Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Доцент кафедры ФС прошла стажировку в международной школе Яд Вашем (Израиль)

05 апреля 2012
Ольга Владимировна Горских, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и социологии гуманитарного факультета ТУСУРа, прошла стажировку в числе других российских преподавателей по теме «Холокост» в международной школе Яд Вашем.

В современной социокультурной ситуации история холокоста и проблема преподавания этой темы в школах и вузах вызывает глубокий интерес не только педагогического сообщества, но и общественности. В наши дни, когда мир сотрясают межнациональные конфликты, распространяются ксенофобные настроения, нетерпимость к представителям другой нации, другой культуры, носителям иной модели поведения и логики мышления вопрос изучения холокоста сегодняшними школьниками и студентами обретает особую значимость.

К сожалению, долгие годы о проблеме холокоста было непринято говорить в нашей стране, данная тема не включалась в школьные и даже вузовские программы. В этой связи не сложилась методика преподавания данной темы в школе, лишь отдельные учителя-энтузиасты по своему внутреннему убеждению уделяли этому вопросу особое место в курсе истории или литературы.

Отрадно, что в последнее время произошли сдвиги в сознании людей, и всё большее число учителей-практиков осознают необходимость говорить на своих занятиях о холокосте, изучать вместе со своими учениками истоки этой беспрецедентной трагедии. Именно таких неравнодушных и деятельных людей из разных регионов России и ближнего зарубежья объединяет НПЦ «Холокост» (Москва) на своих ежегодных семинарах, публичных лекциях, научных конференциях. Хочется несколько слов сказать о центре, который является уникальной в своём роде организацией, первой на постсоветском пространстве поставившей целью увековечение памяти о жертвах холокоста, создание музеев и документальных экспозиций, включение этой темы в образовательные программы и стандарты школ и вузов, создание мемориалов погибших, сбор документов, свидетельств и воспоминаний.

Главными и неизменными организаторами всех научных, образовательных и общественных мероприятий являются два замечательных, энергичных, поистине выдающихся человека: президент общественного фонда «Холокост» Алла Ефремовна Гербер и сопредседатель центра «Холокост» профессор Илья Александрович Альтман.

Работа центра ведётся интенсивно, координируются разнообразные исследовательские, научные и международные программы, организуются конкурсы. Сегодня благодаря деятельности центра «Холокост» можно говорить о том, что в образовательной практике складывается методология изучения истории холокоста, вырабатываются методические подходы к преподаванию данной темы в школе и вузе.

Именно педагогическим и методическим аспектам преподавания темы холокоста был посвящён семинар для российских преподавателей школ и вузов, который состоялся в конце марта 2012 года в институте Яд Вашем (Израиль). Подробно рассказать об этом научно-практическом мероприятии представляется нелишним, так как позволяет перенять российским педагогам и учёным много полезного из израильского опыта преподавания темы холокоста, а также организации и разворачивания научных и образовательных проектов.

Местом проведения стажировочных мероприятий стал национальный мемориал катастрофы и героизма «Яд Вашем», расположенный на горе Памяти (Хар Азикарон), откуда открывается величественная панорама Иерусалима. Комплекс «Яд Вашем» впечатляет своей монументальностью. Каждое архитектурное сооружение, а их 29 на территории Яд Вашем, уникально, имеет свою символику и значение. Занятия в основном проходили в здании международной школы изучения катастрофы. Вместе с тем программа была продумана организаторами таким образом, что прослушивание ряда лекций происходило в разных частях мемориального комплекса: в Аллее праведников народов мира, в синагоге, в художественном музее катастрофы, в Зале имён, на площади Варшавского гетто, в Долине общин. Это усиливало впечатление, позволяло осознать масштаб холокоста и ощутить сопричастность к боли еврейского народа.

В семинаре принимали участие более двадцати преподавателей из школ и вузов России, а также один представитель из Литвы.

Программа семинара была очень насыщенной. Заседания начинались в 8 утра и заканчивались около 7 часов вечера. В течение 11 дней ведущими учёными Израиля, а также гостями из США и России было прочитано более двух десятков лекций, посвящённых разным аспектам проблемы холокоста, начиная от истоков и зарождения понятия «холокост», попытки адекватно объяснить явление антисемитизма и идеологию нацизма до осмысления темы катастрофы в кино, литературе и искусстве. Причём эти лекции проходили в жанре свободной дискуссии, когда слушатели могли задавать вопросы, высказывать мнения, уточнять позиции, комментировать.

Среди наиболее интересных и запомнившихся лекций хочется отметить выступление доктора Арона Шнеера. Учёный рассмотрел судьбу советских евреев между двумя мировыми войнами, обращаясь при этом к многочисленным историческим примерам из редких источников. Доктор Михаил Вайскопф затронул вопросы антисемитизма в историко-литературной перспективе, в частности, рассказал о том, как эволюционировали сюжеты, связанные с еврейской темой в русской классической литературе, как менялись позиции русских писателей по отношению к еврейскому вопросу. Большой интерес участники семинара проявляли к лекциям и практикумам Ноа Сигал, которая со свойственной ей глубокой эрудицией и знанием культуры блестяще представила тему катастрофы в советском кино. Высокого эмоционального напряжения требовала лекция Лизы Давидович «Катастрофа в музыке». Очень талантливо, проникновенно лектор рассказала о судьбах выдающихся музыкантов, оказавшихся в гетто, но продолжавших писать музыку, выступать с концертами. Всех присутствующих потрясла судьба молодого, двадцатишестилетнего, чешского пианиста, еврея по происхождению, Гидеона Кляйна, который в терезинском гетто, словно предчувствуя уход, создал своё последнее произведение «Струнное трио». В какой-то момент, во время прослушивания этой музыки, присутствующая на лекции Алла Гербер сказала: «Это музыка конца. Спокойно это слушать невозможно…» Ярким и концептуальным явилось выступление Ильи Альтмана, посвящённое истории «Чёрной книги». Профессор остановился на некоторых аспектах при составлении данной книги, рассказал о плодотворной международной работе над этим проектом по фиксации, отбору и последующей публикации документов о нацистских зверствах.

Неподдельный профессиональный интерес у педагогов вызывали практикумы под руководством научного организатора стажировки доктора Ирит Абрамски, которая является не только маститым учёным, высоко эрудированным человеком, но и невероятно красивой женщиной. Ключевыми вопросами, посредством которых создавалась драматургическая интрига занятий-практикумов, стали проблемы морального выбора, дилеммы жертв и «стоящих в стороне»: как в нечеловеческих условиях существования не потерять нравственный облик человека и духовно противостоять любым формам несвободы. Ценным опытом для преподавателей явились разнообразные деятельностные способы работы с текстами документов, предложенные израильскими коллегами. Надо отдать должное профессиональному мастерству наших преподавателей, которые умело рефлексировали предъявленные в текстах факты, позиции, взгляды и создавали свои оригинальные, нередко поэтические тексты, представляли сценарные разработки занятий, выходили на уровень творческого осмысления проблемы. Продуктивным в такой методике работы с текстами является выход к целостному, концептуальному представлению о явлении холокоста. Это находит своё непосредственное отражение в умении педагогов, а значит и их учеников анализировать исторический документ, выстраивать коммуникацию на занятии в соответствии с содержанием и жанрово-стилистическими особенностями предъявленного материала.

Не обходилось на практикумах без активных, оживлённых дискуссий по поводу применяемых методик в российском образовании и в израильском опыте.

О. В. Горских отмечает полезность ярких докладов и презентаций участников семинара, которые щедро делились своим опытом организации проектов по теме холокоста. Запоминающимся стало выступление Ольги Григорьевой, которая вместе со своими учениками установила имена людей, спасавших еврейское население от нацистов. Благодаря их поисковой работе двум людям присвоено звание праведников народов мира. Доцент кафедры ФС представляла также свой модуль дистанционных курсов повышения квалификации педагогов «Холокост в культурно-историческом дискурсе», который предполагает рассмотрение явления холокоста в широких культурных контекстах. Сегодня по данному модулю в Томской области обучаются около двух десятков преподавателей.

Заключительным тактом семинара стало волнующее выступление историка Давида Зельвенского, который, обладая всепобеждающей энергией, создал уникальный военно-исторический музей «Энергия мужества». Кроме того, благодаря этому незаурядному человеку в Израиле восстановлена традиция празднования Дня Победы. И теперь каждый год на главной площади Яд Вашем проходит праздничный парад, посвящённый 9 Мая.

Для О. В. Горских участие в этом международном семинаре оказалось важным с той точки зрения того, что способствовало расширению представлений об истории еврейского народа, истоках антисемитизма и идеологии фашизма. Кроме того, знакомство с педагогическими практиками и методическими приёмами организации занятий по теме холокоста обогатило её профессионально, позволило завязать новые контакты в рамках проекта и расширило горизонты научных поисков.

Похожие материалы по теме