О том, что начальство надо знать в лицо, ведает любая секретарша, даже та, у которой голова деревянная. Никого не хотим обидеть. Речь идет о нейророботе в облике девушки – помощницы руководителя. Электронная кукла способна различать всех, кто хоть раз перекинулся с ней парой слов. Причем в «мозгах» запечатлевается не только визуальный, но и эмоциональный облик человека. Так что в памяти «барышни» теперь навсегда остались улыбки статс-секретаря Федерального министерства экономики и технологий Германии Бернда Пфаффенбаха и заместителя министра экономического развития России Андрея Шаронова. Похоже, что и высоким гостям знакомство с электронной дамочкой пришлось по душе. Как и все, что члены российско-германской рабочей группы по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов увидели в студенческом бизнес-инкубаторе Томского университета систем управления и радиоэлектроники – месте, где реально решается задача выпуска предпринимателей наукоемкого бизнеса.
– Бизнес-инкубатор создаст сообщество людей, которые смогут коммерциализировать научные разработки, а мы попытаемся содействовать этому, – заверил Андрей Шаронов.
А Пфаффенбах признался, что увидел как знания, накопленные в университетах, внедряются в экономику.
– Здесь мы можем поучиться у вас, – сказал статс-секретарь Федерального министерства экономики и технологий Германии.
Даже томичи уже почти забыли, как ТУСУР бился за открытие студенческого бизнес-инкубатора. «Спором хозяйствующих субъектов» называли ту войну сторонники ночного клуба, который никак не хотел выселяться из помещения, построенного руками студентов вуза еще в советское время. Гости же российско-германского саммита вообще не узнают эту историю. Но посещение ночного дансинга им вряд ли было бы интересно. А вот шаги, которые предпринимает вуз инновационного направления, привлекательны в государственном плане. Руководство ТУСУРа предложило абсолютно новую технологию подготовки предпринимателей наукоемкого бизнеса.
– Для себя мы ее сформулировали и начали осуществлять пять лет назад, но я убежден, что это ключевая задача для всей России, - говорит ректор ТУСУРа, профессор Анатолий Кобзев. – Стране нужно формировать средний класс, развивать предпринимательство в сфере малого и среднего бизнеса. Однако если процесс будет идти теми темпами, которыми это делается сегодня, потребуется не менее двухсот лет, чтобы достичь среднеевропейского уровня. Общее количество структур малого бизнеса, по европейским меркам, должно в России равняться 4 миллионам. А за двадцать послеперестроечных лет сформировано всего 994 тысячи.
В наукоемком бизнесе ситуация получше только в Томске, в целом же в России - катастрофическое положение. По количеству наукоемких фирм мы отстаем от Европы в 100 раз (в Томске – вполовину меньше, причем 80 процентов наукоемкой продукции создано выпускниками ТУСУРа). И это в то время, когда наукоемкий бизнес в любой развитой стране дает налогов более половины всего бюджета.
Уменьшение зависимости от сырьевого экспорта и переход к экономике знаний, по мнению Анатолия Васильевича, является задачей, которая по своим масштабам и социальным последствиям превосходит атомный и космический проекты. Кобзев убежден, что нужна специальная программа генерирования новой волны предпринимателей, и решить ее могут только университеты. Наукоемкий бизнес требует у его основателя высшего образования, практически все будущие предприниматели учатся в университетах: выпускники ТУСУРа, например, основали 115 предприятий томского IT-сектора. Однако в целом высшая школа по-прежнему продолжает готовить инженеров наемного труда.
– Сегодня реформы образования поддерживаются лозунгами о качестве, – говорит Анатолий Васильевич. – Но качество не бывает отвлеченным. Одно дело - качество инженера наемного труда, другое – ученого, третье – предпринимателя.
Бизнес-инкубатор – это звено логической цепочки подготовки молодых предпринимателей в ТУСУРе. С созданием технико-внедренческой зоны, в которой ТУСУР является головной организацией по направлению «Электроника, информационные и телекоммуникационные технологии», она замкнется. Но прежде чем это произойдет, в течение пяти лет в университете будет коваться специалист новой формации, что от самого вуза потребовало выстроить абсолютно новую систему подготовки.
Интересное совпадение: в сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, а в августе был подписан совместный проект ТУСУРа с немецким Университетом прикладных наук им. Георга Симона Ома в Нюрнберге и третьим партнером – из Нидерландов. Проект этот был направлен на систему перезачета результатов международного обучения студентов. Он продлился два года и позволил продвинуть систему зачетных единиц достаточно далеко. Но если уж быть абсолютно точными, то на самом деле одна из главных частей этой системы – рейтинговое оценивание - в томском вузе работает с 1986 года. Сначала в рамках одной кафедры – промышленной электроники, затем одного факультета – электронной техники, и три года в рамках всего ТУСУРа. От традиционной системы зачетов и экзаменов оно отличается таким распределением каждого курса и каждого предмета, что студенту нужно перепрыгнуть не один барьер, а постоянно преодолевать небольшие преграды, что делает работу регулярной в течение семестра, исключая элемент случайности на экзаменах. Каждый предмет декомпозирован на части. Каждая часть имеет контрольно-измерительные материалы. А их количество таково, что студент не может зазубрить все ответы.
Многоплановая система потребовала перестройки методического обеспечения. Кроме того, лабораторией инструментальных систем моделирования разработаны новые технологии. И по ним даже недавно была защищена докторская диссертация.
Например, выдает машина задачку.
– Ответ неверный, – говорит она, получив результаты неких мыслительных процессов. И не просто констатирует, а учит, дает рекомендации, и вновь…
– Получите еще одну задачку.
– Ну, хоть бы раз повторилась, - разводят руками студенты.
Часть курсов студент выбирает сам, записываясь к определенному преподавателю. От профессорско-преподавательского состава нововведения, соответственно, также потребовали мобилизации. Все это позволяет активизировать процесс обучения. Как и то, что до 30 процентов части некоторых курсов переведено на дистанционное изучение. Причем не для заочников, живущих вдалеке от Томска, а в обучении студентов-«дневников». Это сделано совершенно сознательно. Наш инженер много знает, но не всегда умеет двигаться без задания сверху. Не потому ли во всем мире столь ценятся русские «исполнители»? Возможность осуществления этого нововведения была основана на практически стопроцентной компьютеризации вуза. В диспетчерском центре ТУСУРа зарегистрировано более 11 тысяч компьютеров.
– У нас 16 тысяч студентов, значит, в идеале, должно быть 16 тысяч творческих планов, – говорит ректор. – Это большая работа и целая система, в которую вовлечен весь университет.
Шагая по индивидуальной траектории, студент в конце концов попадает в бригаду студентов, перед которой поставлена та или иная, но обязательно творческая задача. В процессе молодые люди защищают отдельные практические части, а кроме того, сдают теоретические курсы. К четвертому курсу работа будет доведена до бизнес-проекта, который представится на конкурс в студенческий бизнес-инкубатор. Где, между прочим, место стоит 11 тысяч рублей – немалые деньги для начинающего бизнесмена. Попадание в студенческий бизнес-инкубатор – это венец работы по групповым творческим проектам. В СБИ студенты не только доводят свою разработку до конечного продукта, но учатся продавать его, искать заказчиков. В частности, та электронная кукла, с которой мы начали свой рассказ, уже приглянулась одному из банков, пожелавших создать у себя столь привлекательную пропускную систему. Наиболее удачные из студенческих научных разработок в конце концов станут теми самыми основами будущих наукоемких компаний, которые сегодня так необходимы стране, которые создадут питательную среду технико-внедренческим зонам. Вокруг ТУСУРа таких фирм, созданных предпринимателями первой волны, сейчас сосредоточено около пятидесяти. Они создают в ТУСУРе научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, предоставляют рабочие места. Но самое главное, что заражают примером студентов, стремящихся к той самостоятельности, без которой у великой страны не может быть будущего.