Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Интервью с проректором по учебной работе ТУСУР Л.А. Боковым

29 сентября 2008
Интервью с проректором по учебной работе ТУСУР Л.А. Боковым

Чтобы в шторм устоять

«Поиск» не раз писал об одном из ведущих наших вузов - Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники.

ТУСУР - инновационный университет, под его крылом действует 70 успешных малых и средних наукоемких фирм. Не собираясь останавливаться на достигнутом, вуз за два года

намеривается довести их количество до 150. Задача непростая, требующая нестандартных подходов. Один из них такой: еще во время учебы преподаватели стараются пробудить интерес студентов к предпринимательству, привить им вкус к наукоемкому бизнесу, чтобы по окончании ТУСУР они могли организовать собственные фирмы. Для этого здесь разработали инновационную образовательную технологию группового проектного обучения. Рассказывает проректор по учебной работе ТУСУР, профессор Лев Боков.

В чем суть группового проектного обучения? – задает вопрос Лев Алексеевич и сам же себе отвечает: Студенты, объединившись в группы, разрабатывают и реализуют под руководством преподавателя инновационный технический, социальный или экономический проект. Затем участвуют в конкурсе на его размещение в студенческом бизнес-инкубаторе.

В ТУСУРе ведется подготовка по разнообразным образовательным программам: инженерным, экономическим, информационным, социальным, так что в группу могут войти и технари,и управленцы, и менеджеры.Мы стремимся, чтобы наши студенты были не только разносторонними, широко образованными, компетентными специалистами, но и овладели знаниями, необходимыми предпринимателям. Сейчас много говорится о компетентностном подходе. Ноне все понимают и воспринимают его. А ведь ничего сложного в нем нет. Я всегда привожу простой пример. Легко идти по палубе корабля в штиль, а вот попробуйте пробежать в штром! Для этого, согласитесь, нужна особая сноровка. В этом отличие компетентност отпростого умения.

Наш выпускник помимо обычного набора знаний в области техники и юриспруденции, знакомится с инновационным менеджментом и бизнес-планированием, ему объясняют сложности конкурентной борьбы, учат, как составлять бизнес-план, помогают найти подход к людям и собрать команду единомышленников. Короче говоря, готовят к работе в сложных рыночных условиях.

Мы предложили ребятам дисциплины на выбор (шесть часов обязательных занятий в неделю), составили индивидуальные учебные планы. Примерно 30-40% студентов радиотехнического факультета заинтересовались новой учебной технологией. Методика такая. В конце второго курса представляем студентам на выбор различные технические проекты. Конечно, они в праве предложить и собственные перспективные разработки. Ребята сами их разрабатывают, объединившись в группы по три-пять человек (менеджер, инженер-разработчик и т.д.). Если им нужны дополнительные знания, скажем, в области информатики, проектирования, технологии или производства, приглашаем для них преподавателей с соседних кафедр и даже вузов, направляем в лаборатории. У нас, кстати, организованы 31 лаборатория группового проектного обучения. Все они обеспечены самым современным измерительным, технологическим, информационным оборудованием.

У нашего студента Саши Краснова был свой проект. Его суть - в сборе информации о состоянии автономного электропитания в системе управления и автоматической подзарядки систем газораспределительных станций. Он организовал и возглавил группу, создавшую необходимые программно-аппаратные средства. ТУСУР предоставил ему грант на развитие проекта. Ребята успешно с ним справились и на четвертом курсе приступили к следующей разработке. Как и было предусмотрено нашей учебной программой: мы стремимся, чтобы за годы учебы они набрали как можно больше опыта, “ раскручивая” один проект за другим. Следующая Сашина разработка касалась ультразвуковой пастеризации пищевых продуктов.

Каждый семестр студенты отчитываются за выполнение определенных этапов работы над проектом. Саша со товарищи выиграл областной грант для молодых предпринимателей и получил место в бизнес-инкубаторе ТУСУР. Там он сделал макет установки для пастеризации продуктов, затем сертифицировал ее. Год назад Саша окончил университет.

Его фирма “Орион” успешно работает второй год. Сначала в ней было четыре человека, сейчас 18. А всего таких малых фирм, выросших за последнее время из студенческих коллективов, шесть, но это только начало - ведь наш метод группового проектного обучения в массовом порядке опробуется всего второй год.

Наша цель - создать для студентов, которые хотели бы попробовать себя в бизнесе, благоприятную, питательную среду, в которой они смогут раскрыть свои способности. Пусть далеко не все из них станут предпринимателями в наукоемкой сфере бизнеса. Но еще на студенческой скамье они поймут: это не их путь. Значит, меньше шишек набьют в будущем. В то же время полученный опыт, мы уверены, пригодится им, когда они придут на работу в фирмы, КБ или НИИ. Выпускникам легче будет проявить себя, найти общий язык с коллегами, свое место в коллективе. Пока, как я говорил, 30-40% студентов привлекает новый метод обучения. Наверняка со временем их станет больше. Это естественно: ребятам интересно попробовать себя на бизнес-поприще, ведь большинство из них не хочет стать

наемными работниками, а стремится организовать собственное дело.

Мы отработаем нашу технологию приобщения к наукоемкому бизнесу и со временем предложим ее другим университетам. Сотрудничая с ними, будем вместе создавать наукоемкие фирмы, например, в области биотехнологий, медицины. Такова цель инновационной программы ТУСУР.

Дризе Ю.
Poisk

Похожие материалы по теме