Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Проекты ТУСУРа претендуют на присуждение национальной премии в области адаптации студентов к образовательной среде в вузе

16 ноября 2016

Два проекта ТУСУРа вышли во второй этап конкурса на присуждение национальной премии «Лучшая программа в области адаптации студентов к образовательной среде в высшей школе».

Учредителями конкурса являются Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодёжи и общероссийская общественная организация «За качественное образование». Очный этап конкурсных мероприятий пройдёт в рамках III Всероссийского форума по качеству образования в Екатеринбурге на базе Уральского федерального университета 17 – 19 ноября 2016 года. В общей сложности на форуме будут представлены проекты из 17 вузов страны.

На форуме ТУСУР представят два проекта по адаптации первокурсников, реализованных на базе профсоюзной организации студентов университета: Анастасия Колесник расскажет об Институте кураторов, а Юрий Челпанов представит Школу тьюторов. Оба проекта зарекомендовали себя как успешные механизмы адаптации студентов, которые на протяжении нескольких лет способствуют повышению успеваемости и университетской активности студентов.

Институт кураторов

В этом году Институту кураторов исполнилось уже 5 лет. По словам одного из организаторов проекта Анастасии Колесник, идея создания такой организации родилась у команды из собственных потребностей. Проект помогает преодолеть сложности адаптации первокурсников в вузе, связанные как с ориентацией в чужом городе, так и с образовательной системой университета.

В качестве кураторов выступают студенты-старшекурсники, которые могут поделиться собственным опытом и помочь советом в решении сложных вопросов. В течение полугода каждая группа первокурсников получает своего куратора, который через еженедельные кураторские часы, тренинги и мероприятия помогает студентам сплотиться и наладить внутригрупповой контакт. Будущие кураторы проходят образовательную подготовку в Школе кураторов по конфликтологии, разрешению критических ситуаций, разряжению обстановки, исследуют групповую динамику и составляют собственные планы по проведению кураторских часов.  

В течение трёх с половиной лет проектом руководила Анастасия Колесник, которая занялась изучением проблемы адаптации студентов с научной точки зрения. Она окончила гуманитарный факультет по специальности «Организация работы с молодёжью», а свой дипломный проект магистерской диссертации посвятила изучению эффективности работы Института кураторов.

Анастасия Колесник, один из организаторов проекта «Институт кураторов»

Я уверена, что такой проект не только имеет право на существование, но и просто необходим в каждом университете. Мне бы хотелось обменяться опытом с подобными организациями в других университетах, потому что цели могут отличаться, так как все по-разному реализуют свои программы. На форуме заявлены мастер-классы и площадки, на которых можно будет обменяться опытом, узнать что-то новое и, может быть, модернизировать свою систему.

Школа тьюторов

Второй проект ТУСУРа, который на форуме представит председатель комиссии по вопросам качества образования Юрий Челпанов, называется «Школа тьюторов». Тьютор – это студент-старшеркусник, который имеет успехи в учёбе и может проводить факультативные занятия для студентов первого курса. Суть Школы тьюторов заключается в комплексной подготовке студентов к тьюторской деятельности, развитии у них лидерских, коммуникативных и личностных навыков. Большое внимание в школе уделяют правовой грамотности. Тьютор должен знать, каким образом в университете регулируется учебная деятельность, кто, например, должен принимать экзамен у студентов, практик или лектор, как поступать в той или иной спорной ситуации и на какой документ можно сослаться.

Идея создания такого проекта возникла из потребностей самих тьюторов. Когда осенью 2015 года члены комиссии по качеству образования начали проводить факультативные занятия с первокурсниками, многие тьюторы говорили о том, что у них возникают сложности.

Юрий Челпанов, председатель комиссии по вопросам качества образования

Тьюторам не хватало коммуникативных навыков, ребята знали материал, но не могли правильно его преподнести. У некоторых возникали сложности с тем, как заинтересовать первокурсников, как проводить и готовить занятие. Выслушав все запросы, мы постарались подготовить для них программу, чтобы удовлетворить все образовательные потребности. Все участники остались довольными!

Для Анастасии Колесник и Юрия Челпанова участие в этом конкурсе является хорошей возможностью заявить о себе, получить обратную связь и найти ценные контакты для будущих проектов в области адаптации студентов к университетской среде. Итоги конкурса на присуждение национальной премии «Лучшая программа в области адаптации студентов к образовательной среде в высшей школе» будут объявлены в последний день работы форума – 19 ноября.

  • Институт кураторов
  • Школа тьюторов
  • Школа тьюторов

Похожие материалы по теме