Два проекта ТУСУРа вышли во второй этап конкурса на присуждение национальной премии «Лучшая программа в области адаптации студентов к образовательной среде в высшей школе».
Учредителями конкурса являются Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодёжи и общероссийская общественная организация «За качественное образование». Очный этап конкурсных мероприятий пройдёт в рамках III Всероссийского форума по качеству образования в Екатеринбурге на базе Уральского федерального университета 17 – 19 ноября 2016 года. В общей сложности на форуме будут представлены проекты из 17 вузов страны.
На форуме ТУСУР представят два проекта по адаптации первокурсников, реализованных на базе профсоюзной организации студентов университета: Анастасия Колесник расскажет об Институте кураторов, а Юрий Челпанов представит Школу тьюторов. Оба проекта зарекомендовали себя как успешные механизмы адаптации студентов, которые на протяжении нескольких лет способствуют повышению успеваемости и университетской активности студентов.
Институт кураторов
В этом году Институту кураторов исполнилось уже 5 лет. По словам одного из организаторов проекта Анастасии Колесник, идея создания такой организации родилась у команды из собственных потребностей. Проект помогает преодолеть сложности адаптации первокурсников в вузе, связанные как с ориентацией в чужом городе, так и с образовательной системой университета.
В качестве кураторов выступают студенты-старшекурсники, которые могут поделиться собственным опытом и помочь советом в решении сложных вопросов. В течение полугода каждая группа первокурсников получает своего куратора, который через еженедельные кураторские часы, тренинги и мероприятия помогает студентам сплотиться и наладить внутригрупповой контакт. Будущие кураторы проходят образовательную подготовку в Школе кураторов по конфликтологии, разрешению критических ситуаций, разряжению обстановки, исследуют групповую динамику и составляют собственные планы по проведению кураторских часов.
В течение трёх с половиной лет проектом руководила Анастасия Колесник, которая занялась изучением проблемы адаптации студентов с научной точки зрения. Она окончила гуманитарный факультет по специальности «Организация работы с молодёжью», а свой дипломный проект магистерской диссертации посвятила изучению эффективности работы Института кураторов.
Анастасия Колесник, один из организаторов проекта «Институт кураторов»
Я уверена, что такой проект не только имеет право на существование, но и просто необходим в каждом университете. Мне бы хотелось обменяться опытом с подобными организациями в других университетах, потому что цели могут отличаться, так как все по-разному реализуют свои программы. На форуме заявлены мастер-классы и площадки, на которых можно будет обменяться опытом, узнать что-то новое и, может быть, модернизировать свою систему.
Школа тьюторов
Второй проект ТУСУРа, который на форуме представит председатель комиссии по вопросам качества образования Юрий Челпанов, называется «Школа тьюторов». Тьютор – это студент-старшеркусник, который имеет успехи в учёбе и может проводить факультативные занятия для студентов первого курса. Суть Школы тьюторов заключается в комплексной подготовке студентов к тьюторской деятельности, развитии у них лидерских, коммуникативных и личностных навыков. Большое внимание в школе уделяют правовой грамотности. Тьютор должен знать, каким образом в университете регулируется учебная деятельность, кто, например, должен принимать экзамен у студентов, практик или лектор, как поступать в той или иной спорной ситуации и на какой документ можно сослаться.
Идея создания такого проекта возникла из потребностей самих тьюторов. Когда осенью 2015 года члены комиссии по качеству образования начали проводить факультативные занятия с первокурсниками, многие тьюторы говорили о том, что у них возникают сложности.
Юрий Челпанов, председатель комиссии по вопросам качества образования
Тьюторам не хватало коммуникативных навыков, ребята знали материал, но не могли правильно его преподнести. У некоторых возникали сложности с тем, как заинтересовать первокурсников, как проводить и готовить занятие. Выслушав все запросы, мы постарались подготовить для них программу, чтобы удовлетворить все образовательные потребности. Все участники остались довольными!
Для Анастасии Колесник и Юрия Челпанова участие в этом конкурсе является хорошей возможностью заявить о себе, получить обратную связь и найти ценные контакты для будущих проектов в области адаптации студентов к университетской среде. Итоги конкурса на присуждение национальной премии «Лучшая программа в области адаптации студентов к образовательной среде в высшей школе» будут объявлены в последний день работы форума – 19 ноября.
В начале декабря завершила работу VII Всероссийская онлайн-школа ДПО. Этот уникальный образовательный проект, организованный Управлением дополнительного образования ТУСУРа, на 2 месяца объединил более 1000 методистов, преподавателей, руководителей и других сотрудников 47 образовательных организаций из 34 регионов России.
В 2024 году ТУСУР получил грантовую поддержку от Росмолодёжь.Гранты на реализацию 8 проектов, направленных на повышение профессиональных и личных навыков у студентов и сотрудников. Подразделения Управления воспитательной работы ТУСУР провели мероприятия в сферах экологии, медиа, творчества, спорта, а также профориентационной и гражданско-патриотической.
Проректор ТУСУРа по учебной работе и международной деятельности Павел Сенченко в интервью ИНТЕРФАКС рассказал о мегафакультетах, новых правилах приема и важных для школьников вопросах.
Аэросани, мобильную станцию приема спутниковых данных, VR-программы и другие проекты представили школьники на третьем межрегиональном конкурсе научно-технического творчества детей «PoP IT-2025», организованном Томским госуниверситетом систем управления и радиоэлектроники.