Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Доцент кафедры ФС О.В. Горских прошла стажировку в Германии по теме «Память о холокосте – путь к толерантности»

22 мая 2013
Стажировка состоялась в Международной службе розыска (Бад Арользен, Германия) и Доме-музее Ванзейской конференции (Берлин, Германия).

Отчёт О. В. Горских В современном мире динамично развиваются международные контакты российских учёных и педагогов, устанавливаются прочные партнёрские отношения между отечественными и зарубежными научными школами. Уже в течение ряда лет изучение темы холокоста объединяет неравнодушных и деятельных людей из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья на совместных методологических семинарах и конференциях.

Так, педагогическим и методическим аспектам преподавания темы холокоста был посвящён семинар для 15 российских преподавателей школ и вузов, который состоялся с 3 по 12 мая в Германии, а именно в г. Бад Арользен (земля Гессен) и в Берлине. Подробно рассказать об этом научно-практическом мероприятии представляется не лишним, так как его организация и проведение позволяет перенять российским педагогам и учёным много полезного из немецкого опыта сохранения исторической памяти, собрать новый подчас уникальный материал, неизвестный в России, обогащающий научные исследования учёных и методический инструментарий учителей-практиков.

Первоначально местом проведения стажировочных мероприятий стала Международная служба розыска (ITS), расположенная в живописном курортном немецком городке Бад Арользен, где в годы нацизма размещалась высшая школа СС. На сегодняшний день ITS является одним из крупнейших архивных фондов мира, содержащим свыше 30 миллионов документов в отношении жертв национал-социализма, подневольного труда и холокоста. Примечательно, что архив доступен не только для специализированных государственных служб, но и для широкой общественности, частных лиц, исследователей. Архив ITS представлен поимённой оцифрованной картотекой и заключает в себе уникальные возможности быстрого поиска информации (введение ключевых слов: имя, фамилия, проблематика исследования) о перемещённых лицах (displaced persons), узниках концлагерей, подневольных рабочих, сведения о детях, разлучённых с родителями, документы о репатриации и эмиграции бывших узников.

Сотрудники отдела исторических исследований и педагогики, энергичные и преданные своему делу люди, Сюзанн Урбан, Рене Бинер, Элизабет Швабауэр и Мария Асмус представили российским коллегам концепцию работы с документами электронного архива, познакомили с просветительскими образовательными программами ITS, а также грамотно организовали работу с методическими материалами на темы «Холокост» и «Подневольная работа». Особый интерес у педагогов вызвала работа в группах с избранными документами на тему «Представление о человеке». Документы представляли собой биографические сведения о жертвах национал-социализма, географию их местонахождения до оккупации, регистрационные и медицинские карты, по которым предлагалось воссоздать истории человеческих судеб. На мой взгляд, продуктивным в такой методике работы с документами является выход к целостному источниковедческому анализу. Кроме того, данная исследовательско-поисковая деятельность требовала высокого эмоционального напряжения, так как посредством прочтения документа происходило вживание в атмосферу той эпохи. Такая практика позволяет организовывать диалогические ситуации на занятии, выстраивать коммуникацию в учебном процессе в соответствии с содержанием и жанрово-стилистическими особенностями предъявленного материала.

Для меня лично работа в этом архиве явилась не просто образовательным мероприятием, а обернулась волнительной находкой. Дело в том, что мне удалось разыскать сведения о судьбе моего прадеда Николая Фёдоровича Васагана и его родного брата Богдана Фёдоровича Васагана, которые в годы Второй мировой войны были угнаны на принудительные работы в Германию с территории Западной Украины, из города Сколе Львовской области. Последующая судьба моего прадеда мне была известна, он вернулся к себе на родину и прожил до 78 лет. Но часть его жизни во время войны для меня всегда оставалась неведомой. Своего рода потрясением для меня явилось то, что у него был родной брат, который в 1948 году принял решение не возвращаться и эмигрировал в США. Об этом я узнала буквально год назад от своей двоюродной бабушки. Собственно, подтверждение этой истории я обнаружила в архиве Бад Арользена. Вместе с тем пока не удалось ознакомиться с личными делами моих родственников, поиском сведений о них продолжат заниматься сотрудники службы розыска.

Следующим тактом семинара стало посещение Дома Ванзейской конференции в Берлине. Впечатляет сама атмосфера этого места: уютная утопающая в садах вилла Марлир, расположенная на берегу живописного озера Ванзее, в предместье Берлина. А ведь именно здесь, в этом услаждающем самый изысканный эстетический вкус особняке, состоялось принятие окончательного решения еврейского вопроса…

Программа берлинской части семинара была очень насыщенной. Заседания начинались в 8 утра и заканчивались около 7 часов вечера. В течение 6 дней ведущими специалистами Германии в области преподавания холокоста было проведено более десятка лекций и практикумов, посвящённых разным аспектам данной проблематики, начиная от истоков зарождения антисемитизма и расизма, попытки найти адекватное объяснение этому явлению до проблемы самоидентификации немецких евреев в Западной и Центральной Европе, начиная с эпохи Просвещения. Я позволю себе остановиться на некоторых персоналиях и темах лекций, которые были нам прочитаны, так как это даёт представление о том, как разворачивается изучение темы холокоста в мире.

Среди наиболее интересных и запомнившихся лекций хочется отметить выступление доктора Вольфа Кайзера, одного из ведущих европейских специалистов по истории нацизма в Германии. Учёный убедительно доказал, что трагедия холокоста начинается задолго до прихода Гитлера к власти. Этот губительный вирус национал-социализма распространился на прекрасно подготовленной почве, он вырос, по мнению В. Кайзера, из «цивилизованного европейского антисемитизма», предшествовавшего нацистскому режиму времени.

Доктор Кайзер в своей первой лекции «Самоидентификация немецких евреев до прихода Гитлера к власти на фоне истории евреев в Западной и Центральной Европе, начиная с эпохи Просвещения» рассмотрел проблему антисемитизма в культурно-исторической ретроспективе. На примере драматических судеб нескольких известных в Германии личностей, евреев по происхождению: Маргарет Сусман, Вальтера Ратенау, Бернахарда Вейса, Арнольда Цвейга, Мозеса Мендельсона, - учёный показал, как тоталитарный режим, основанный на идеях национализма, пресекает всякое стремление «стать своим», полностью ассимилироваться в немецком обществе. В этом смысле ключевым вопросом (создающим драматургическую интригу лекции доктора Кайзера), на который должны были «ответить для себя» наши герои, стала проблема их самоидентификации в условиях Третьего рейха. Слова Маргарет Сусман передают всю суть трагедии немецкого еврейства: «Ужаснее вряд ли возможно: немецкий язык, на котором я сама говорила, стал мне ужасом. Немецкий язык Швейцарии, куда я могла бежать, конечно, был мне куском старой родины, но я тосковала по настоящему немецкому языку, с которым я получила все ценности жизни. Странно, но скоро я научилась отличать немецкий язык национал-социалистов от близкого мне языка – и сегодня я чувствую всё снова, что пропасть между тёплым культурным немецким языком и холодным стерильным немецким языком национал-социалистов ещё не закрыта».

По-своему ярким и эмоциональным стало выступление доктора Кристофа Кройтцмюллера. Он предложил слушателям семинарское занятие по изучению фотографий как исторических источников и попытался продемонстрировать возможности их использования в преподавательской деятельности. Доктор акцентировал внимание педагогов на отличительных признаках, так называемых постановочных фотографий, практике их использования нацистами в пропагандистских целях.

Неподдельный профессиональный интерес у педагогов вызывало посещение мультикультурной гимназии имени Шиллера в Берлине. Уважение к другому как носителю других ценностей, другой культуры, иной логики мышления и модели поведения является принципом создания толерантной среды в этом учебном заведении. В одном образовательном пространстве уживаются разные культуры и религии, это ярко проявляется даже во внешнем облике учеников: исламский хиджаб и еврейская кипа соседствуют на перемене в гимназическом дворе, ни у кого не вызывая напряжения и недоумённых взглядов.

Немецкие преподаватели поделились со своими российскими коллегами опытом обучения детей мигрантов, проблемами их адаптации в культуру принимающего сообщества, а также практикой разворачивания образовательных программ этнокультурной направленности. Многие мысли, высказанные нашей коллегой фрау Пуштайн относительно организации обучения школьников в поликультурном классе, оказались созвучны современным поискам российских учёных-методистов. Так, главная идея моих работ, посвящённых формированию национальной картины мира, состоит в необходимости учитывать в процессе гуманитарного образования национальное своеобразие народов, их ментальность, особенности мировидения, так как полноценное вживание в культуру возможно лишь при условии понимания национального универсума (знаков, кодов культуры), которые определяются «национальным образом мира». Именно такой подход был продемонстрирован немецкими педагогами на уроке иностранного языка в 9-м классе.

Яркое впечатление оставила дискуссия наших педагогов с учениками гимназии, в ходе которой выявлялось отношение подростков к проблеме сохранения исторической памяти о холокосте. Приятно удивила эрудированность школьников в вопросе изучения данной темы, их умение вступать в диалог и свободно высказывать свои суждения. Особую живость среди учеников разговор приобрёл после обращения Ильи Альтмана к теме «Футбол и холокост».

Отдельно стоит остановиться на практикумах, организованных Татьяной Маныкиной и Ингрид Дамероу в ходе «Взаимной экскурсии» по постоянной выставке в Доме Ванзейской конференции. Примечательна сама экспозиция музея. Здесь образ врага не персонифицирован, не представлено даже биографической справки о Гитлере. Вместе с тем глубоко показана сама история совершенного злодеяния через трансформацию человеческих норм и ценностей. Документальные фотографии, видеоматериалы, рисунки, плакаты о преследованиях европейских евреев, их лишениях и изгнании из общественной жизни, ужасы пребывания в гетто вписаны в контекст повседневной, казалось бы, уютной жизни общества эпохи национал-социализма. Всё это в большей степени усиливает драматизм и вызывает вопросы: «Как на родине Шиллера и Гёте могло произойти такое?». В этом смысле наши экскурсоводы продемонстрировали разнообразные способы работы с экспозицией и умело организовали коллективную работу педагогов с последующей рефлексией выставочного материала.

Особо волнительные чувства связаны с празднованием Дня Победы в Берлине. Пребывание 8 мая в русско-немецком музее Карлхорст, где был подписан акт о полной капитуляции Германии; восхождение 9 мая на купол Рейхстага, который ровно 68 лет назад покорили наши воины и, в частности мой дедушка Александр Иванович Сафонов, посещение Трептов-парка, где звучали песни военных лет, рассказы ветеранов со слезами на глазах, и шли тысячи людей с цветами – станут знаковой страницей в биографии всех участников стажировки.

Таким образом, участие в этом международном семинаре обогатило меня профессионально, расширило горизонты научных поисков, позволило по-новому взглянуть на методику и методологию преподавания темы холокоста в мире.

Свою задачу как региональный представитель НПЦ «Холокост» я вижу в том, чтобы приобщить школьников, студентов и педагогов Томской области к изучению темы холокоста, так как она содержит в себе мощный воспитательный потенциал. Знать и помнить о холокосте важно именно сегодня, когда мир сотрясают межнациональные конфликты, распространяются ксенофобные настроения, нетерпимость к представителям другой нации, другой культуры, и возникает опасность повторения геноцида народов. А это невозможно допустить.

Дальнейшее участие в развитии данной проблематики как учёного-методиста видится в создании серии статей об образовательных практиках, теоретических и методических подходах в преподавании темы холокоста.

Похожие материалы по теме