Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

ТУСУР принимает участие в разработке беспилотного КамАЗа

03 октября 2016

Радиолокационный датчик, создаваемый в ТУСУРе на основе технологий, применяемых в авиации и космических системах, станет одним из основных каналов системы технического зрения для беспилотного автомобиля «КамАЗ».

Специалисты конструкторского бюро «Связь» ТУСУРа создают макет радара для первого российского беспилотного грузовика. Это первый этап в череде работ по созданию специального автомобильного радара. Разработанные учёными ТУСУРа радиолокационные датчики совместно с данными видеокамер позволят обеспечить полностью автономное управление транспортным средством в любых погодных условиях и в любое время суток.

Андрей Гельцер, руководитель СКБ «Связь», доцент кафедры телекоммуникаций и основ радиотехники ТУСУРа

Тестовый образец беспилотного КамАЗа был выпущен летом 2015 года, и в течение года идут испытания автомобиля. Результаты показали, что оснащение машины только видеокамерами не обеспечивает требуемой точности и надёжности. Например, для точной оценки расстояния до других участников движения и их скорости необходим именно радиолокационный канал получения информации. Ещё одно достоинство радара – устойчивость к погодным условиям. В отличие от видеокамеры радар «видит» и способен выдавать качественное изображение ночью или при плохих погодных условиях: снег, дождь, туман. Это очень важно для создаваемого беспилотного КамАЗа, основной задачей которого является как перевозка грузов по дорогам общего назначения, так и решение специальных задач, например, при тушении пожаров в условиях сильного задымления.

Оказалось, что существующие решения не подходят по ряду характеристик либо недостаточно универсальны. По словам Андрея Гельцера, информация с существующих радиолокационных датчиков не всегда годится для однозначного распознавания текущей обстановки: случаются пропуски целей, иногда не хватает быстродействия, нет доступа к исходным данным для более глубокой и корректной интеграции с разрабатываемыми системами. Кроме того, внутри каждого серийного радара ведётся собственная обработка поступающих сигналов с помощью довольно простых процессоров, которые просто не могут обеспечить уровень обработки сигналов, требуемый заказчиком.

Разработчики КамАЗа-беспилотника обратились в российские вузы и предприятия с предложением совместной работы в этом направлении, и разработка СКБ «Связь» ТУСУРа оказалась наиболее соответствующей уровню решаемых задач и целям проекта.

«В общем случае ситуация такая – чем лучше «видит» радар, тем больше его размер. Однако при создании беспилотника нужно совместить высокое качество получаемых изображений и небольшой размер. Используя разработанные в нашем конструкторском бюро алгоритмы обработки сигналов, мы смогли получить высокодетализированные изображения, сохранив компактные размеры радара», – говорит Андрей Гельцер.

Благодаря работе специалистов ТУСУРа будет возможно создать небольшой, размером со смартфон, радар, который можно встроить в элементы обшивки автомобиля, и при этом его возможности будут превосходить сегодняшние относительно простые решения. До конца года специалистам ТУСУРа предстоит создать макет радара, который затем будет проходить предварительное тестирование и испытания на разрабатываемом беспилотном автомобиле при участии специалистов ПАО «КамАЗ». По завершении этих испытаний будет сделан следующий шаг – создание компактного прототипа разрабатываемого радара, который затем будет готовиться для серийного производства.

Макет радара создаётся в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки». ТУСУР в партнёрстве с НИТУ «МИСиС» и ООО «НПК «ТЕСАРТ»» выполняет проект «Разработка грузового автомобиля повышенной безопасности, оснащённого программным комплексом на базе технологии миллиметровой радиолокации для целей обнаружения и классификации препятствий и других транспортных средств с обеспечением функции управления торможением», ведущей организацией проекта является компания Cognitive Technologies.

Похожие материалы по теме