Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Эксперт ТУСУРа: «Нужно дать возможность школьникам создавать социальные приложения для роботов»

27 ноября 2018
Эксперт ТУСУРа: «Нужно дать возможность школьникам создавать социальные приложения для роботов»

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники совместно с компаниями высокотехнологичного сектора формулирует новую модель по реализации образовательной робототехники в школах для технической подготовки и решения социальных задач.

Эффективные приложения – для социальных роботов

В реализации модели предполагается задействовать социальных роботов. Социальные или сервисные роботы призваны обеспечивать взаимодействие с людьми. К ним относятся роботы-помощники в банке или аэропорту, гиды на выставке, в торговом центре, аниматоры, ассистенты учителя и др. Несмотря на активное развитие тематики, одна из задач социальной робототехники, которая остаётся актуальной, – это лояльное отношение к подобным роботам, особенно человекоподобным.

«Отечественные и зарубежные разработчики создают платформы – роботов, но не всегда понимают, как их эффективно использовать в социальных взаимодействиях», – рассказал руководитель лаборатории робототехники и искусственного интеллекта ТУСУРа Евгений Шандаров.

По мнению руководителя лаборатории ТУСУРа, располагающей богатым опытом в области социальной робототехники, на текущий момент не накоплена критическая масса действительно полезных и эффективных приложений для социальных роботов. Предложенная специалистами ТУСУРа новая концепция включает в себя такие компоненты, как платформа социального человекоподобного робота, интернет-магазин приложений для робота и достаточное число разработчиков этих приложений.

«Слабое место концепции – именно разработчики: во-первых, для накопления критической массы их должно быть действительно много, во-вторых, это должны быть не абстрактные программисты, а создатели систем взаимодействия людей и роботов, сценаристы, психологи и другие специалисты, многих из которых сегодня просто нет», – поясняет Евгений Шандаров.

Революционная идея

Он подчеркнул, что предложенная ТУСУРом идея – почти революционная: учёные вуза предложили использовать платформу социального человекоподобного робота в школе как инструмент для создания приложений социальной робототехники руками самих школьников, а школу – как площадку апробации и полигон испытаний, выставку достижений социальной робототехники. Учащиеся школы в этой схеме становятся архитекторами и конструкторами мира будущего, а сама школа – вместо потребителя продуктов информационных технологий их созидателем.

«Преподавание информатики в школах введено с начальных классов, но зачастую занятия проходят в классах за компьютерами. Гораздо интереснее детям было бы изучать предмет на базе человекоподобного робота, который может разговаривать и понимать человеческую речь, узнавать по лицам и реагировать на прикосновения, перемещаться из кабинета в кабинет, двигать руками и головой. В настоящее время таких роботов в школах практически нет. Это дорогостоящие платформы, для закупки и поставки которых в каждый класс потребуются большие финансовые затраты», – рассказал руководитель лаборатории робототехники и искусственного интеллекта.

Школьники могут создавать «магазин приложений» для робота

«Мы предложили нашим индустриальным партнёрам – компаниям «Прикладная робототехника» (Москва) и НЦ «Полюс» (Томск) – адаптировать разработанную ими платформу – антропоморфного робота, которую можно поставить в школу для совместной отработки школьниками различных задач», – пояснил Евгений Шандаров.

В качестве примера реализации такого подхода к образовательной робототехнике он привёл разработку старшеклассниками простейших приложений для робота, ориентированных на обучение и игры с детьми из младших классов.

«Школьники сами смогут создавать «магазин приложений» для робота, формулировать задачи, которые может выполнять робот в школе», – добавил руководитель лаборатории ТУСУРа.

Сотрудники лаборатории, например, создали для антропоморфного робота программы по обучению со школьниками правил дорожного движения, проведения гимнастики, развивающих игр и др. Занятия в школах и детских садах подтвердили, что такой вид деятельности вызывает у детей большой интерес.

«Помимо того, что мы объединяем учеников разных классов, развиваем наставничество, мы школу в этом случае делаем площадкой для апробации, вовлекаем школьников в разработку, создание того, что нравится и будет интересно людям, предлагаем со школьной скамьи учиться самим формировать будущее», – убеждён Евгений Шандаров.

Другие новости

28 апреля 2025

25-27 апреля в г. Южно-Сахалинск прошел Международный чемпионат по робототехнике - САХАЛИН 6.0. Томскую область представила команда OVERDRIVE TUSUR, подготовленная студентами ТУСУРа.

09 июля 2025

Один из идеологов движения по образовательной робототехнике РобоКап Россия, преподаватель, сотрудник кафедры электронных приборов Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Евгений Шандаров отмечает, что в настоящих и будущих задачах робототехники превалирует именно инженерная специфика, а для их решения специалистам необходима, прежде всего, инженерная база.

17 апреля 2025

Открытие соревнований по робототехнике Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУРа) прошло в Центре цифрового образования детей IT-CUBE.ТОМСК в четверг. Они проводятся в рамках школьного трека VIII Фестиваля радиоэлектроники. В первый день дети из разных районов области соревнуются в сбивании кегель и гонках.  

16 мая 2025

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) подвел итоги 10-го Открытого Российского чемпионата по робототехнике и искусственному интеллекту «РобоКап». Участие в соревнованиях приняло более 500 студентов и школьников.

НАВЕРХ