Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

По встречной полосе

05 апреля 2007
Если бы в 1960-е годы профессору из Калифорнии задали вопрос: «Над чем работают сейчас ученые в городе Томске?», он бы вообще не понял, о чем речь. В те годы этот сибирский город, в котором развивались вузы и формировался научный центр Академии наук, был закрыт для иностранцев.

Если бы в 1960-е годы профессору из Калифорнии задали вопрос: «Над чем работают сейчас ученые в городе Томске?», он бы вообще не понял, о чем речь. В те годы этот сибирский город, в котором развивались вузы и формировался научный центр Академии наук, был закрыт для иностранцев. Даже «свои» мало знали о том, что происходит в секретных институтах и лабораториях, чему учат на «специальных» факультетах. В 1962 году в Томске появился еще один вуз – ныне Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), который изначально был нацелен на подготовку кадров для ракетной, космической индустрии, военно-промышленной сферы. Поэтому, как не трудно догадаться, основные контакты ученых нового вуза были «закрыты» для окружающего мира.

Что им стоит мост построить?

И только с середины 1980-х годов ТУСУР вышел на активное сотрудничество с зарубежными вузами. После того, как появилась возможность «себя показать и на других посмотреть», выяснилось, что результаты исследований, проводимых учеными томского вуза, востребованы и почитаемы коллегами престижных университетов мира. Поэтому можно сказать, что выход «в свет» ТУСУРа начался с личных международных контактов его профессоров. Причем коллеги из разных стран решили не только проводить совместные исследования, но и обмениваться студентами, аспирантами.

- Хотя история нашего международного сотрудничества и ограничена по времени, мы далеко продвинулись за последнее время, - рассказывает начальник отдела международных отношений Геннадий Кобзев. - Однажды университет поставил перед собой цель - воспитать новое поколение предпринимателей для наукоемкого бизнеса и создать бизнес-окружение ТУСУРа, состоящее из частных компаний. Сегодня у нас есть успехи - в объединение вуз – частный бизнес входят 50 наукоемких фирм, и мы готовы расширять географию партнерства. Университет стремится помочь своему инновационному окружению в дальнейшем развитии. Используя контакты и связи наших ученых с зарубежными коллегами, мы организовали несколько необычных международных проектов – и назвали их бриджами, что по-английски означает мост. Эти проекты бриджей с различными странами интересны нам в первую очередь в плане научно-инновационного сотрудничества. И таких успешных проектов бриджей на сегодняшний день уже несколько.

Все началось с моста «Калифорния – Томск». Сегодня этот проект является своеобразным индикатором успешности тусуровских бриджей. Сотрудничество с университетами в Силиконовой долине – в первую очередь с Университетом Беркли и со Стэнфордским – началось традиционно с контактов в научной среде. Ученые встречались на конференциях, вели совместные исследования. Вскоре выяснилось, что эти контакты могут стать основой для развития инновационного бизнеса на томской земле. Именно для этого ТУСУР и строит уже несколько лет свои уникальные мосты.

Университет помогает своим выпускникам устроиться и успешно развивать собственные бизнес-проекты в Силиконовой долине. По словам Г.Кобзева, это не «бездумное отправление» лучших кадров в США или другие страны. Десант тусуровцев за океаном необходим для создания второй опоры для моста.

- Наши выпускники, находящиеся в США, создали свою частную компанию, «Томск Инкорпорейтед», которая работает на рынке информационных технологий, - поясняет он. – Она взаимодействует с заказчиком, рассказывает о достижениях ТУСУРа в различных областях – в науке, в информационных технологиях, занимается и продвижением результатов бизнес-проектов. А в Томске находится ее исследовательская часть. Поэтому мост у нас «двунаправленный». Если выразиться образно, четыре его полосы движения - наука, образование, инновации, частный бизнес - успешно функционируют и поддерживают друг друга. Например, чем больше растет «бизнес-полоса», тем больше процветают наука и образование. Этот проект оказался очень успешным, и подобные мосты мы собираемся развивать и дальше. В общем, модель инновационного международного сотрудничества ТУСУРа заключается в том, чтобы на основе научных связей выстраивать бизнес-контакты.

И это не просто слова. Сегодня в ТУСУРе сформирован мост «Тороното - Томск». В Торонто уже находится группа выпускников, которые открыли частную компанию, специализирующуюся в сфере информационных технологий и программного обеспечения. Подобный мост строится и с Нюрнбергским институтом прикладных наук. В перспективе – организация подобных проектов с Голландией.

В стиле «евро»

Конечно, продолжается и взаимодействие ученых с зарубежными партнерами, их участие в традиционных научных образовательных мероприятиях, проектах. Самое главное достижение – создание в составе ТУСУРа в 2002 году Сибирского филиала международного исследовательского центра телекоммуникаций и радиолокации. Головной офис этой организации находится в г. Дельфт (Нидерланды). Сибирский филиал состоит из трех научно-исследовательских лабораторий, которые проводят совместные исследования в области радиолокации.

Ученые кафедры физики ТУСУРа вместе с коллегами из университета Беркли работают в области физики плазмы. Не так давно началось активное партнерство с Техническим университетом города Лемож (Франция). И в ТУСУРе уверены в том, что из него вырастет нечто грандиозное. По словам Г. Кобзева, сотрудничество вуза с Германией и Францией - это яркий пример того, как на основе научных контактов формировалось сотрудничество уже в сфере образования. Теперь у студентов ТУСУРа появилась возможность проходить часть обучения в течение одного семестра или года в университете-партнере. Для преподавателей – участвовать в конференциях или преподавать там.

- А это, в свою очередь, и есть основной компонент Болонской декларации – обеспечить условия для мобильности студентов, - подчеркивает Г. Кобзев. - В 2002 году наш университет совершил уникальный прорыв в области реформирования образовательного процесса в духе Болонской декларации. Мы победили в конкурсе TEMPUS: наш проект как раз предусматривал создание системы перезачетов результатов зарубежного обучения студентов. Создание такой кредитной системы, когда оценка знаний понятна всем участникам образовательного процесса, тоже является одним из ключевых элементов Болонской декларации. Наши студенты, обучающиеся по специальностям, уже переведенным на систему бакалавр-магистр, активно участвуют во всех этих обменах и проектах.

Например, в прошлом году, десять наших студентов учились в течение семестра в Германии. Причем не в одном вузе, что сейчас распространено, а сразу в нескольких. Это был первый такой европейский опыт для нас: чтобы результаты обучения студентов в разных вузах были адекватно зачтены по направлению после получения окончательной степени. Можно уверенно сказать: все, что мы спланировали, работает.

Пенкина О.
Poisk
НАВЕРХ