Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Бизнес-траектория ТУСУРа

15 октября 2007
В Томском университете систем управления и радиоэлектроники студентов учат генерировать предпринимательские идеи. Не только в теории, но и на практике.

В Томском университете систем управления и радиоэлектроники студентов учат генерировать предпринимательские идеи. Не только в теории, но и на практике.

Каждый из трех томских университетов - победителей Всероссийского конкурса инновационных проектов, проходившего в рамках приоритетного национального проекта «Образование», позиционирует себя по-своему. ТУСУР, например, делает ставку на подготовку специалистов для наукоемкого бизнеса, способных открыть собственное дело. Поэтому ключевым словом в характеристике вуза является «предпринимательский». Столь амбициозная заявка имеет под собой реальные основания.

Теория плюс практика

Зная увлеченность ректора ТУСУРа Анатолия Кобзева идеей предпринимательского университета и солидаризируясь с его утверждением, что именно университеты могут генерировать в умах своих выпускников бизнес-идеи, учить их быть предпринимателями и, таким образом, способствовать процветанию своего региона и своей страны, я с особым интересом шла на секции научно-практической конференции вузов СФО по подведению итогов приоритетного национального проекта «Образование», где должны были выступать представители ТУСУРа. Мне хотелось узнать, как оценят нововведения в томском вузе коллеги из других городов России. Скажу сразу: выступления ректора Анатолия Кобзева, проректора по экономике Александра Уварова, заместителя проректора по учебной работе, декана радиотехнического факультета Льва Бокова и заведующего кафедрой Германа Шарыгина вызвали шквал вопросов у слушателей. Нет, это были не вопросы-придирки типа: чего вы тут такого намудрили? – а конкретные просьбы поделиться накопленным опытом, подсказать, какие трудности могут возникнуть при внедрении новых образовательных технологий, посоветовать, как избежать возможных ошибок. Одним словом, опыт тусуровцев в построении структуры инновационно-активного университета чрезвычайно заинтересовал иногородних коллег.

Так, например, проректора Александра Уварова, руководившего секцией «Новые модели бизнес-образования» и выступившего с докладом «Модели бизнес-образования в Институте инноватики ТУСУРа», слушатели долго пытали: как складываются взаимоотношения кафедр внутри института, какое место в нем занимает студенческий бизнес-инкубатор, проявляют ли интерес к бизнес-проектам, рожденным внутри института, представители реального сектора экономики и каков финансовый эффект от таких проектов? Забросали вопросами и Льва Бокова, рассказавшего о балльно-рейтинговой системе как инструменте стимулирования систематических занятий студентов, и Германа Шарыгина, поделившегося опытом внедрения в ТУСУРе группового проектного обучения (ГПО). Докладчики честно признавались: вуз еще в самом начале пути, новая структура и новые технологии проходят апробацию, но правильность выбранного университетом стратегического курса ни у кого не вызывает сомнений.

Не на пустом месте

На мой взгляд, говоря о «начале пути», представители ТУСУРа излишне скромничали: вуз давно славится умением создавать особую атмосферу, способствующую подготовке успешных предпринимателей. Именно здесь и именно выпускниками этого учебного заведения были созданы первые в городе фирмы, связанные с высокими технологиями. Примерно 80 процентов наукоемкого бизнеса Томска вышло из стен ТУСУРа. Это стало результатом той самой питательной среды, которая вовлекала студентов в живую практическую работу и стимулировала их к генерированию собственных бизнес-идей. Но докладчики были правы в том смысле, что структурировать технологии создания питательного «бульона» для предпринимателей вуз стал не так давно. Не последнюю роль в этом сыграла победа во Всероссийском конкурсе инновационных проектов: полученные деньги вместе с заработанными своими силами средствами позволили значительно укрепить материально-техническую базу. По словам ректора Анатолия Кобзева, в Томске практически выросло еще одно высшее учебное заведение.

ГПО как инструмент

Но вернемся на заседание секций. Вот Лев Боков и Герман Шарыгин рассказывают о системе зачетных единиц и групповом проектном обучении, главной целью которого является практическое закрепление знаний и навыков студентов с ориентацией на дальнейшее коммерческое использование. Звучит статистика: в ГПО участвуют семь факультетов, 21 кафедра, 292 группы, 910 студентов (примерно треть от общего числа студентов вторых-пятых курсов). Для занятий по системе ГПО созданы 28 лабораторий, на оснащение которых потрачен 41 миллион рублей. Задействованы 14 предприятий-спонсоров и участников из реального сектора экономики. Идеология и принципы ГПО соответствуют новым условиям в обществе, утверждают докладчики, поскольку вырабатывают у студентов навыки мобильности и адаптивности, развивают коммерческое чутье.

Коллеги из других вузов просят привести конкретные примеры студенческих бизнес-идей, и им рассказывают о приборе для ультразвуковой очистки жидкости, о тренажере для аккумуляторных батарей, уже нашедших практическое применение, и о задумке создать «черный ящик» для автомобилей по аналогии с авиационным. И даже если последняя идея не найдет реального воплощения, такой полет фантазии приветствуется: а вдруг у азартной молодежи действительно получится? Принцип группового проектного обучения призван разбудить и амбиции, и честолюбие, и потребность быть успешным. А в результате всех слагаемых, задействованных в процессе обучения, должна появиться массовая волна предпринимателей наукоемкого бизнеса, задача которой - поднять экономику области на новый, значительно более высокий уровень. Об этом мечтают и на это ориентируются в ТУСУРе.

Идею ведущей роли университетов в инновационном процессе ректор ТУСУРа Анатолий Кобзев продвигает уже не первый год. Со всех возможных трибун (включая конференцию вузов СФО) он доказывает, что только ставка на университеты позволит решить важнейшую государственную задачу перехода от сырьевой экономики к экономике знаний. То есть снимет страну с нефтяной и газовой «иглы».

Стратегия развития вуза тоже формируется в соответствии с глобальной задачей подготовки успешных бизнес-специалистов. К 2010 году, утверждает Анатолий Кобзев, это будет университет, имеющий завершенную цепочку инновационного развития, включающую в себя групповое проектно-творческое обучение, студенческий и технологический бизнес-инкубаторы, взаимодействие с ТВЗ. По духу и профилю он будет напоминать Массачусетский технологический институт (MIT), где каждый выпускник обязан создать собственное дело, иначе он – неудачник.

А что, может быть, и впрямь благодаря усилиям таких продвинутых вузов, как ТУСУР, удастся раскрутить экономику области и России?

Винарская Т.
Tomskiy vestnik
НАВЕРХ