Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Лайфхак от преподавателя ТУСУРа: как провести вебинар из дома с полной «явкой» студентов

01 апреля 2020
Лайфхак от преподавателя ТУСУРа: как провести вебинар из дома с полной «явкой» студентов

Преподаватель кафедры физэлектроники ТУСУРа Виталий Каранский ответил на вопросы, как, находясь на самоизоляции, вести онлайн-пары со стопроцентной «явкой» студентов.

Виталий Каранский ведёт для студентов-второкурсников ТУСУРа дисциплины: «Физика конденсированного состояния», «Физика полупроводников» и «Твердотельная электроника». По словам преподавателя, перед тем как начать работу со студентами в дистанционным режиме, было важно выстроить с ними «диалог».

«Мы создали чат «Дистанционное обучение» в социальной сети «ВКонтакте», где я отвечаю на все вопросы по учебному процессу. Переход на электронное обучение требует наличия подробных инструкций к каждому виду занятий и формам контроля, поэтому им стоить уделить особое внимание. Студенты, заходя на электронный курс и приступая к выполнению заданий, должны изучить инструкции, чтобы после выполнения заданий остались вопросы, касающиеся дисциплины, а не из разряда «Когда сдавать работу», «В каком формате прикреплять отчёт», «Какое минимальное количество баллов необходимо набрать, чтобы работа была зачтена» и т. д. Перед каждой парой я наполняю электронный курс по дисциплине необходимым теоретическим материалом для их самостоятельного изучения, освоив который они смогут решить все поставленные перед ними задачи, а также материалом для практических занятий и организации самостоятельной работы», – рассказал Виталий Каранский, а также ответил на ряд вопросов.

– С какими сложностями столкнулись студенты при самостоятельном изучении материала? Какие вопросы задают чаще всего?

– Переход от привычной очной формы обучения к дистанционной требует периода «акклиматизации»: при потере прямого контакта с преподавателем у студентов возникает много вопросов, связанных с написанием конспекта по лекции. На паре преподаватель дифференцированно выдаёт материал, освещая только те темы и вопросы, которые действительно понадобятся: от успешного освоения дисциплины до использования её в своей профессиональной сфере деятельности. Студенты оказались неготовы к самостоятельной дифференциации материала при изучении лекции или выполнении индивидуальных заданий по дисциплине. Пытаясь разобраться в какой-либо теме, студенты задают вопросы: «А что из этого мне действительного необходимо?», «Можете выделить разделы, которым стоить уделить особое внимание?». Вторая группа студентов просто переписывает конспект «слово в слово» и не задумывается о таких вопросах.

– Как вы организуете вебинары: по своей инициативе или запросам студентов?

– Я планировал организовать вебинары, но не решался этого сделать, поскольку не мог до конца понять, в каком формате их проводить, какие рассматривать вопросы. Пока находился в стадии «планирования», студенты вышли с инициативой провести вебинар, на котором они бы могли задавать мне вопросы по индивидуальному заданию. Студенты посоветовали программу для проведения вебинаров – Discord, но на этом всё не закончилось. Старосты групп адаптировали и настроили программу для успешной работы и создали «распределяющий чат», куда стали добавляться студенты из разных групп, а они в свою очередь их перераспределяли в соответствующие группы. Пока шла вся эта работа, мне и пришла идея проводить семинары в «проблемно-ориентированнном» стиле. Суть таких семинаров в онлайн-режиме заключается в том, что студенты задают вопросы по изученному материалу, а преподаватель на них отвечает. На первый взгляд, достаточно банально, однако вопросы, которые они задают, действительно требуют разъяснений, так как, изучив самостоятельно материал, они приобрели «знания», которые я должен им помочь трансформировать в «умения» и «владения».

– Как преподавателю организовать вебинар из дома? Ваш опыт.

– Алгоритм достаточно прост: назначить дату и время вебинара, установить программу, подготовить материалы. Думаю, этого минимального набора действий достаточно. И, естественно, необходимо желание. От него зависит всё. Первый вебинар у меня длился три часа вместо планируемых 1,5. Студенты были очень активны, тем более, вопросы они задавали в прямом эфире, а не писали в чат, что существенно облегчало задачу и мне и им.

– Есть какие-то сложности «домашнего» вебинара по сравнению с проведённым из аудитории университета?

– Напротив, мне даже показалось это более удобным. Во-первых, время вебинара можно согласовать, выбрав наиболее подходящее в своём распорядке дня. Обычно это вечер. Опыт показал, что это удобно не только студентам, но и мне. Во-вторых, это комфорт и удобство, которые мы можем себе создать в домашних условиях.

– Как обеспечить «явку» на вебинар студентов?

– Обеспечить явку можно только мотивируя студентов. Без мотивации студент теряет себя в стенах университета. Каким бы требовательным ни был преподаватель, если студент не мотивирован к обучению, то он не будет посещать занятия и выполнять все задания. Я отмечаю посещаемость студентов даже на электронном обучении. После лекционного или практического занятия прошу выложить конспект лекции и выполненные задачи. Понимаю, что компонента «своевременности» сейчас нет в элементах учебной деятельности, но в этом семестре в качестве исключения из правил пришлось ввести, чтобы поощрить студентов, которые выполняют всё вовремя: от загрузки конспекта по лекции до сдачи индивидуального задания. На сегодняшней день, если сделать срез, то поощрение в виде дополнительных баллов к рейтингу на экзамене получат более 90 % студентов.

– Планируете ещё проводить вебинары из дома?

– Конечно! Сейчас со студентами обсуждаем проведение вебинаров на постоянной основе. Недавно провели вебинар по лекции и практическому занятию, все остались довольны.

– Какую обратную связь от студентов получили по итогам занятия?

Другие новости

15 июня 2020

«К 15 июля будет разработана первая версия портала «Учись в Томске» для иностранных абитуриентов, который позволит провести вузам Томска общую приёмную кампанию», – сообщили представители ТУСУРа на совете Томского консорциума научных и научно-образовательных организаций.

17 июня 2020

С 15 июня до конца августа учащиеся 5 – 11-х классов могут пройти обучение по перспективным IT-направлениям не выходя из дома.

29 июня 2020

Рой малых космических аппаратов может отправиться покорять ближний космос уже через два года.

08 июня 2020

Рабочие места будут предоставлены как томичам, так и студентам из других городов России и стран Евразийского таможенного союза.