Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

ТУСУР принимает участие в разработке беспилотного КамАЗа

03 октября 2016
Иллюстрация: innoros.ru
Иллюстрация: innoros.ru

Радиолокационный датчик, создаваемый в ТУСУРе на основе технологий, применяемых в авиации и космических системах, станет одним из основных каналов системы технического зрения для беспилотного автомобиля «КамАЗ».

Специалисты конструкторского бюро «Связь» ТУСУРа создают макет радара для первого российского беспилотного грузовика. Это первый этап в череде работ по созданию специального автомобильного радара. Разработанные учёными ТУСУРа радиолокационные датчики совместно с данными видеокамер позволят обеспечить полностью автономное управление транспортным средством в любых погодных условиях и в любое время суток.

Андрей Гельцер, руководитель СКБ «Связь», доцент кафедры телекоммуникаций и основ радиотехники ТУСУРа

Тестовый образец беспилотного КамАЗа был выпущен летом 2015 года, и в течение года идут испытания автомобиля. Результаты показали, что оснащение машины только видеокамерами не обеспечивает требуемой точности и надёжности. Например, для точной оценки расстояния до других участников движения и их скорости необходим именно радиолокационный канал получения информации. Ещё одно достоинство радара – устойчивость к погодным условиям. В отличие от видеокамеры радар «видит» и способен выдавать качественное изображение ночью или при плохих погодных условиях: снег, дождь, туман. Это очень важно для создаваемого беспилотного КамАЗа, основной задачей которого является как перевозка грузов по дорогам общего назначения, так и решение специальных задач, например, при тушении пожаров в условиях сильного задымления.

Оказалось, что существующие решения не подходят по ряду характеристик либо недостаточно универсальны. По словам Андрея Гельцера, информация с существующих радиолокационных датчиков не всегда годится для однозначного распознавания текущей обстановки: случаются пропуски целей, иногда не хватает быстродействия, нет доступа к исходным данным для более глубокой и корректной интеграции с разрабатываемыми системами. Кроме того, внутри каждого серийного радара ведётся собственная обработка поступающих сигналов с помощью довольно простых процессоров, которые просто не могут обеспечить уровень обработки сигналов, требуемый заказчиком.

Разработчики КамАЗа-беспилотника обратились в российские вузы и предприятия с предложением совместной работы в этом направлении, и разработка СКБ «Связь» ТУСУРа оказалась наиболее соответствующей уровню решаемых задач и целям проекта.

«В общем случае ситуация такая – чем лучше «видит» радар, тем больше его размер. Однако при создании беспилотника нужно совместить высокое качество получаемых изображений и небольшой размер. Используя разработанные в нашем конструкторском бюро алгоритмы обработки сигналов, мы смогли получить высокодетализированные изображения, сохранив компактные размеры радара», – говорит Андрей Гельцер.

Благодаря работе специалистов ТУСУРа будет возможно создать небольшой, размером со смартфон, радар, который можно встроить в элементы обшивки автомобиля, и при этом его возможности будут превосходить сегодняшние относительно простые решения. До конца года специалистам ТУСУРа предстоит создать макет радара, который затем будет проходить предварительное тестирование и испытания на разрабатываемом беспилотном автомобиле при участии специалистов ПАО «КамАЗ». По завершении этих испытаний будет сделан следующий шаг – создание компактного прототипа разрабатываемого радара, который затем будет готовиться для серийного производства.

Макет радара создаётся в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки». ТУСУР в партнёрстве с НИТУ «МИСиС» и ООО «НПК «ТЕСАРТ»» выполняет проект «Разработка грузового автомобиля повышенной безопасности, оснащённого программным комплексом на базе технологии миллиметровой радиолокации для целей обнаружения и классификации препятствий и других транспортных средств с обеспечением функции управления торможением», ведущей организацией проекта является компания Cognitive Technologies.

Другие новости

23 июня 2020

Компактная авиационная радиолокационная станция была разработана совместно специалистами Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники, компании «Микран» (Томск), НИИ точных приборов (Москва) при поддержке Минобрнауки РФ.

04 июля 2020

Коллектив ТУСУРа выражает свои соболезнования семье и близким Виктора Анатольевича. Для университета его уход стал невосполнимой утратой.

29 июня 2020

Рой малых космических аппаратов может отправиться покорять ближний космос уже через два года.

18 июня 2020

Команда бизнес-инкубатора ТУСУРа разрабатывает онлайн-сервис для обучения школьников математике, основанный на автоматическом анализе открытых ответов.