Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Анатолий Кобзев: «Престиж университета в успехе выпускников»

05 апреля 2007
Большинство томских компаний, претендующих на статус резидентов технико-внедренческой зоны (ТВЗ), созданы и возглавляются выпускниками Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).

Большинство томских компаний, претендующих на статус резидентов технико-внедренческой зоны (ТВЗ), созданы и возглавляются выпускниками Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Что это - случайность или закономерность, обусловленная набором востребованных специальностей по электронике, информационным технологиям? С этого начался разговор нашего обозревателя с ректором университета, профессором Анатолием Кобзевым.

«Хоздоговор был оазисом рыночной экономики»

- Действительно, 80 процентов объема наукоемкого бизнеса в Томске делается выпускниками ТУСУРа, - подтверждает Анатолий Васильевич. - И дело не только в востребованных специальностях. Корни явления – в восьмидесятых годах, когда наш вуз выполнял очень большой объем хоздоговорных работ (на тот уровень мы только сейчас вышли). Это стало возможным в том числе и потому, что в вузе было принято такое решение: семь процентов фонда оплаты труда расходовалось на студентов, включенных в состав групп, выполняющих хоздоговорные работы. Если кафедра не выполняла такой план, ее ждало наказание. Заведующие кафедрами, конечно, ворчали, но руководство вуза было непреклонно. И такая практика сыграла свою роль. Большинство сегодняшних руководителей компаний, претендующих на роль резидентов зоны, как раз тогда учились в ТУСУРе и были вовлечены в хоздоговорные работы.

Хоздоговор тогда был, по сути, оазисом рыночной экономики внутри социализма. Присутствовали все ее атрибуты. Стороны заключали контракт, можно было торговаться о цене, требовалось строго соблюдать сроки. Конечно, не хватало выходов во внешнюю среду: при наличии и даже избытке денег (заказчики стояли в очереди) нельзя было найти комплектацию в стране, а за рубежом купить права не имели. Тем не менее студенты-соисполнители учились взаимодействовать с деловыми людьми, вести переговоры, рисковать, приобретали опыт и настрой. И вот, когда они окончили вуз и в конце восьмидесятых – начале девяностых приоткрылась маленькая дверка частного предпринимательства, наши воспитанники немедленно этим воспользовались. Они терпели невероятные трудности на начальной стадии: теснились в маленьких помещениях, отказывали себе в самом необходимом. (Известен анекдотический факт: руководитель одной из самых преуспевающих томских наукоемких компаний, чтобы заработать на комплектацию, в то время торговал яйцами, которыми с ним кто-то расплатился по бартеру).

«Мы сохраняем дух настроя на творчество»

- Сейчас тот опыт вовлечения студентов в рыночные отношения по-прежнему востребован?

- Ситуация изменилась и приказать профессору или доценту отдать зарплату студентам невозможно. Но необходимость вести научные исследования и иметь солидные объемы работ вынуждает кафедры привлекать студентов. На прежние семь процентов мы еще не вышли, но пять уже есть. И у нас уже работает первый в России студенческий бизнес-инкубатор. В нем все бригады имеют инвесторов, которые платят студентам зарплату, обеспечивают покупку необходимой техники. (Рабочее место в инкубаторе стоит 11 тысяч рублей). Те, кто там сейчас работает, знают, что им «дышат в спину» другие студенты, побеждающие в конкурсе групповых творческих проектов. То есть мы не только сохраняем ту инфраструктуру, тот дух внутреннего настроя на творчество и самостоятельность, которые были присущи ТУСУРу в прошлом, но и развиваем ее, чтобы участвовать в генерации новой волны предпринимателей. И все томские университеты этой проблемой озабочены.

Я убежден, что это ключевая задача для России. Ведь по количеству наукоемких фирм мы отстаем от Европы почти в 100 раз (в России 22 тыс. наукоемких фирм, а надо 2 млн.). В этой связи мы сразу приветствовали идею технико-внедренческой зоны и рады, что она осуществилась. Тем самым логическая цепочка подготовки молодых предпринимателей наукоемкого бизнеса становится завершенной. Тем более что там, в зоне, тоже планируется бизнес-инкубатор.

- Что такое групповые творческие проекты?

- Это система, в которую вовлечен весь университет. Суть ее в том, что формируется большая задача, под нее собирается бригада студентов. В процессе выполнения проектов студенты сдают и теоретические курсы, защищают отдельные части проекта, а к четвертому курсу выставляют свой бизнес-проект на конкурс. Чтобы групповые проекты осуществились, нужна, так сказать, индивидуальная творческая траектория каждого студента. У нас 16 тысяч студентов, значит, в идеале, должно быть 16 тысяч творческих планов. Конечно, это требует от профессорско-преподавательского состава четкого формулирования задач, видения перспективы. Мы рассчитываем, что некоторые, наиболее удачные проекты послужат основой будущих наукоемких компаний. Такова, кстати, практика крупнейших университетов мира.

Будет ли вуз делиться разработками?

- Заместитель губернатора, одна из идеологов технико-внедренческой зоны, Оксана Козловская, отвечая на вопрос журналистов, не будет ли в университетах сопротивления тому, чтобы их бизнес-разработки, что называется, «за так» перекочевали в зону, сказала следующее: «Этот аспект есть. В вузах на уровне ректоратов довольно активно идет обсуждение участия в этих процессах и того, каким образом оградить массированный отток разработок без соответствующего адекватного вознаграждения. Это острая проблема. Через нее прошли европейские вузы. Но там главным считают, что их имидж повышается, если становится известно, что их специалисты становятся востребованы самыми успешными компаниями». Что вы думаете об этой проблеме?

- Думаю, что проблема глубже озвученного текста. По сути, речь идет о корпоративных интересах. И корпорация в данном случае - тот или иной университет. У университета, по идее, не должно быть никаких собственных корпоративных интересов, кроме интересов студентов и сотрудников. Если им хорошо, должно быть хорошо и университету. Поэтому я не сторонник того, чтобы университет имел свой процент от делегированных в ТВЗ ученых. Во-первых, наше законодательство еще не совершенно в том, что касается интеллектуальной собственности. Идут споры, надо ли ее университетам отдать, и если такое случится (я на это надеюсь), надо ли передавать ее авторам. Ведь университет предоставлял площадь, платил «коммуналку», то да се… И как это вдруг профессору отдать?

Но давайте помнить, что вуз - государственный. Его собственность - государственная. И он решает, повторяю, ключевую государственную задачу - подготовку новой волны предпринимателей. Так почему университет должен получать на этой подготовке «маржу»? Куда эти деньги пойдут?.. Я знаком с практикой Стенфордского университета, первого в мировом табеле о рангах. Он в качестве «маржи» получает 48 миллионов долларов, для него это ерунда, потому что у него бюджет 1,8 миллиарда. По сути «маржа» - премия руководству, никак на развитие университета не влияет. А вот ежегодный добровольный взнос выпускников университета, создавших собственные фирмы, в развитие вуза составляет 600 миллионов долларов. В Массачусетском институте технологий - 800 миллионов. Вот к какой практике надо стремиться. И Оксана Витальевна права, когда говорит, что главным в университете должен быть его престиж, как кузницы специалистов, предпринимателей.

Наши выпускники, владельцы фирм, также приличные средства (по российским меркам) вносят в развитие ТУСУРа - создают лаборатории, обучают студентов. Для студентов - мощная мотивация к учебе - возможность работы в этих фирмах. Если бы эти фирмы корпорация-университет удерживала у себя, они никогда бы так не развились. Внутри мощной государственной машины развивать наукоемкий бизнес очень трудно. Слишком много ограничений. Так что интересы корпораций-университетов не стоят такого большого дела, каким является технико-внедренческая зона и переход к экономике знаний. И проблема в том, чтобы отойти от такого узкокорпоративного интереса и перейти к оценке университетов по успехам их выпускников. Тогда многие проблемы отпадут сами собой.

Argumenty i fakty tomsk

Похожие материалы по теме