Проект «Разработка мобильной аэроплатформы для обеспечения быстроразворачиваемых систем связи, наблюдения и телеметрии» вошёл в число победителей конкурсного отбора по программе «Старт – Цифровые технологии» для участников интенсива «Архипелаг 20.35».
Компания ООО «НПО Аэроплатформы», созданная сотрудниками и выпускниками ТУСУРа, – единственная томская команда, ставшая победителем конкурса «Старт – Цифровые технологии», прошедшего в рамках интенсива «Архипелаг 20.35». Команда разработчиков планирует уже к сентябрю 2021 года создать прототип мобильной аэроплатформы для обеспечения быстроразворачиваемых систем связи, наблюдения и телеметрии.
Для оперативного развёртывания систем связи сегодня чаще всего применяют мобильные мачтовые конструкции. Недостатком таких систем является высокая стоимость и трудоёмкость развёртывания. Особенно остро это проявляется тогда, когда масса полезной нагрузки (станции системы связи или узла наблюдения) относительно невелика. В таких ситуациях лучшим решением может стать мобильная аэроплатформа – комплекс из беспилотного летательного аппарата, системы управления и гарантированного электропитания по кабель-тросу. Такая аэроплатформа фактически обеспечивает точку подвеса полезной нагрузки, исключая традиционный до настоящего времени элемент – мачту. Её роль выполняет беспилотник.
«Аэроплатформа – это устанавливаемый на автомобиль типа пикап контейнер, в котором находится дизельный генератор, вырабатывающий электроэнергию, катушка с кабелем и беспилотный летательный аппарат. Мы планируем использовать БПЛА мультироторного типа с шестью или более электромоторами. Он будет подключён кабелем к генератору, что позволит ему висеть в воздухе до нескольких суток, – рассказывает генеральный директор компании Евгений Макаров. – К БПЛА при этом можно подключить разнообразную полезную нагрузку: ретранслятор, видеокамеру, тепловизор и т. д.».
Модуль аэроплатформы
Широкие возможности использования полезной нагрузки позволяют применять аэроплатформы не только во время ЧС, но и в задачах мониторинга технологических объектов. Вместо того, чтобы устанавливать множество камер по территории предприятия (за исключением внутренней части помещений), можно использовать аэроплатформу с камерой, которая смотрит на 360 градусов. Её в любой момент можно повернуть в нужную сторону и провести видеомониторинг территории.
Главное преимущество по сравнению с конкурентными разработками – полностью автоматические режимы развёртывания, работы и свёртывания. Это обеспечивает минимальные требования к квалификации обслуживающего технику персонала.
Евгений Макаров, генеральный директор компании «НПО Аэроплатформы»
Мы ставим перед собой задачу создать максимально эргономичную и простую для конечного потребителя систему. Для управления достаточно будет ввести необходимые параметры через компьютер (например, необходимый радиус обеспечения связи) и нажать на кнопку для взлёта БПЛА. Алгоритм будет поддерживать оптимальную высоту подъёма для обеспечения связи необходимого качества на заданном расстоянии. Также просто можно будет приземлить аппарат на платформу. Это позволит даже неквалифицированному персоналу легко использовать эту платформу.
Также он отмечает, что потенциальные заказчики аэроплатформы – нефтегазовые компании, месторождения, крупные перерабатывающие производства.
Результаты конкурсного отбора по программе «Старт» в рамках конкурса «Цифровые технологии» для участников «Архипелага 20.35» утверждены протоколом заседания дирекции Фонда содействия инновациям 4 декабря 2020 года. В рамках финала образовательного интенсива «Архипелаг 20.35» состоялось рассмотрение 228 заявок. Рекомендованы к финансированию 82 заявки, из них только одна – из Томска.
В военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных сил РФ «Патриот» (Московская область) начал свою работу Международный военно-технический форум «Армия-2024». В рамках выставки форума представлены разработки ученых Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники.
Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники представил разработки в области беспилотных авиационных систем (БАС) на открытии нового пассажирского терминала международного аэропорта «Томск» им. Н.И. Камова.
Прием заявок в Передовую инженерную школу Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники продолжится до 24 августа.
Команда студентов ТУСУРа принимает участие в соревнованиях «Аддитивная фабрика БАС», которые проходят в рамках Проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2024».