Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Доцент кафедры ФС О.В. Горских прошла стажировку в Германии по теме «Память о холокосте – путь к толерантности»

22 мая 2013
Доцент кафедры ФС О.В. Горских прошла стажировку в Германии по теме «Память о холокосте – путь к толерантности»
Стажировка состоялась в Международной службе розыска (Бад Арользен, Германия) и Доме-музее Ванзейской конференции (Берлин, Германия).

Отчёт О. В. Горских В современном мире динамично развиваются международные контакты российских учёных и педагогов, устанавливаются прочные партнёрские отношения между отечественными и зарубежными научными школами. Уже в течение ряда лет изучение темы холокоста объединяет неравнодушных и деятельных людей из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья на совместных методологических семинарах и конференциях.

Так, педагогическим и методическим аспектам преподавания темы холокоста был посвящён семинар для 15 российских преподавателей школ и вузов, который состоялся с 3 по 12 мая в Германии, а именно в г. Бад Арользен (земля Гессен) и в Берлине. Подробно рассказать об этом научно-практическом мероприятии представляется не лишним, так как его организация и проведение позволяет перенять российским педагогам и учёным много полезного из немецкого опыта сохранения исторической памяти, собрать новый подчас уникальный материал, неизвестный в России, обогащающий научные исследования учёных и методический инструментарий учителей-практиков.

Первоначально местом проведения стажировочных мероприятий стала Международная служба розыска (ITS), расположенная в живописном курортном немецком городке Бад Арользен, где в годы нацизма размещалась высшая школа СС. На сегодняшний день ITS является одним из крупнейших архивных фондов мира, содержащим свыше 30 миллионов документов в отношении жертв национал-социализма, подневольного труда и холокоста. Примечательно, что архив доступен не только для специализированных государственных служб, но и для широкой общественности, частных лиц, исследователей. Архив ITS представлен поимённой оцифрованной картотекой и заключает в себе уникальные возможности быстрого поиска информации (введение ключевых слов: имя, фамилия, проблематика исследования) о перемещённых лицах (displaced persons), узниках концлагерей, подневольных рабочих, сведения о детях, разлучённых с родителями, документы о репатриации и эмиграции бывших узников.

Сотрудники отдела исторических исследований и педагогики, энергичные и преданные своему делу люди, Сюзанн Урбан, Рене Бинер, Элизабет Швабауэр и Мария Асмус представили российским коллегам концепцию работы с документами электронного архива, познакомили с просветительскими образовательными программами ITS, а также грамотно организовали работу с методическими материалами на темы «Холокост» и «Подневольная работа». Особый интерес у педагогов вызвала работа в группах с избранными документами на тему «Представление о человеке». Документы представляли собой биографические сведения о жертвах национал-социализма, географию их местонахождения до оккупации, регистрационные и медицинские карты, по которым предлагалось воссоздать истории человеческих судеб. На мой взгляд, продуктивным в такой методике работы с документами является выход к целостному источниковедческому анализу. Кроме того, данная исследовательско-поисковая деятельность требовала высокого эмоционального напряжения, так как посредством прочтения документа происходило вживание в атмосферу той эпохи. Такая практика позволяет организовывать диалогические ситуации на занятии, выстраивать коммуникацию в учебном процессе в соответствии с содержанием и жанрово-стилистическими особенностями предъявленного материала.

Для меня лично работа в этом архиве явилась не просто образовательным мероприятием, а обернулась волнительной находкой. Дело в том, что мне удалось разыскать сведения о судьбе моего прадеда Николая Фёдоровича Васагана и его родного брата Богдана Фёдоровича Васагана, которые в годы Второй мировой войны были угнаны на принудительные работы в Германию с территории Западной Украины, из города Сколе Львовской области. Последующая судьба моего прадеда мне была известна, он вернулся к себе на родину и прожил до 78 лет. Но часть его жизни во время войны для меня всегда оставалась неведомой. Своего рода потрясением для меня явилось то, что у него был родной брат, который в 1948 году принял решение не возвращаться и эмигрировал в США. Об этом я узнала буквально год назад от своей двоюродной бабушки. Собственно, подтверждение этой истории я обнаружила в архиве Бад Арользена. Вместе с тем пока не удалось ознакомиться с личными делами моих родственников, поиском сведений о них продолжат заниматься сотрудники службы розыска.

Следующим тактом семинара стало посещение Дома Ванзейской конференции в Берлине. Впечатляет сама атмосфера этого места: уютная утопающая в садах вилла Марлир, расположенная на берегу живописного озера Ванзее, в предместье Берлина. А ведь именно здесь, в этом услаждающем самый изысканный эстетический вкус особняке, состоялось принятие окончательного решения еврейского вопроса…

Программа берлинской части семинара была очень насыщенной. Заседания начинались в 8 утра и заканчивались около 7 часов вечера. В течение 6 дней ведущими специалистами Германии в области преподавания холокоста было проведено более десятка лекций и практикумов, посвящённых разным аспектам данной проблематики, начиная от истоков зарождения антисемитизма и расизма, попытки найти адекватное объяснение этому явлению до проблемы самоидентификации немецких евреев в Западной и Центральной Европе, начиная с эпохи Просвещения. Я позволю себе остановиться на некоторых персоналиях и темах лекций, которые были нам прочитаны, так как это даёт представление о том, как разворачивается изучение темы холокоста в мире.

Среди наиболее интересных и запомнившихся лекций хочется отметить выступление доктора Вольфа Кайзера, одного из ведущих европейских специалистов по истории нацизма в Германии. Учёный убедительно доказал, что трагедия холокоста начинается задолго до прихода Гитлера к власти. Этот губительный вирус национал-социализма распространился на прекрасно подготовленной почве, он вырос, по мнению В. Кайзера, из «цивилизованного европейского антисемитизма», предшествовавшего нацистскому режиму времени.

Доктор Кайзер в своей первой лекции «Самоидентификация немецких евреев до прихода Гитлера к власти на фоне истории евреев в Западной и Центральной Европе, начиная с эпохи Просвещения» рассмотрел проблему антисемитизма в культурно-исторической ретроспективе. На примере драматических судеб нескольких известных в Германии личностей, евреев по происхождению: Маргарет Сусман, Вальтера Ратенау, Бернахарда Вейса, Арнольда Цвейга, Мозеса Мендельсона, - учёный показал, как тоталитарный режим, основанный на идеях национализма, пресекает всякое стремление «стать своим», полностью ассимилироваться в немецком обществе. В этом смысле ключевым вопросом (создающим драматургическую интригу лекции доктора Кайзера), на который должны были «ответить для себя» наши герои, стала проблема их самоидентификации в условиях Третьего рейха. Слова Маргарет Сусман передают всю суть трагедии немецкого еврейства: «Ужаснее вряд ли возможно: немецкий язык, на котором я сама говорила, стал мне ужасом. Немецкий язык Швейцарии, куда я могла бежать, конечно, был мне куском старой родины, но я тосковала по настоящему немецкому языку, с которым я получила все ценности жизни. Странно, но скоро я научилась отличать немецкий язык национал-социалистов от близкого мне языка – и сегодня я чувствую всё снова, что пропасть между тёплым культурным немецким языком и холодным стерильным немецким языком национал-социалистов ещё не закрыта».

По-своему ярким и эмоциональным стало выступление доктора Кристофа Кройтцмюллера. Он предложил слушателям семинарское занятие по изучению фотографий как исторических источников и попытался продемонстрировать возможности их использования в преподавательской деятельности. Доктор акцентировал внимание педагогов на отличительных признаках, так называемых постановочных фотографий, практике их использования нацистами в пропагандистских целях.

Неподдельный профессиональный интерес у педагогов вызывало посещение мультикультурной гимназии имени Шиллера в Берлине. Уважение к другому как носителю других ценностей, другой культуры, иной логики мышления и модели поведения является принципом создания толерантной среды в этом учебном заведении. В одном образовательном пространстве уживаются разные культуры и религии, это ярко проявляется даже во внешнем облике учеников: исламский хиджаб и еврейская кипа соседствуют на перемене в гимназическом дворе, ни у кого не вызывая напряжения и недоумённых взглядов.

Немецкие преподаватели поделились со своими российскими коллегами опытом обучения детей мигрантов, проблемами их адаптации в культуру принимающего сообщества, а также практикой разворачивания образовательных программ этнокультурной направленности. Многие мысли, высказанные нашей коллегой фрау Пуштайн относительно организации обучения школьников в поликультурном классе, оказались созвучны современным поискам российских учёных-методистов. Так, главная идея моих работ, посвящённых формированию национальной картины мира, состоит в необходимости учитывать в процессе гуманитарного образования национальное своеобразие народов, их ментальность, особенности мировидения, так как полноценное вживание в культуру возможно лишь при условии понимания национального универсума (знаков, кодов культуры), которые определяются «национальным образом мира». Именно такой подход был продемонстрирован немецкими педагогами на уроке иностранного языка в 9-м классе.

Яркое впечатление оставила дискуссия наших педагогов с учениками гимназии, в ходе которой выявлялось отношение подростков к проблеме сохранения исторической памяти о холокосте. Приятно удивила эрудированность школьников в вопросе изучения данной темы, их умение вступать в диалог и свободно высказывать свои суждения. Особую живость среди учеников разговор приобрёл после обращения Ильи Альтмана к теме «Футбол и холокост».

Отдельно стоит остановиться на практикумах, организованных Татьяной Маныкиной и Ингрид Дамероу в ходе «Взаимной экскурсии» по постоянной выставке в Доме Ванзейской конференции. Примечательна сама экспозиция музея. Здесь образ врага не персонифицирован, не представлено даже биографической справки о Гитлере. Вместе с тем глубоко показана сама история совершенного злодеяния через трансформацию человеческих норм и ценностей. Документальные фотографии, видеоматериалы, рисунки, плакаты о преследованиях европейских евреев, их лишениях и изгнании из общественной жизни, ужасы пребывания в гетто вписаны в контекст повседневной, казалось бы, уютной жизни общества эпохи национал-социализма. Всё это в большей степени усиливает драматизм и вызывает вопросы: «Как на родине Шиллера и Гёте могло произойти такое?». В этом смысле наши экскурсоводы продемонстрировали разнообразные способы работы с экспозицией и умело организовали коллективную работу педагогов с последующей рефлексией выставочного материала.

Особо волнительные чувства связаны с празднованием Дня Победы в Берлине. Пребывание 8 мая в русско-немецком музее Карлхорст, где был подписан акт о полной капитуляции Германии; восхождение 9 мая на купол Рейхстага, который ровно 68 лет назад покорили наши воины и, в частности мой дедушка Александр Иванович Сафонов, посещение Трептов-парка, где звучали песни военных лет, рассказы ветеранов со слезами на глазах, и шли тысячи людей с цветами – станут знаковой страницей в биографии всех участников стажировки.

Таким образом, участие в этом международном семинаре обогатило меня профессионально, расширило горизонты научных поисков, позволило по-новому взглянуть на методику и методологию преподавания темы холокоста в мире.

Свою задачу как региональный представитель НПЦ «Холокост» я вижу в том, чтобы приобщить школьников, студентов и педагогов Томской области к изучению темы холокоста, так как она содержит в себе мощный воспитательный потенциал. Знать и помнить о холокосте важно именно сегодня, когда мир сотрясают межнациональные конфликты, распространяются ксенофобные настроения, нетерпимость к представителям другой нации, другой культуры, и возникает опасность повторения геноцида народов. А это невозможно допустить.

Дальнейшее участие в развитии данной проблематики как учёного-методиста видится в создании серии статей об образовательных практиках, теоретических и методических подходах в преподавании темы холокоста.

Другие новости

18 февраля 2019

17 февраля в спорткомплексе ТУСУРа состоялся ежегодный Кубок Томской области по боевым искусствам. Сборная школы борьбы ТУСУРа «Спарта» заняла первое командное место.

14 февраля 2019

В ТУСУРе в рамках проекта English for Active Third Agers при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина разработан и реализован образовательный курс, направленный на решение проблемы социализации пожилых людей через обучение иностранному языку. Первые слушатели успешно завершили обучение.

20 февраля 2019

Учёные ТУСУРа получили высокие награды на торжественном собрании, посвящённом Дню российской науки.

21 февраля 2019

ТУСУР выступил соорганизатором первого мероприятия программы акселерации технологических проектов «AI & BIGDATA в медицине, образовании и нейротехнологиях» Сколтеха и компании Philips.