В начале месяца в ТУСУРе прошла Всероссийская научно-методическая конференция «Современное образование: традиции и новации». В работе приняли участие 130 человек из 53 вузов страны, что сделало обмен опытом и мнениями очень интересным и продуктивным. Среди обсуждавшихся на конференции проблем наибольший интерес вызвали вопросы, связанные с перспективами взаимодействия высшей школы и бизнеса, дистанционной технологией подготовки студентов, проектно-ориентированными технологиями обучения, инновационным путем развития российских вузов. К началу работы конференции был опубликован сборник статей, в который вошло 260 работ.
В рамках конференции была организована работа мастер-классов и круглого стола «Конкурентоспособность преподавателя». Мастер-классы позволили участникам конференции не просто вникнуть в актуальные проблемы высшего образования, но и получить конкретные рекомендации по их разрешению. Современные требования к вузовским учебникам обсуждались на мастер-классе «Культура вузовской книги». В то же время, «компьютеризация» высшего образования приводит к возникновению сложностей в ситуации личного общения студента и преподавателя. Пути преодоления этих сложностей обсуждали участники мастер-класса «Оптимизация процесса общения между преподавателем и студентами на примере государственного экзамена». Мастер-класс «Разработка карты процессов системы менеджмента качества в вузе» был посвящен проблемам контроля качества.
При подведении итогов работы участники отметили, что российские вузы достаточно успешно адаптировались к новым экономическим условиям и сегодня выстраивают свою деятельность в соответствии с требованиями рынка. Поскольку сегодня существует большой спрос на специалистов с высшим образованием (в силу все большей «интеллектуализации» производства), то многие вузы достигли больших успехов в развитии дистанционного обучения. Более того, по мнению участников конференции, необходима национальная концепция непрерывного профессионального и общего образования на протяжении жизни с использованием технологий электронного обучения.
На заключительном заседании конференции шла речь и о проблемах, стоящих перед высшей школой. Так, слова о необходимости формирования новой экономики, основанной на интеллектуальном потенциале страны, а не на ее природных богатствах, не всегда подкреплены соответствующими изменениями в области законов. По сути дела, можно говорить о том, что существующая нормативно-правовая база тормозит переход к «экономике знаний». Безусловно, изменения упростили бы жизнь вузам, но пока о них говорят, ждать у моря погоды никто не собирается. Конференция рекомендовала вузам укреплять связи с производством, поддерживать инновационные проекты студентов, готовить выпускников, максимально адаптированных к требованиям современного рынка, а также продолжать процессы, ведущие к международной интеграции в сфере образования.