Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Лайфхак от преподавателя ТУСУРа: как провести вебинар из дома с полной «явкой» студентов

01 апреля 2020
Лайфхак от преподавателя ТУСУРа: как провести вебинар из дома с полной «явкой» студентов

Преподаватель кафедры физэлектроники ТУСУРа Виталий Каранский ответил на вопросы, как, находясь на самоизоляции, вести онлайн-пары со стопроцентной «явкой» студентов.

Виталий Каранский ведёт для студентов-второкурсников ТУСУРа дисциплины: «Физика конденсированного состояния», «Физика полупроводников» и «Твердотельная электроника». По словам преподавателя, перед тем как начать работу со студентами в дистанционным режиме, было важно выстроить с ними «диалог».

«Мы создали чат «Дистанционное обучение» в социальной сети «ВКонтакте», где я отвечаю на все вопросы по учебному процессу. Переход на электронное обучение требует наличия подробных инструкций к каждому виду занятий и формам контроля, поэтому им стоить уделить особое внимание. Студенты, заходя на электронный курс и приступая к выполнению заданий, должны изучить инструкции, чтобы после выполнения заданий остались вопросы, касающиеся дисциплины, а не из разряда «Когда сдавать работу», «В каком формате прикреплять отчёт», «Какое минимальное количество баллов необходимо набрать, чтобы работа была зачтена» и т. д. Перед каждой парой я наполняю электронный курс по дисциплине необходимым теоретическим материалом для их самостоятельного изучения, освоив который они смогут решить все поставленные перед ними задачи, а также материалом для практических занятий и организации самостоятельной работы», – рассказал Виталий Каранский, а также ответил на ряд вопросов.

– С какими сложностями столкнулись студенты при самостоятельном изучении материала? Какие вопросы задают чаще всего?

– Переход от привычной очной формы обучения к дистанционной требует периода «акклиматизации»: при потере прямого контакта с преподавателем у студентов возникает много вопросов, связанных с написанием конспекта по лекции. На паре преподаватель дифференцированно выдаёт материал, освещая только те темы и вопросы, которые действительно понадобятся: от успешного освоения дисциплины до использования её в своей профессиональной сфере деятельности. Студенты оказались неготовы к самостоятельной дифференциации материала при изучении лекции или выполнении индивидуальных заданий по дисциплине. Пытаясь разобраться в какой-либо теме, студенты задают вопросы: «А что из этого мне действительного необходимо?», «Можете выделить разделы, которым стоить уделить особое внимание?». Вторая группа студентов просто переписывает конспект «слово в слово» и не задумывается о таких вопросах.

– Как вы организуете вебинары: по своей инициативе или запросам студентов?

– Я планировал организовать вебинары, но не решался этого сделать, поскольку не мог до конца понять, в каком формате их проводить, какие рассматривать вопросы. Пока находился в стадии «планирования», студенты вышли с инициативой провести вебинар, на котором они бы могли задавать мне вопросы по индивидуальному заданию. Студенты посоветовали программу для проведения вебинаров – Discord, но на этом всё не закончилось. Старосты групп адаптировали и настроили программу для успешной работы и создали «распределяющий чат», куда стали добавляться студенты из разных групп, а они в свою очередь их перераспределяли в соответствующие группы. Пока шла вся эта работа, мне и пришла идея проводить семинары в «проблемно-ориентированнном» стиле. Суть таких семинаров в онлайн-режиме заключается в том, что студенты задают вопросы по изученному материалу, а преподаватель на них отвечает. На первый взгляд, достаточно банально, однако вопросы, которые они задают, действительно требуют разъяснений, так как, изучив самостоятельно материал, они приобрели «знания», которые я должен им помочь трансформировать в «умения» и «владения».

– Как преподавателю организовать вебинар из дома? Ваш опыт.

– Алгоритм достаточно прост: назначить дату и время вебинара, установить программу, подготовить материалы. Думаю, этого минимального набора действий достаточно. И, естественно, необходимо желание. От него зависит всё. Первый вебинар у меня длился три часа вместо планируемых 1,5. Студенты были очень активны, тем более, вопросы они задавали в прямом эфире, а не писали в чат, что существенно облегчало задачу и мне и им.

– Есть какие-то сложности «домашнего» вебинара по сравнению с проведённым из аудитории университета?

– Напротив, мне даже показалось это более удобным. Во-первых, время вебинара можно согласовать, выбрав наиболее подходящее в своём распорядке дня. Обычно это вечер. Опыт показал, что это удобно не только студентам, но и мне. Во-вторых, это комфорт и удобство, которые мы можем себе создать в домашних условиях.

– Как обеспечить «явку» на вебинар студентов?

– Обеспечить явку можно только мотивируя студентов. Без мотивации студент теряет себя в стенах университета. Каким бы требовательным ни был преподаватель, если студент не мотивирован к обучению, то он не будет посещать занятия и выполнять все задания. Я отмечаю посещаемость студентов даже на электронном обучении. После лекционного или практического занятия прошу выложить конспект лекции и выполненные задачи. Понимаю, что компонента «своевременности» сейчас нет в элементах учебной деятельности, но в этом семестре в качестве исключения из правил пришлось ввести, чтобы поощрить студентов, которые выполняют всё вовремя: от загрузки конспекта по лекции до сдачи индивидуального задания. На сегодняшней день, если сделать срез, то поощрение в виде дополнительных баллов к рейтингу на экзамене получат более 90 % студентов.

– Планируете ещё проводить вебинары из дома?

– Конечно! Сейчас со студентами обсуждаем проведение вебинаров на постоянной основе. Недавно провели вебинар по лекции и практическому занятию, все остались довольны.

– Какую обратную связь от студентов получили по итогам занятия?

Другие новости

29 января 2024

Несколько экскурсий в компанию ЛЭМЗ-Т прошли для студентов Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники в рамках прохождения стажировок проекта «Цифровая кафедра».

10 апреля 2024

Студентка второго курса кафедры радиоэлектронных технологий и экологического мониторинга Сабрина Акулова заняла третье место в международной олимпиаде среди студентов и школьников «Экологический инжиниринг».

15 апреля 2024

Студенты вузов СФО представили свои проекты на марафоне «Цифровых кафедр» в ТУСУРе

15 ноября 2023

Подведены итоги первого конкурса на получения персональных стипендий имени Камиля Ахметовича Валиева. Из 80 стипендиатов 16 учатся в Томском госуниверситете систем управления и радиоэлектроники.  Среди них – Эльдар Рагимов, магистрант кафедры КУДР.

НАВЕРХ