Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Дистанции огромного размера

04 апреля 2007
Одной из составляющих быстрого развития ТУСУРа является применению компьютерных и информационных технологий. Увиденное здесь впечатляет. Компьютеров и другой оргтехники не просто много – она везде.

«Поиск» продолжает знакомить читателей с Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).

Те, кто следит за нашими публикациями об этом вузе («Поиск» №17-18 и №23, 2004 г.), уже знают - в последние годы ТУСУР развивается невиданными темпами. Некоторые ключевые показатели выросли в 5-10 раз, и достигнутое не стало пределом: стремительный подъем продолжается. Мы пытаемся разобраться, что за этим стоит? Два предыдущих материала из серии публикаций, посвященных вузу, несколько прояснили вопрос. Перемены, в короткий срок, буквально преобразившие ТУСУР, начались с избрания ректором профессора Анатолия Кобзева, пришедшего на эту должность со своей концепцией «большого университета» и пониманием того, что надо делать, чтобы вуз прочно встал на ноги, вышел в лидеры научного и инновационного развития региона. Сегодня университет кардинально совершенствует систему подготовки специалистов, формирует вокруг себя мощное бизнес-окружение, в первую очередь из наукоемких фирм, созданных с помощью ТУСУР его выпускниками, наращивает объемы разработок и реализации научно-технической продукции. Подъему вуза во многом способствует его опора на Ассоциацию выпускников ТУСУР и ее составную часть - Попечительский совет университета.

И, наконец, пришла пора рассказать еще об одной особенности в развитии вуза: о том, какое значение придается здесь применению компьютерных и информационных технологий.

Обилием электронной техники сегодня, понятное дело, никого не удивишь. А в вузе такого профиля, как ТУСУР, - другого и ожидать не приходиться. И все же увиденное здесь впечатляет. Компьютеров и другой оргтехники не просто много - она везде. И не в роли, как это часто бывает, современного дополнения к интерьеру, а в виде обиходного и уже привычного рабочего инструмента. Солидная часть машин - новые модели с жидкокристаллическими мониторами, мощным программным обеспечением. Если не считать специализированных выставок, то, пожалуй, не так уж много других мест, где можно познакомиться с таким количеством, разнообразием и классом электронного оборудования.

Впечатление не обманывает. Официальные выкладки свидетельствуют: ТУСУР в числе всего лишь пяти российских вузов, достигших такого высокого уровня компьютеризации. Здесь на двух студентов (а всего, напомним, в университете их свыше 16 тысяч) приходится один компьютер.

- Этот показатель выше, чем в Соединенных Штатах, - не забывает подчеркнуть ректор ТУСУР А.Кобзев. И тут же добавляет, - ставка на компьютерные и информационные технологии для нас - не дань моде и не погоня за рекордами. Мы поставили четкую цель - поднять университет до уровня лучших зарубежных вузов, самодостаточных, конкурентоспособных, лидирующих в инновационном плане. Чтобы эти притязания не были пустой декларацией, университет сам должен стать наукоемким и инновационно продвинутым предприятием. Стоит ли говорить, что без широкого применения компьютерных и информационных технологий в этом случае не обойтись, и мы в полной мере используем возможности, которые они предоставляют. В первую очередь - для решения одной из наших основных задач: вывести процесс обучения студентов ТУСУР на совершенно новый качественный уровень. Она предполагает, в частности (я об этом уже писал в «Поиске»), подготовку студентов по индивидуальной траектории с изменяющейся сложностью. Их, между прочим, скоро будет около 20 тысяч. Согласитесь, что создать для каждого из них свой «коридор» и обеспечить благополучное движение по нему все годы учебы на основе «бумажных технологий», просто нереально. А с помощью программного продукта, электронного диспетчерского сопровождения эта задача успешно решается.

- Пример, который привел Анатолий Васильевич, очень показателен, - подхватывает разговор проректор университета по информатизации, доктор технических наук, профессор Юрий Ехлаков. - Он дает прекрасное представление о характере и сложности работ в этой области. Кому-то может показаться, что решена лишь частная проблема, а между тем, мы создали, вдумайтесь, - комплексное программное обеспечение поддержки учебного процесса. Это уникальное творение. Оно потребовало колоссальнейших усилий: ведь только на то, чтобы составить программу для одного семестра по одной дисциплине разработчикам надо полтора года! Мы же обеспечили комплексными электронными учебно-методическими программами 500 курсов и были единственными в Томске, кто сделал это. Такое, как вы понимаете, не может быть делом случая: все последнее время мы постоянно наращиваем наш потенциал в области информатизации.

- А если взять конкретного студента, преподавателя, работников различных служб университета - они-то ощутили, что настала другая жизнь?

- Не то слово! Самый простой пример: многие обнаружили, что можно, оказывается, обходиться без мела и доски, они перестали быть незаменимыми атрибутами учебного процесса. Все, что нужно, преподаватель может изобразить с помощью демонстрационного монитора - число оборудованных подобным образом аудиторий постоянно растет. У нас 45 компьютерных классов. И, разумеется, не все лекции сейчас обязательно «озвучиваются». Я, например, из своих 17 лекций читаю теперь только восемь, остальные студенты получают в электронном виде. С ними и другими учебными материалами они могут ознакомиться, войдя с любого компьютера в нашу корпоративную сеть, связывающую оптоволоконными коммуникациями все учебные корпуса и все общежития университета. Всего в учебном процессе задействовано свыше 10 тысяч персональных компьютеров, что позволяет практически каждому студенту в любое время воспользоваться электронным учебником или интернетом, получить индивидуальное задание от преподавателя. Все это звенья обширной вузовской программы «Информатизация», призванной обеспечивать помимо информатизации учебного процесса и другие направления деятельности университета: научно-инновационное развитие вуза, управление его персоналом, материально-технической базой, экономикой, финансами и многое другое. Словом, университет совершенно преобразился. Кроме того, накопленный за последние годы потенциал в сфере информатизации позволяют нам успешно решать немало задач и за пределами вуза. По заказу Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа ТУСУР разработал программу развития единой информационной образовательной среды этого региона на 2001-2005 годы и стал ее основным исполнителем. Единое информационное пространство формируется сейчас и в Томской области. Значительная часть этих сложных работ легла на наши плечи. Не обходятся без участия университета, его специалистов и многие другие крупные научно-технические программы. Как видите, благодаря успехам в области компьютерных и информационных технологий, ТУСУР становится все более востребованным, ширятся сферы его влияния, увеличивается число деловых партнеров.

Говоря об этих тенденциях, Ю. Ехлаков не забыл отдать должное деятельности одного из наиболее значимых подразделений ТУСУР - Томского межвузовского центра дистанционного обучения (ТМЦДО). Уделим ему, однако, особое место.

Центр был создан в 1998 году, теперь это мощное учебное подразделение, в котором обучается примерно половина студентов ТУСУР. Его представительства разбросаны по всей стране - от Дальнего Востока до Черного моря. Их около 120. В распоряжении студентов, преподавателей, других работников центра - огромный парк электронной техники. Достаточно сказать, что в самом Томске учебный процесс обеспечивают лишь около двух тысяч компьютеров из тех десяти с лишним, которыми располагает ТУСУР. Помимо университета в состав центра входят еще три учебных заведения: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, Томский институт бизнеса и Томский экономико-промышленный техникум. Все они на основании двусторонних договоров передали ТМЦДО право на организацию образовательной деятельности. Обучение в центре, разумеется, платное, и поскольку он с каждым годом набирает обороты, то и доходы, которые он приносит университету, постоянно растут. За последние пять лет они увеличились более чем в семь раз, и по итогам 2003 года составили 72 миллиона рублей.

Проректор университета по экономике Александр Уваров этими показателями вполне доволен. Но как руководитель ТМЦДО не склонен переоценивать финансовые результаты работы центра.

- Доходы, безусловно, важная составляющая часть нашей деятельности, - говорит он, - но я всегда подчеркиваю: призвание центра не в том, чтобы зарабатывать деньги. У дистанционных технологий образования - колоссальные возможности и блестящие перспективы. Одно из несомненных его достоинств - общедоступность и массовость. Для огромного числа людей - это единственная возможность получить высшее образование, профессионально вырасти. У нас учатся, например, студенты в возрасте под 50 лет, инвалиды, люди, обремененные семьей или занятые с утра до вечера на службе. И неплохо учатся. Этому способствует четко налаженная работа центра. Почти ежедневно мы отправляем целые грузовики с комплектами учебно-методического и программного обеспечения для наших студентов. А в порядке обратной связи наша диспетчерская служба получает от них 500 электронных писем в день - это более одного в минуту. В каждом письме – контрольная работа для проверки, либо вопросы для консультации. У нас есть собственное производство, где разрабатывается программное обеспечение для дистанционного образования. Мы постоянно его совершенствуем, и сегодня - это одна из главных забот коллектива ТМЦДО. Наша цель - создать технологии, которые позволят сочетать массовость и высокое качество образования. Они должны обеспечивать индивидуальные траектории обучения каждому из неограниченного числа студентов, учитывать их особенности, возможности и запросы. Это будут технологии того же уровня, как и те, что берутся на вооружение современными передовыми предприятиями, нацеленными на выпуск особо сложных изделий при высочайшем их качестве. Специалисты центра готовы к работам такого масштаба.

Сейчас усилия сотрудников нашего центра сосредоточены еще на одном направлении. В 2003 году стартовал проект по внедрению в учебный процесс всех факультетов университета дистанционных технологий образования, отработанных в ТМЦДО. Сейчас ими охвачено 30 процентов учебного плана университета. Перед студентами открываются новые возможности для усвоения знаний, уходит в прошлое практика, когда они теряли время на записывание лекций. Первые результаты этой работы на кафедре «Промышленная электроника» всесторонне проанализированы и однозначно подтверждают высокую эффективность дистанционных технологий образования. А если взглянут в целом на то, что делаем мы и что делается в ТУСУР, то это ни что иное, как создание современного наукоемкого производства в рамках инновационного развития университета, региона и страны в целом.

Чуба А.
Poisk
НАВЕРХ