Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

В ТУСУР принята Концепция развития электронного обучения

14 марта 2016
В ТУСУР принята Концепция развития электронного обучения
В конце февраля 2016 года Учёным Советом ТУСУР была принята Концепция развития электронного обучения на 2016 – 2018 годы.

- Ирина Петровна, какова цель принятия этой Концепции?

- То, что ТУСУР сейчас ставит перед собой задачи, связанные с развитием электронного обучения, вполне закономерно. Сегодня образовательные организации наделены достаточными полномочиями для использования технологий электронного обучения в учебном процессе всех форм обучения. У нашего университета огромный опыт в сфере организации дистанционного обучения. Это означает, что ТУСУР получает неоспоримое преимущество перед остальными вузами. В ситуации перехода от традиционной технологии обучения к комбинированной, предполагающей активное использование технологий электронного обучения, ТУСУР имеет все возможности для того, чтобы, используя свои наработки, сделать следующий шаг и уверенно занять позицию наряду с ведущими вузами РФ. Принятие Концепции развития электронного обучения позволит выработать общие подходы к внедрению технологий электронного обучения для всех участников учебного процесса ТУСУР и эффективно интегрировать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность Университета.

- В какие сроки будет реализована Концепция развития электронного обучения в ТУСУР?

- Работа ведётся с конца прошлого года, и уже к июню 2016 года мы планируем завершить первый этап. За это время будет создана локальная нормативная база, регламентирующая вопросы организации образовательного процесса, создания учебно-методической и техническая базы для развития технологий электронного обучения. В частности, предстоит сформировать коллектив разработчиков электронных образовательных ресурсов и создать фонд электронных курсов на основе уже разработанных подразделениями университета учебно-методических комплексов дисциплин. На втором этапе, который начнётся в сентябре, мы начнём внедрять преподавание отдельных дисциплин с веб-поддержкой, будем выявлять проблемы и корректировать их. Со второго семестра следующего учебного года мы планируем внедрение технологий электронного обучения с веб-поддержкой в масштабах всего университета.

- Сроки довольно сжатые, с чем это связано?

- На мой взгляд, с принятием решения использовать технологии электронного обучения в образовательном процессе всего университета мы немного опоздали. Университету необходимо реагировать на некоторые вызовы, в том числе на появляющиеся новые образовательные инициативы. В 2015 году запущена «Национальная платформа открытого образования», учреждённая ведущими университетами - МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ. Задача платформы - создание национального портала высококачественных открытых онлайн-курсов как общедоступной площадки для всех студентов и образовательных организаций. Два года вхождение на платформу новых университетов - провайдеров курсов невозможно, поскольку идёт отработка организационных, технических и финансовых вопросов сетевого взаимодействия вузов. За это время у нашего университета есть возможность создать свои электронные образовательные ресурсы, внедрить их в учебный процесс университета и, конечно, мы рассматриваем возможность организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ, а также надеемся на возможность присоединиться к Национальной платформе открытого образования.

- Что в первую очередь нужно сделать для того, чтобы университет был готов к полномасштабному использованию технологий электронного обучения в образовательном процессе?

- В ТУСУР технологии электронного обучения используются на 17 кафедрах. На ряде кафедр для публикации учебно-методических материалов, организации самостоятельной работы студентов и организации консультаций развёрнута система дистанционного обучения (СДО) Moodle. Отдельные преподаватели по собственной инициативе проводят вебинары, используют электронные образовательные ресурсы. В Университете внедрены и функционируют все необходимые компоненты электронной информационно-образовательной среды, которая строится на четырёх основных базисах: корпоративная информационная система, открытые информационные сервисы, система дистанционного обучения и вычислительно-коммуникационная инфраструктура. Повторюсь, у нас есть серьёзная база для широкого внедрения технологий электронного обучения в образовательный процесс. Нам нужно систематизировать все наши разработки в этой сфере, создать необходимые условия для распространения положительного опыта. Формирование единых решений по развитию системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для всех участников учебного процесса ТУСУР позволит эффективно интегрировать ЭО и ДОТ в образовательную деятельность Университета.

- На ФДО наверняка есть свои уникальные решения, ориентированные именно на слушателей онлайн курсов?

- ТУСУР - один из немногих российских вузов, который предоставляет возможность получить качественное высшее образование по техническим направлениям подготовки с применением дистанционных образовательных технологий. В настоящий момент на ФДО разработана и внедрена технология разработки учебно-методических комплексов, интегрирующих в себе все необходимые компоненты для организации 100% онлайн-обучения. По ряду дисциплин разработаны виртуальные лабораторные практикумы с использованием 3D-моделирования и система удалённого доступа к реальному лабораторному оборудованию. Отработана система «живого» общения студентов и преподавателей с использованием технологий вебинара и веб-конференции. Все основные принципы современного онлайн-образования мы уже отработали в системе дистанционного обучения.

- Какие именно принципиальные для онлайн-курсов подходы уже реализованы на ФДО ТУСУР?

- Прежде всего, это доступность всех необходимых материалов: учебников и учебных пособий, тестовых заданий, доступ к электронным ресурсам библиотеки и так далее. Второй важный принцип - интерактивность, при разработке учебных курсов используются мультимедиа (аудио, видео) и интерактивные компоненты, предусмотрена возможность выполнения работ в режиме онлайн. Третий принцип - возможность самоконтроля, мониторинга личных данных, успеваемости, аттестации по дисциплинам. И четвёртый - массовость - разработанная в ТУСУР технология позволяет в режиме реального времени обучать более 4000 студентов

- Для многих вузов большой проблемой становится необходимость разработки электронных образовательных ресурсов…

- На факультете дистанционного обучения мы ведём подготовку по 35 направлениям и специальностям. Для того чтобы обеспечить всех наших студентов актуальными учебными пособиями, а студентов у нас более 4 000 человек, на ФДО внедрена поточная технология разработки электронных курсов. Эта технология позволяет эффективно организовать процесс вёрстки и публикации компонентов электронных учебно-методических комплексов за счёт использования программных средств собственной разработки. К настоящему времени преподавателями ТУСУР в сотрудничестве с ФДО разработано более 200 электронных учебно-методических комплексов.

- То есть опыт использования технологий электронного обучения в ТУСУР есть, и это очень важно сейчас, когда для всех российских университетов развитие образовательных онлайн-технологий сейчас становится обязательной практикой?

- Именно так. IT-технологии становятся обязательной частью современного образования. Кроме глобального вызова в виде открытого интернет-образования, на который нам необходимо реагировать, мы видим очевидную тенденцию к формированию системы электронного документооборота в системе высшего образования. Например, в соответствии с федеральными государственными стандартами нового поколения, университет обязан обеспечить доступ каждого обучающегося к электронной информационно-образовательной среде, включающей электронные образовательные ресурсы, результаты промежуточной аттестации, электронное портфолио, взаимодействие участников образовательного процесса.

- Можно немного подробнее рассказать о Национальной платформе открытого образования?

- Национальный портал в конечном счёте ориентирован на то, чтобы закрыть онлайн-курсами все направления подготовки бакалавриата, а в будущем и магистратуры. Курсы национальной платформы разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и соответствуют требованиям к результатам обучения образовательных программ, реализуемых в вузах. Особое внимание уделяется эффективности и качеству онлайн-курсов, а также процедурам оценки результатов обучения. Проект ориентирован на широкое сотрудничество между университетами, онлайн-курсы Платформы могут быть включены в учебные планы студентов любого вуза России. В будущем планируется обязать вузы засчитывать результаты освоения онлайн-курсов на платформе как часть образовательной программы.

- Очевидно, что создание Национальной платформы открытого образования связано с мировыми тенденциями в этой сфере.

- В 2012 году одной из самых обсуждаемых тем в образовательном сообществе стал феномен массовых открытых онлайн-курсов. Безусловно, эти курсы предоставляют новые образовательные возможности, делают образование доступным, но при этом нельзя отрицать тот факт, что привлечение слушателей и получение доступа к их данным являются важным фактором в борьбе за талантливых студентов и высококвалифицированных сотрудников. Как альтернатива зарубежным онлайн-ресурсам и была создана Национальная платформа Открытого образования.

- То есть в ближайшем будущем электронные образовательные технологии прочно войдут в повседневную жизнь каждого вуза?

- Да, и это произойдёт в самом ближайшем будущем. Причём это серьёзно изменит привычную нам структуру образования. Так на презентации Национальной платформы Открытого образования достаточно чётко прозвучала мысль о том, что заочное высшее образование в перспективе должно переместиться на эту платформу, а все студенты должны получить доступ к образовательным ресурсам ведущих российских университетов. В свою очередь, университеты получают возможность доступа к лучшим студентам страны с последующим привлечением их на свои программы магистратуры. Сейчас в рамках Платформы отрабатываются вопросы сетевого взаимодействия вузов, этот проект ориентирован на широкое сотрудничество между университетами. Онлайн-курсы Платформы могут быть включены в учебные планы студентов любого вуза России. Ассоциация «Национальная платформа Открытого образования» обеспечивает заключение соглашений между университетом, реализующим образовательную программу, и университетом, разработавшим курс. В отличие от других платформ онлайн-обучения, университетам предоставляется возможность получать полную информацию об успеваемости своих студентов, при необходимости обеспечивать их методическое сопровождение и участвовать в проведении контрольных мероприятий.

- Что даст ТУСУР реализация Концепции электронного образования?

- Онлайн-образование открывает перед университетами новые возможности, в первую очередь в повышении качества образования и привлечении новых студентов и магистрантов. Думаю, нашими совместными усилиями мы не просто создадим новые конкурентоспособные электронные курсы, но и сформируем в ТУСУР новый, современный подход к организации учебного процесса, основанный на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

  • В ТУСУР принята Концепция развития электронного обучения
  • В ТУСУР принята Концепция развития электронного обучения
  • В ТУСУР принята Концепция развития электронного обучения

Материалы по теме

14 июня 2017

В 2018 году в Томском госуниверситете систем управления и радиоэлектроники планируется запустить учебный онлайн-курс EdConForLang по английскому языку для студентов магистратуры на базе сетевых дуальных площадок вуза. На его создание сотрудники кафедры иностранных языков (ИЯ) гуманитарного факультета получили грант благотворительного фонда В. Потанина.

13 июня 2017

13 июня в ТУСУРе состоится открытие курсов повышения квалификации «Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы».

17 ноября 2017

14 ноября в ТУСУРе состоялся День открытых дверей для директоров образовательных учреждений. Руководители 67 томских школ, гимназий и лицеев увидели возможности для совместного сотрудничества с вузом в области современного образования школьников.

08 июня 2017

7 июня ректор ТУСУРа Александр Шелупанов выступил в качестве спикера на V Международном форуме вузов «Глобальная конкурентоспособность», организованном рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА).