ТУСУР вошел в число 17 победителей конкурса по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Как говорит М.Т. Решетников, проректор ТУСУРа по учебной работе, информация о том, что проводится конкурс вузов, внедряющих инновационные образовательные технологии, для ТУСУРа была как бальзам на сердце, ведь в этом деле вуз не новичок. Сомнений об участии в конкурсе не было совершенно, как, впрочем, и дилеммы, что представлять. Другое дело, что сама заявка сопровождалась рядом достаточно жестких требований. А потому, чтобы соблюсти все формальности, работали напряженно, интенсивно.
- Но, судя по всему, наш проект понравился именно своей реалистичностью, практической направленностью, - не скрывает радости Михаил Терентьевич.
И не удивительно, ведь участников (конкурентов) было 197 – вузов сильных, известных. Проект ТУСУРа назывался так: разработка и внедрение в практику системы подготовки специалистов, обеспечивающей генерацию новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса. Реализация задуманного позволила бы ни много ни мало нашей экономике развиваться именно по наукоемкому пути, чтобы уйти от сырьевых вопросов, которые сейчас превалируют.
Все те, кто рано или поздно в эту сферу экономики придет, сейчас учатся в университетах. Поэтому в ТУСУРе сделали ставку на студентов, их обучение. Основная идея - уйти от подготовки специалистов, инженеров наемного труда в сторону людей достаточно инновационных, активных, которые могли бы сами создавать рабочие места. Эта идея в университете зародилась давно (достаточно вспомнить первый бизнес-инкубатор, единственный такой в России, если судить по масштабу). Это явилось достаточно серьезным шагом в выбранном направлении.
Остальное (образовательная часть) должно работать на то, что рано или поздно инновационно активным станет каждый выпускник ТУСУРа, даже если он не пойдет в предприниматели (в любом случае он сможет работать на наукоемком производстве, будет готов к реализации инновационных проектов, он будет знать, что такое бизнес-планирование, новая экономика).
Если говорить о самих образовательных технологиях, на которых хотят в вузе построить эту систему, то прежде всего это групповое проектное обучение. Если коротко, то оно сводится к следующему: к началу третьего курса из студентов формируют небольшие (по 3-8) человек группы, каждой группе формулируют тему проекта, назначают руководителя. А вот дальнейшее обучение студентов будет каким-то образом строиться вокруг этого проекта. В частности, студенты переходят на индивидуальный план обучения. Дело в том, что у вуза есть определенные свободы в учебном плане (разумеется, федеральная компонента, тот минимум, который обязан знать инженер, незыблема), но свобода касается дисциплин по выбору, дисциплин регионально - вузовской компоненты, факультативов, дисциплин специализации. Как пошутил М.Т. Решетников, конечно, никто никогда в ТУСУРе не заменит предмет «распространение радиоволн» на историю религии. Но в определенных пределах есть свободы и у вуза, и у студента.
Студент сам начинает формировать свою собственную траекторию обучения. Каким образом? Во-первых, он знает тему проекта, над которым будет работать. Он примерно представляет, какие знания для этого нужны. Если он считает, что вместо одного спецкурса ему лучше прослушать другой, вправе сделать выбор. Понятно, что роль преподавателя, тьютора или организатора этой проектной деятельности возрастает (нужно разбираться хорошо и в учебном плане, и в тематике проекта, чтобы руководить). Вот такова идея, технология группового обучения.
Эти планы студенты реализуют три года, работы становятся темой дипломных работ. Таким образом, защита проходит по реальному проекту.
Во-вторых, эти проекты участвуют в конкурсе для размещения в студенческом бизнес-инкубаторе. Если они побеждают в конкурсе, то у студентов появляется возможность работать еще два года на льготных условиях (практически бесплатно) в бизнес-инкубаторе над реализацией этого проекта. Конечно, финал может быть разный. Например, может оказаться, что проект будет не очень доработанным и неготовым к немедленной коммерческой реализации. Тогда работа прекращается, заканчивается защитой диплома. В другом случае этот проект доводится до коммерческого интереса, и дальше группа студентов, являющаяся фактически владельцем этого проекта, может его коммерциализировать (например, продать).
Третий вариант. Допустим, получился интересный проект. И тогда эта группа создает свое собственное предприятие, начинает работать уже над производством продукции.
- Мы бы, честно говоря, хотели, чтобы при этом еще какие-то цепочки появлялись, - рассказывает Михаил Терентьевич, - например, чтобы по выходе из студенческого бизнес-инкубатора (кстати, он должен быть во всех вузах!) был еще один инкубатор, но уже взрослый. Там бы работали еще какое-то время на льготных условиях (это называется раскрутка малого и среднего бизнеса), а потом подавали бы заявки в технико-внедренческую зону. Очень интересно! Талантливые, наиболее значимые проекты, конечно, должны заканчиваться перемещением в технико-внедренческую зону, в наукоемкое производство.
Трудностей на этом пути много, поскольку мероприятие сие затратное. Например, когда ребята генерируют какой-то проект, работают над ним, необходима аппаратура, причем самого современного уровня. Имеющееся лабораторное оборудование устаревает, хотя вуз по возможности пытается регулярно обновлять...
С другой стороны, затратное с точки зрения нагрузки на преподавателей, ведь это переход на индивидуальную работу со студентами (естественно, зарплата должна быть соответствующая).
И еще один момент: для проектов нужно много новых идей. Преподавательского состава на такое количество может и не хватить, поскольку в ТУСУРе поставили грандиозную задачу. Если сейчас групповое проектное обучение в порядке эксперимента два года работает на одном радиотехническом факультете, то с нового учебного года его введут на всех факультетах, правда, не для всех студентов (пока попытаются вовлечь 30 процентов третьекурсников, а в дальнейшем доведут до 50 процентов). Вот и считайте, сколько будет создано групп, каждой из которых, кстати, нужно сформулировать совершенно реальные темы проектов. Причем важно соблюсти все требования к проекту. Должна быть включена образовательная составляющая, так как студент продолжает свое образование, он должен выполнить государственный образовательный стандарт, выйти из стен вуза инженером. Во-вторых, научная составляющая, так как проект наукоемкий. И, в-третьих, коммерческая составляющая.
- Мы с удовольствием приглашаем наукоемкие фирмы, которые в этом направлении работают, к сотрудничеству с университетом (хотя бы в плане генерирования идей для реализации), - говорит М.Т. Решетников. - Кстати, у нас такие партнеры есть (около 50 фирм, которые мы называем бизнес-окружением университета). Например, ЭлеСи, Томская электронная компания, «МИКРАН». Мы хотим со временем довести количество этих фирм до 200.
Пока денег ТУСУР не получил. Заявили сумму в 600 миллионов рублей на два года. Расходование денег будут жестко контролировать. Куда пойдут деньги? На три основных направления. Во-первых, на научное и лабораторное оборудование. Во-вторых, на программное и методическое обеспечение, ведь вся работа должна сопровождаться методическими разработками (а если речь идет о создании программного продукта, то, как минимум, работать нужно на лицензионных программах). В-третьих, средства нужны на повышение квалификации преподавательского состава.
Конечно, можно вспомнить и еще об одном направлении - модернизации учебно-лабораторного, аудиторного фонда. Но в заявке предусмотрено софинансирование, то есть вуз тоже должен вложить 20 процентов суммы в реализацию проекта. Решено, что на это направление и будут потрачены институтские деньги.
Итак, победителей ждут трудные, но интересные времена: растить будущую элиту страны способной возродить российскую экономику.