Это позволит проводить обзорно-поисковые, геологоразведочные и аварийно-спасательные работы на больших глубинах, где ограничена возможность использования обитаемых подводных аппаратов и водолазов. В частности, осуществить разведку рудного месторождения в Тихом океане, эксклюзивное право на которую Россия получила в 2015 году. Разведка месторождений твёрдых руд будет проводиться силами государственного научного центра РФ – федерального государственного унитарного геологического предприятия «Южное научно-производственное объединение по морским геологоразведочным работам» (ГНЦ ФГУГП «Южморгеология»), с которым НИИ АЭМ ТУСУР сотрудничает на протяжении более 30 лет в части разработки и изготовления систем электропитания для роботизированных телеуправляемых необитаемых подводных комплексов.
В настоящее время в рамках договора с госпредприятием «Южморгеология» в НИИ АЭМ ТУСУР ведутся работы по созданию сразу трёх систем электропитания: системы электропитания комплекса многофункциональных технических средств, системы электропитания универсального многоканального буксируемого комплекса и системы электропитания для телеуправляемого необитаемого подводного комплекса.
По словам заместителя директора по научной работе НИИ АЭМ ТУСУР Виктора Рулевского, все системы электропитания не имеют российских аналогов по мощностным и массогабаритным показателям и способны обеспечивать бесперебойную работу глубоководного подводного аппарата в широком диапазоне температур.
- Испытания, проведённые в НИИ АЭМ ТУСУР с использованием современного испытательного оборудования, подтвердили, что наши системы электропитания способны работать при относительной влажности в 100 % в диапазоне температур: от 0 до 30 градусов Цельсия для воздушной среды и от минус 2 до плюс 30 – для морской, - добавляет Виктор Рулевский. – Кроме того, первая из трёх систем - система электропитания комплекса многофункциональных технических средств прошла заключительные испытания в реальных условиях. По итогам этих испытаний «Южморгеологией» принято решение о целесообразности промышленного производства системы. Заключительные испытания по двум другим системам запланированы на август этого года.
Все системы электропитания сконструированы по модульному принципу. Они состоят из отдельных унифицированных элементов, которые могут быть подобраны в необходимом количестве для решения конкретных задач. Такой подход позволяет повысить надёжность системы и реализовать принцип горячего резервирования: возможность заменить вышедший из строя модуль «на ходу», во время работы, не отключая всей системы.
В НИИ АЭМ ТУСУР подчеркивают, что институт обладает полным замкнутым циклом производства, включая механическое, испытательное, настроечное оборудование. Это позволяет выпускать не только опытные образцы, разработанные коллективом в соответствии с современными требованиями по увеличению мощности систем электропитания, которую необходимо передавать на борт аппарата, но и серийную продукцию. С 1997 года, когда институт возобновил активную деятельность в рамках «морской» тематики, специалистам НИИ АЭМ ТУСУР удалось увеличить мощность разрабатываемых систем электропитания в 20 раз.