный Центр сопровождения студентов с инвалидностью, с 2019 года – Центр доступности образования (ЦеДО). Он расположен в 139 аудитории главного корпуса.
Техническое оснащение центра позволяет слабовидящим студентам использовать специальную программу, которая даёт возможность необходимый текст представлять в звуковом сопровождении, имеется устройство голосового ввода-вывода информации, реализована версия для слабовидящих при использовании компьютера, также кабинет ЦеДО оборудован индукционной петлёй (для слабослышащих).
Центр доступности образования организует сопровождение студентов с инвалидностью в образовательном процессе по их индивидуальным запросам.
Центр доступности образования координирует предоставление специальных условий образования лицам с инвалидностью. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» (ст. 79) студент с инвалидностью имеет право на:
- индивидуальный учебный план по дисциплинам, позволяющий обучаться в режиме, который в наибольшей степени соответствует индивидуальным особенностям;
- адаптированные образовательные программы в соответствии с его запросами;
- предоставление услуг ассистента;
- специальные учебные и методические материалы (учебники, пособия, рекомендации);
- специальные технические средства обучения.
Обучение студентов с инвалидностью в ТУСУРе реализуется в соответствии требованиям нормативных документов по всем аспектам пребывания студента с инвалидностью в вузе. Текущая, промежуточная, итоговая аттестации проводятся в доступной для студента с инвалидностью форме, что отражено в рабочих программах дисциплин. Рабочие программы всех дисциплин содержат разделы, позволяющие реализовать программу для инвалидов.
Основные образовательные программы перерабатываются с целью адаптации их для инвалидов и лиц с ОВЗ. Созданы специальные рабочие программы по дисциплине «физическая культура» для инвалидов с учётом основных нозологических групп. Ведётся разработка дидактических материалов и методов обучения и воспитания инвалидов. Контроль за качеством обучения студентов с инвалидностью осуществляет отдел лицензирования, аккредитации и качества образования.
В ЦеДО проводятся занятия по социокультурной адаптации и реабилитации студентов с инвалидностью, развитию социальной активности личности и навыков общения.
Центр доступности образования№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Медицинский пункт | Медицинский пункт | г. Томск, ул. Вершинина, д. 47 |
Положение МП |
Положение: Положение о медицинском пункте ТУСУРа |
2 | 1 | 50,4 | 10 |
с 9:00 до 18:00 |
Да |
Количество посадочных мест для инвалидов – 1
Кв м для инвалидов – 10
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": Есть
Доступ обеспечен. Образовательная информация соответствует стандарту обеспечения доступности web-контента. Использование в образовательном процессе современных технических и программных средств обучения обеспечено наличием в штате соответствующих специалистов, занимающихся разработкой и внедрением специальный методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения.
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Библиотека ТУСУР | Библиотека ТУСУР | г. Томск, ул. Красноармейская, 146, первый и второй этаж |
Положение: Положение |
105 | 2 | 1097 | 8 |
Пн. – пт.: 9:00 – 18:00, сб.: с 10:00 до 17:00 работает абонемент учебной и научной литературы, вс. – выходной, перерыв 13:15 – 13:45 |
да |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы, содержащие сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Столовая | Столовая | г. Томск, пр. Ленина, д. 40 |
Договор аренды Ленина 40 |
46 | 1 | 188,2 | 4 |
да |
||
2 | Столовая | Столовая | г. Томск, ул. Вершинина, д. 47 |
Договор аренды Вершинина 47 |
80 | 1 | 241,4 | 4 |
да |
||
3 | Столовая | Столовая | г. Томск, ул. Вершинина, д. 74 | 46 | 1 | 199,4 | 4 |
да |
|||
4 | Столовая | Столовая | г. Томск, пр. Кирова, д. 56а | 24 | 0 | 175,1 | 0 |
нет |
|||
5 | Столовая | Столовая | г. Томск, ул. Ф. Лыткина, д. 8 | 60 | 0 | 265,4 | 0 |
нет |
|||
6 | Буфет | Буфет | г. Томск, ул. Ф. Лыткина, д. 8 | 2 | 0 | 48,7 | 0 |
нет |
|||
7 | Столовая | Столовая | г. Томск, ул. Ф. Лыткина, д. 10 | 36 | 0 | 174,3 | 0 |
нет |
|||
8 | Кафе | Кафе | г. Томск, ул. Красноармейская, д.146 | 28 | 1 | 166,7 | 4 |
да |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Гребной бассейн | Гребной бассейн | г. Томск, пр. Ленина, 40, стр. 6 | 0 | 0 | 318 | 0 |
- |
|||
2 | Спортивный образовательный комплекс | Спортивный образовательный комплекс | г. Томск, ул. Вершинина, д 76/1 | 0 | 0 | 1823,7 | 0 |
- |
|||
3 | Спортивный комплекс | Спортивный комплекс | г.Томск, ул. Вершинина, 47 | 0 | 0 | 2664,1 | 0 |
- |
Наименование показателя | Общежитий | Интернатов |
---|---|---|
Количество
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
5 1 |
Нет Нет |
Общая площадь (кв.м.) | 41863,9 | Нет |
Жилая площадь (кв.м.) | 21624,8 | Нет |
Количество жилых помещений:
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Нет Нет |
Нет Нет |
Количество мест:
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
3305 5 |
Нет Нет |
Обеспеченность 100% мягкими и жестким инвентарем по установленным стандартным нормам | да | - |
Наличие питания (включая буфеты, столовые) | да | - |
Одним из важнейших аспектов доступности образовательной среды является её архитектурная доступность (техническая оснащённость объектов имущественного комплекса, задействованных в образовательном процессе, для маломобильных групп населения и инвалидов).
Общежитие № 1 (ул. 19 Гвардейской Дивизии, 9а)