Проект «Математика в тишине», инициированный Томским госуниверситетом систем управления и радиоэлектроники, объединил пять российских вузов в решении социально важной задачи – качественной подготовки абитуриентов с нарушениями слуха к ЕГЭ по математике с использованием интерактивного онлайн-курса.
По словам руководителя проекта, научного сотрудника кафедры комплексной информационной безопасности электронно-вычислительных систем ТУСУРа Дмитрия Кручинина, актуальность проекта обусловлена проблемой доступности высшего образования для школьников с нарушениями слуха, которые ограничены в выборе специальностей из-за нехватки базовых школьных знаний и отсутствия дополнительных образовательных курсов, адаптированных под их потребности. При этом, согласно экспертной оценке, желание продолжить обучение в вузе есть более чем у 60 % глухих выпускников школ.
Разработчик добавил, что онлайн-курс для подготовки к ЕГЭ школьников с нарушениями слуха будет разработан, исходя из проблем, которые обозначают сами ребята. Так, существующие интернет-курсы не адаптированы к использованию глухими: видеотренинги, конференции, скайп-консультации не сопровождается переводом на русский жестовый язык, а текстовые подготовительные курсы не удобны, поскольку письменный русский язык – второй и по сути иностранный язык для глухих людей.
Проект «Математика в тишине» отличается от традиционного онлайн-образования, в основе которого – записанные видеоролики и тесты.
«Мы разрабатываем тренажёры, которые будут генерировать свой вариант заданий для каждого ученика и при ошибке не выдавать стандартное «правильно/неправильно, а фиксировать каждую ошибку, сразу же выводя соответствующую подсказку, – рассказал Дмитрий Кручинин. – Такая точечная обратная связь имитирует общение с преподавателем и позволяет выстроить настоящий диалог между компьютером и обучающимся».
Все этапы заданий, обучающие и мотивирующие ролики будут сопровождаться видеопояснениями на русском жестовом языке.
Разработка курса будет вестись в основном в ТУСУРе с привлечением студентов университета. Оценивать онлайн-курс ещё на стадии разработки будет участник проекта с нарушениями слуха, аспирант Новосибирского государственного технического университета Алексей Приходько. Также работать над проектом будут участники из Томского политехнического университета, Тульского госуниверситета, Юго-Западного госуниверситета.
Проект «Математика в тишине» получил поддержку, став единственным победителем в номинации «Университетское сообщество» конкурса социально значимых проектов школы Благотворительного фонда В. Потанина.
Активная фаза работы по проекту начнётся с сентября. В январе пройдёт тестирование и доработка курса с участием школьников – учащихся коррекционных школ Новосибирска. Планируется, что уже в 2018 году школьники с нарушениями слуха смогут использовать интерактивный онлайн-курс для подготовки и сдачи ЕГЭ по математике.
В завершающий день регионального педагогического форума «Август.PRO» состоялась встреча проректоров Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники с представителями школ, сотрудничающих с университетом в рамках проекта «Инженерные классы» - Созвездие ТУСУР.
В рамках деятельности проекта «Инженерные классы ТУСУР» для учителей школ и педагогов дополнительного образования Каргасокского и прилегающих районов 13 декабря 2024 года был проведён научно-методический семинар «Развитие школьного инженерного образования».
ТУСУР приглашает учителей и сотрудников общеобразовательных организаций пройти обучение по программам повышения квалификации.
ТУСУР на протяжении многих лет выстраивает партнёрские отношениями со школами Томска и Томской области. Один из проектов, направленных на развитие интереса к инженерии у ребят и поддержку педагогов, который реализуется в рамках программы развития «Приоритет 2030» при поддержке Администрации Томской области - Инженерные классы ТУСУРа. В преддверии нового учебного года ректор обсудил с талантливыми учителями школ, в которых реализуется этот проект, возможные механизмы взаимодействия, направленного на вовлечение школьников в инженерную деятельность.