Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Александр Уваров представил в Новосибирске модель предпринимательского университета ТУСУРа

15 февраля 2013
В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) по инициативе Фонда Сколково состоялся семинар по теме «Предпринимательские университеты».

В семинаре приняли участие вице-президент Фонда Сколково Олег Алексеев, директор департамента организации исследовательского комплекса Сколково Леонид Водоватов, проректор по инновационному развитию и международной деятельности ТУСУРа Александр Уваров.

На семинаре участники обсудили вопросы, связанные с реализацией модели предпринимательского университета в российских условиях, критерии предпринимательского университета, способы и методы привития студентам и сотрудниками предпринимательского мышления, построение инновационной экосистемы вокруг университета и способы построения взаимодействия между университетами, бизнесом и властью.

Эксперт семинара проректор ТУСУРа Александр Уваров выделил в своём выступлении пять критериев, которым следует ТУСУР в реализации модели предпринимательского университета.

Гибкое управление:

  • признание реализации модели предпринимательского университета приоритетным на уровне руководства,
  • способность управленческой команды повышать доходную часть бюджета,
  • осуществление управления в альянсе с выпускниками и наблюдательным советом.

«Модель управления ТУСУРа строится на взаимодействии с ассоциацией его выпускников. Это приближает нас к системе управления ведущих университетов мира», - отмечает особенности и достижения ТУСУРа Александр Уваров.

Эффективное взаимодействие с глобальной внешней средой:

  • взаимодействие с выпускниками, компаниями и университетами в регионе, России и мире.

По словам Александра Уварова, университет сегодня должен брать на себя ответственность за развитие сообщества выпускников в регионе и мире.

Инвестиционное решение принимается в стенах университета.

Большой исследовательский бюджет и академическая среда, лояльная к предпринимательской миссии университета.

«В предпринимательском университете доходы от образования должны составлять 20 % от бюджета, 80 % – доходы от исследований и разработок. В ТУСУРе исследовательский бюджет составляет 41 %», - говорит Александр Уваров.

Предпринимательская среда, интегрированная в учебный процесс:

  • главный инструмент – совместные проекты преподавателей и студентов.

Вице-президент Фонда Сколково Олег Алексеев обратил внимание участников семинара на несколько процессов в мировом образовании, которые оказывают значительное влияние на Россию. Первый – смена парадигмы образовательного процесса и переход к новым образовательным технологиям. «Технологии, применяемые в советском инженерном образовании, устарели и не позволяют ответить на вызовы в научной и образовательной деятельности», - отмечает Олег Алексеев. Второй процесс – превращение университетов в экономически конкурентоспособные корпорации. По его словам, в последнее время происходит сдвиг в понимании современного образования, продиктованный экономическими факторами. «В мировой повестке обсуждаются вопросы передачи функции финансирования фундаментальных исследований от общества фондам целевого капитала университетов и усиление экономической конкурентоспособности университетов», - рассказывает Олег Алексеев. Третий процесс – повышение эффективности взаимодействия университетов и корпораций. «Заказ исследований университетам от корпораций обусловлен тем, что стратегии развития последних стали не только финансовыми, но и технологическими», - говорит вице-президент Фонда Сколково. Четвёртый процесс – ведущие университеты постоянно расширяют количество доходных статей в своём бюджете. «Если университет направляет деньги на предпринимательскую компоненту, - продолжает Олег Алексеев, - то каждая статья расходов университета должна возвращать ему что-то конкретное в виде денег». Пятый процесс – доминирование модели предпринимательских университетов, которые создают культуру технологического предпринимательства и инновационную среду.

По словам Олега Алексеева, интегрирование предпринимательской среды в образовательный процесс может быть достигнуто за счёт нескольких факторов. Во-первых, за счёт переорганизации времени профессоров, освобождения их от учебной нагрузки. Во-вторых, за счёт участия в международных конкурсах как студентов, так и сотрудников университета. В-третьих, за счёт формирования исследовательского пояса и налаживания исследовательских контактов «на стороне». В-четвёртых, за счёт создания так называемых «мест свободы», где студенты и преподаватели смогли бы действовать за границей привычной культуры и создавать инновации.

Директор департамента организации исследовательского комплекса Сколково Леонид Водоватов в своём выступлении отметил, что главная задача университетов – создавать инновационную экосистему в регионе. «Инновационная экосистема региона – это механизмы и институты, объединяющие образование, исследования и инновации, с одной стороны, и государство, университет и бизнес, с другой стороны», - говорит представитель Сколково. Ситуация, которая наблюдается сегодня в инновационной экономике России, по словам Водоватова, не соответствует ставящимся задачам. «По статистике, уровень инновационной активности в России не меняется уже 10 лет и составляет 9,5 %. Замещение новыми средствами производства происходит в течение 20 лет. Изменить эту ситуацию смогут только предпринимательские университеты, способные создавать экосистему инноваций в регионе», - уверен Леонид Водоватов.

В завершение семинара, прошедшего 9 февраля, участники обсудили принципы, которые позволят университетам развиваться как предпринимательским: наличие университета-партнёра, развивающегося согласно модели предпринимательского университета, наличие иностранного партнёра, определение чёткой роли университета в регионе, необходимой федеральной поддержки для успешного развития. Вице-президент Фонда Сколково Олег Алексеев, считает, что ТУСУР является оптимальным партнёром для НГТУ в реализации модели предпринимательского университета.

Похожие материалы по теме