Сегодня беспилотные летательные аппараты (БПЛА) получают всё большее распространение и находят своё применение во многих сферах деятельности. Картография, мониторинг территорий, сельскохозяйственных и лесных угодий, трубопроводов, охрана объектов, поисковые и спасательные работы – здесь беспилотные летательные аппараты используются уже достаточно активно.
Беспилотники, осуществляющие поиск, мониторинг и охрану, оснащены в основном фото- и видеокамерами и приборами ночного видения. Эти приборы имеют достаточно серьёзные ограничения по дальности действия и по погодным условиям: фото- и видеокамера может обеспечить высокое качество изображения только в условиях хорошей видимости. Снег, дождь, туман, задымлённость снижают возможность получения качественных снимков. Также очень важно, чтобы камеру не трясло, что с увеличением высоты и скорости полёта обеспечить сложно: беспилотник раскачивается на ветру, и изображение «плывёт». Магистрант кафедры телекоммуникаций и основ радиотехники (ТОР) ТУСУРа Алексей Залевский уверен, что его проект позволит решить эту проблему.
«Я бы сравнил нашу разработку с системой ориентации в пространстве летучей мыши. У этих животных зрение дополняется своеобразной системой эхолокации. Благодаря использованию двух систем летучие мыши хорошо ориентируются в пространстве и днём и ночью. Так вот, мы предлагаем дополнить «глаза» беспилотника – камеры – системой радиолокации – радаром, который позволит получать информацию вне зависимости от условий видимости на расстоянии 2 км. Использование малошумящих современных компонентов позволит увеличить дальность обзора без увеличения затрат энергии. Это значит, что установка дополнительного оборудования не повлияет на характеристики полёта и не сократит время работы дрона», – говорит Алексей Залевский.
Разработчики ориентированы на то, что радар будет применятся в БПЛА малых размеров – такие аппараты наиболее финансово доступны для большинства организаций. Масса полезной нагрузки таких аппаратов – не более 2 кг, поэтому разработчики создали радар массой менее 1 кг. Максимальная скорость полёта БПЛА, при которой радар способен обеспечить качественную информацию, – 125 км/час.
В настоящее время реализованы алгоритмы обработки сигналов, создана программа моделирования, позволяющая воссоздавать объекты с поверхности местности по отражённым сигналам от них. Выполнена приёмная часть радиомодуля, сейчас ведётся работа над передающей.
Алексей Залевский ведёт свою научно-исследовательскую работу в СКБ «Связь» под руководством доцента кафедры ТОР, руководителя СКБ «Связь» Андрея Александрович Гельцера.
Разработчики уверены в хороших перспективах своего проекта, ведь прямых аналогов продукту на российском рынке нет. Эту уверенность поддержали и эксперты регионального этапа конкурса «УМНИК», рекомендовав проект для финансирования региональным жюри, утверждение результатов конкурсной комиссией фонда будет принято в январе 2017 года.
Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники представил разработки в области беспилотных авиационных систем (БАС) на открытии нового пассажирского терминала международного аэропорта «Томск» им. Н.И. Камова.
Одиннадцатиклассники школы № 33 и гимназии № 29 изучили два актуальных инженерных направления — «Радиоэлектронные технологии» и «Интеллектуальные робототехнические системы и беспилотные аппараты» от Школы инженера ТУСУРа.
Ученые вуза представили свои проекты ПАО «Газпром». Среди них: новая аккумуляторная батарея для спутников, устройство определения границ раздела многослойных сред, а также сервис для облегчения прохождения психотерапии.
Стартапы, промышленные партнёры и представители вузов собрались в Молодежном центре ТУСУРа на втором дне рождения Стартап-студии университетов Томска.