Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

ТУСУР разрабатывает систему контроля и управления питанием мобильного косморобота

11 апреля 2018
ТУСУР разрабатывает систему контроля и управления питанием мобильного косморобота

Учёные Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники изготовят систему контроля и управления для аккумуляторных батарей отечественного мобильного автономного косморобота.

Специалисты Научно-исследовательского института автоматики и электромеханики (НИИ АЭМ) ТУСУРа подключились к прорывному отечественному проекту по созданию первого мобильного автономного косморобота для обслуживания внешней поверхности Международной космической станции (МКС). Робот возьмёт на себя 80 % рутинных действий, которые сейчас выполняют космонавты, выходя на орбиту для выполнения регламентных работ. Разработкой косморобота занимается ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК, Санкт-Петербург), аккумуляторную батарею изготавливает ПАО «Сатурн» (Краснодар).

Виктор Рулевский, директор НИИ АЭМ ТУСУРа

Мы участвуем в проекте как разработчики и изготовители системы контроля и управления для литий-ионной аккумуляторной батареи, которая будет располагаться непосредственно на космороботе. За параметрами аккумуляторной батареи необходимо постоянно следить, оперативно реагируя на возникающие критические моменты: это позволит обеспечить надёжный ресурс эксплуатации аккумуляторов как минимум в течение пяти лет.

Он подчеркнул, что аккумуляторная батарея – единственный источник питания на борту косморобота, который отвечает за его жизнеобеспечение. Поэтому функции выравнивания напряжения на батарее, отслеживания всех её параметров, поддержания рабочей температуры и подзарядка – важные задачи, которые будет решать создаваемая в ТУСУРе система.

«Контроль температуры аккумуляторной батареи важен, потому что при пониженных температурах литий-ионная батарея перестаёт функционировать. Наша система позволит в автоматическом режиме отслеживать состояние температуры элементов аккумуляторной батареи, в случае необходимости включать и отключать её подогрев», – добавил директор НИИ АЭМ ТУСУРа.

Помимо контроля аккумуляторной батареи, система работает с питающими цепями косморобота: отслеживает, когда аккумулятор разряжен, и осуществляет коммутацию цепи питания от зарядного устройства при подзарядке батареи. Кроме этого, отслеживаются критические моменты, связанные с работой аккумуляторов: короткое замыкание, выход элемента из строя – в таких ситуациях, чтобы сохранить работоспособность косморобота, предусматривается автоматическое защитное отключение.

В работе по созданию системы будет использоваться контрольно-проверочная аппаратура на базе имитаторов аккумуляторных батарей и нагрузочных устройств, созданная НИИ АЭМ ТУСУРа, чтобы осуществлять проверку системы в наземных условиях и проводить отработку различных режимов работы: штатных и аварийных.

В 2019 году разработчики ТУСУРа должны выполнить первый опытный образец своего модуля и поставить заказчику. Лабораторный образец косморобота будет изготовлен к 2019 году, на МКС окончательная версия робота отправится после 2020 года. Общий вес роботизированного космонавта – 200 кг. Он строится по модульному принципу, благодаря чему отказавшие элементы, агрегаты и узлы можно без проблем заменить даже в условиях открытого космоса.

Материалы по теме

01 октября 2018

ТУСУР в консорциуме вузов и предприятий приступил к совместному созданию малоразмерных космических аппаратов для отработки функционирования роя спутников на космической орбите.

28 сентября 2018

Проект резидента студенческого бизнес-инкубатора ТУСУРа – команды «50ом Тех.» – по созданию системы автоматизированного проектирования (САПР) многофункциональных интегральных схем с использованием методов искусственного интеллекта вошёл в число победителей конкурса Innovation Awards – 2018, первой китайско-российской премии индустриальных инноваций.

12 октября 2018

В рамках форума новых решений U-NOVUS – 2018 в ТУСУРе проходит воркшоп «Технологии точного земледелия для минимизации потерь», организованный совместно с Cognitive Technologies – ведущей компанией в области разработки искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств.

10 октября 2018

Учёные Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники предложили решение по выравниванию температуры на светодиодной ленте, позволяющее уменьшить её перегрев и продлить срок службы лампы.