- Ирина Петровна, какова цель принятия этой Концепции?
- То, что ТУСУР сейчас ставит перед собой задачи, связанные с развитием электронного обучения, вполне закономерно. Сегодня образовательные организации наделены достаточными полномочиями для использования технологий электронного обучения в учебном процессе всех форм обучения. У нашего университета огромный опыт в сфере организации дистанционного обучения. Это означает, что ТУСУР получает неоспоримое преимущество перед остальными вузами. В ситуации перехода от традиционной технологии обучения к комбинированной, предполагающей активное использование технологий электронного обучения, ТУСУР имеет все возможности для того, чтобы, используя свои наработки, сделать следующий шаг и уверенно занять позицию наряду с ведущими вузами РФ. Принятие Концепции развития электронного обучения позволит выработать общие подходы к внедрению технологий электронного обучения для всех участников учебного процесса ТУСУР и эффективно интегрировать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность Университета.
- В какие сроки будет реализована Концепция развития электронного обучения в ТУСУР?
- Работа ведётся с конца прошлого года, и уже к июню 2016 года мы планируем завершить первый этап. За это время будет создана локальная нормативная база, регламентирующая вопросы организации образовательного процесса, создания учебно-методической и техническая базы для развития технологий электронного обучения. В частности, предстоит сформировать коллектив разработчиков электронных образовательных ресурсов и создать фонд электронных курсов на основе уже разработанных подразделениями университета учебно-методических комплексов дисциплин. На втором этапе, который начнётся в сентябре, мы начнём внедрять преподавание отдельных дисциплин с веб-поддержкой, будем выявлять проблемы и корректировать их. Со второго семестра следующего учебного года мы планируем внедрение технологий электронного обучения с веб-поддержкой в масштабах всего университета.
- Сроки довольно сжатые, с чем это связано?
- На мой взгляд, с принятием решения использовать технологии электронного обучения в образовательном процессе всего университета мы немного опоздали. Университету необходимо реагировать на некоторые вызовы, в том числе на появляющиеся новые образовательные инициативы. В 2015 году запущена «Национальная платформа открытого образования», учреждённая ведущими университетами - МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ. Задача платформы - создание национального портала высококачественных открытых онлайн-курсов как общедоступной площадки для всех студентов и образовательных организаций. Два года вхождение на платформу новых университетов - провайдеров курсов невозможно, поскольку идёт отработка организационных, технических и финансовых вопросов сетевого взаимодействия вузов. За это время у нашего университета есть возможность создать свои электронные образовательные ресурсы, внедрить их в учебный процесс университета и, конечно, мы рассматриваем возможность организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ, а также надеемся на возможность присоединиться к Национальной платформе открытого образования.
- Что в первую очередь нужно сделать для того, чтобы университет был готов к полномасштабному использованию технологий электронного обучения в образовательном процессе?
- В ТУСУР технологии электронного обучения используются на 17 кафедрах. На ряде кафедр для публикации учебно-методических материалов, организации самостоятельной работы студентов и организации консультаций развёрнута система дистанционного обучения (СДО) Moodle. Отдельные преподаватели по собственной инициативе проводят вебинары, используют электронные образовательные ресурсы. В Университете внедрены и функционируют все необходимые компоненты электронной информационно-образовательной среды, которая строится на четырёх основных базисах: корпоративная информационная система, открытые информационные сервисы, система дистанционного обучения и вычислительно-коммуникационная инфраструктура. Повторюсь, у нас есть серьёзная база для широкого внедрения технологий электронного обучения в образовательный процесс. Нам нужно систематизировать все наши разработки в этой сфере, создать необходимые условия для распространения положительного опыта. Формирование единых решений по развитию системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для всех участников учебного процесса ТУСУР позволит эффективно интегрировать ЭО и ДОТ в образовательную деятельность Университета.
- На ФДО наверняка есть свои уникальные решения, ориентированные именно на слушателей онлайн курсов?
- ТУСУР - один из немногих российских вузов, который предоставляет возможность получить качественное высшее образование по техническим направлениям подготовки с применением дистанционных образовательных технологий. В настоящий момент на ФДО разработана и внедрена технология разработки учебно-методических комплексов, интегрирующих в себе все необходимые компоненты для организации 100% онлайн-обучения. По ряду дисциплин разработаны виртуальные лабораторные практикумы с использованием 3D-моделирования и система удалённого доступа к реальному лабораторному оборудованию. Отработана система «живого» общения студентов и преподавателей с использованием технологий вебинара и веб-конференции. Все основные принципы современного онлайн-образования мы уже отработали в системе дистанционного обучения.
- Какие именно принципиальные для онлайн-курсов подходы уже реализованы на ФДО ТУСУР?
- Прежде всего, это доступность всех необходимых материалов: учебников и учебных пособий, тестовых заданий, доступ к электронным ресурсам библиотеки и так далее. Второй важный принцип - интерактивность, при разработке учебных курсов используются мультимедиа (аудио, видео) и интерактивные компоненты, предусмотрена возможность выполнения работ в режиме онлайн. Третий принцип - возможность самоконтроля, мониторинга личных данных, успеваемости, аттестации по дисциплинам. И четвёртый - массовость - разработанная в ТУСУР технология позволяет в режиме реального времени обучать более 4000 студентов
- Для многих вузов большой проблемой становится необходимость разработки электронных образовательных ресурсов…
- На факультете дистанционного обучения мы ведём подготовку по 35 направлениям и специальностям. Для того чтобы обеспечить всех наших студентов актуальными учебными пособиями, а студентов у нас более 4 000 человек, на ФДО внедрена поточная технология разработки электронных курсов. Эта технология позволяет эффективно организовать процесс вёрстки и публикации компонентов электронных учебно-методических комплексов за счёт использования программных средств собственной разработки. К настоящему времени преподавателями ТУСУР в сотрудничестве с ФДО разработано более 200 электронных учебно-методических комплексов.
- То есть опыт использования технологий электронного обучения в ТУСУР есть, и это очень важно сейчас, когда для всех российских университетов развитие образовательных онлайн-технологий сейчас становится обязательной практикой?
- Именно так. IT-технологии становятся обязательной частью современного образования. Кроме глобального вызова в виде открытого интернет-образования, на который нам необходимо реагировать, мы видим очевидную тенденцию к формированию системы электронного документооборота в системе высшего образования. Например, в соответствии с федеральными государственными стандартами нового поколения, университет обязан обеспечить доступ каждого обучающегося к электронной информационно-образовательной среде, включающей электронные образовательные ресурсы, результаты промежуточной аттестации, электронное портфолио, взаимодействие участников образовательного процесса.
- Можно немного подробнее рассказать о Национальной платформе открытого образования?
- Национальный портал в конечном счёте ориентирован на то, чтобы закрыть онлайн-курсами все направления подготовки бакалавриата, а в будущем и магистратуры. Курсы национальной платформы разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и соответствуют требованиям к результатам обучения образовательных программ, реализуемых в вузах. Особое внимание уделяется эффективности и качеству онлайн-курсов, а также процедурам оценки результатов обучения. Проект ориентирован на широкое сотрудничество между университетами, онлайн-курсы Платформы могут быть включены в учебные планы студентов любого вуза России. В будущем планируется обязать вузы засчитывать результаты освоения онлайн-курсов на платформе как часть образовательной программы.
- Очевидно, что создание Национальной платформы открытого образования связано с мировыми тенденциями в этой сфере.
- В 2012 году одной из самых обсуждаемых тем в образовательном сообществе стал феномен массовых открытых онлайн-курсов. Безусловно, эти курсы предоставляют новые образовательные возможности, делают образование доступным, но при этом нельзя отрицать тот факт, что привлечение слушателей и получение доступа к их данным являются важным фактором в борьбе за талантливых студентов и высококвалифицированных сотрудников. Как альтернатива зарубежным онлайн-ресурсам и была создана Национальная платформа Открытого образования.
- То есть в ближайшем будущем электронные образовательные технологии прочно войдут в повседневную жизнь каждого вуза?
- Да, и это произойдёт в самом ближайшем будущем. Причём это серьёзно изменит привычную нам структуру образования. Так на презентации Национальной платформы Открытого образования достаточно чётко прозвучала мысль о том, что заочное высшее образование в перспективе должно переместиться на эту платформу, а все студенты должны получить доступ к образовательным ресурсам ведущих российских университетов. В свою очередь, университеты получают возможность доступа к лучшим студентам страны с последующим привлечением их на свои программы магистратуры. Сейчас в рамках Платформы отрабатываются вопросы сетевого взаимодействия вузов, этот проект ориентирован на широкое сотрудничество между университетами. Онлайн-курсы Платформы могут быть включены в учебные планы студентов любого вуза России. Ассоциация «Национальная платформа Открытого образования» обеспечивает заключение соглашений между университетом, реализующим образовательную программу, и университетом, разработавшим курс. В отличие от других платформ онлайн-обучения, университетам предоставляется возможность получать полную информацию об успеваемости своих студентов, при необходимости обеспечивать их методическое сопровождение и участвовать в проведении контрольных мероприятий.
- Что даст ТУСУР реализация Концепции электронного образования?
- Онлайн-образование открывает перед университетами новые возможности, в первую очередь в повышении качества образования и привлечении новых студентов и магистрантов. Думаю, нашими совместными усилиями мы не просто создадим новые конкурентоспособные электронные курсы, но и сформируем в ТУСУР новый, современный подход к организации учебного процесса, основанный на применении современных информационно-коммуникационных технологий.
Проректоры ТУСУРа ответили на вопросы студентов университета.
В рамках сетевой программы «Организационно-методические и педагогические решения в условиях реформы российского образования» Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники участвует в обмене опытом с коллегами из томских вузов.
В начале декабря завершила работу VII Всероссийская онлайн-школа ДПО. Этот уникальный образовательный проект, организованный Управлением дополнительного образования ТУСУРа, на 2 месяца объединил более 1000 методистов, преподавателей, руководителей и других сотрудников 47 образовательных организаций из 34 регионов России.
29 октября состоялось Открытие VII Всероссийской онлайн-школы ДПО ТУСУРа. Этой осенью слушатели пройдут обучение на новой образовательной программе «Нейросети в ДПО: технологии, вдохновляющие учить и учиться».