Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Как подготовить специалиста инновационной экономики

09 февраля 2009
«Современное образование: проблемы и перспективы в условиях перехода к новой концепции образования» – так называлась Международная научно- методическая конференция, прошедшая недавно в ТУСУР.

«Современное образование: проблемы и перспективы в условиях перехода к новой концепции образования» - так называлась Международная научно- методическая конференция, прошедшая недавно в Томском университете систем управления и радиоэлектроники.

В работе конференции приняли участие преподаватели сибирских и уральских вузов Томска, Красноярска, Кемерово, Новокузнецка, Барнаула, Новосибирска, Тюмени, Омска, Челябинска, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Орла, Калининграда, Новгорода, Казани, вузов Украины и Казахстана.

Столь пристальный интерес к теме конференции понятен: сейчас российская высшая школа переживает переходный период к новой концепции образования, и потому появилась настоятельная потребность обсудить, как реализуется в вузах многоуровневая подготовка специалистов; задачи, решаемые магистерскими образовательными программами, особенности применения балльно-рейтинговой и кредитно-модульной систем и другие важные проблемы.

С большим интересом выслушали участники конференции доклад профессора ТУСУРа Германа Шарыгина «Формализация образовательного процесса в высшей школе». Он подчеркнул: условие успешной деятельности учебного процесса – это соответствие формы и содержания. Герман Сергеевич обратил внимание собравшихся на то, что сейчас номенклатура инженерных специальностей в России включает 400 наименований, в то время как за границей – всего 40. По мнению профессора, в новых рыночных условиях узкая специализация выпускнику инженерного вуза не нужна, лучше-широкая, что даст больше возможностей при трудоустройстве, в том числе при организации собственного бизнеса.

Одной из важных проблем, которую обсуждали участники конференции, - развитие инновационного образования, необходимого для экономики России.

- Российское инженерное образование богато традициями фундаментальной подготовки специалистов, - отметил Лев Боков, проректор по учебной работе ТУСУРа, - но в последние годы это богатство на «уровне знаний» всё чаще реализуется нашими специалистами на «уровне умений» за рубежом. Чтобы преодолеть разрыв, российское инженерное образование должно стать инновационным. Инновационная инженерная деятельность – это разработка и создание новой техники и технологий, доведённых до вида товарной продукции, обеспечивающей новый социальный и экономический эффект и потому конкурентоспособной.

Участники конференции констатировали: в вузах, реализующих концепцию инновационного образования, должны изменяться образовательные программы и учебные планы. Ещё один важный вывод: стране крайне необходимы инициативные специалисты, способные в массовом порядке организовать собственный инновационный бизнес. На студенческой скамье должны вырастать амбициозные люди, готовые к работе в команде. Их нужно искать среди студентов, выделять, создавать соответствующие условия для развития. Они должны уметь реализовать цепочку: формирование нового знания – превращение этого знания в технологию, новый продукт или услугу. Среди технологий подготовки инновационно активных студентов на данном этапе выбран метод проектов (технология группового проектного обучения). Метод проектов обучает достижению результатов через постановку и решение задач и проблем. Он позволяет воспитать способность увидеть что-либо по-новому; рисковать и управлять ситуацией риска; навыки логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; позитивное, оптимистическое отношение к ситуации; способность к комбинированию идей.

Участники конференции подчеркнули роль гуманитарных знаний в инновационной экономике. Специалисту инновационной экономики необходимо продумывать новые комбинации, находить нестандартные решения. Этому поможет развитие воображение, способность к творческому, креативному мышлению. Для инновационного бизнеса необходимы и такие компетенции, как знание психологии, культура речи, умение убеждать людей, уверенно вести спор.

Большой интерес вызвал доклад «Интерактивные информационно- коммуникационные технологии обучения в формировании компетенций выпускника вуза», подготовленный профессором Н. Замятиным, деканом факультете систем управления и профессором Т.Сусловой, деканом гуманитарного факультета ТУСУРа. Авторы сформулировали современные требования к компетенции преподавателей вуза, предложили модель выпускников вуза: это порядочные, хорошо образованные, предприимчивые, мобильные, ответственные за судьбу страны люди.

Работа конференции продолжалась в течение двух дней в формате секционных докладов «круглых столов». Подводя итоги работы, было отмечено, что, несмотря на сегодняшнюю не самую простую ситуацию, необходимо сохранять курс на инновационое образование. Задачами, определяющими дальнейшее развитие высшего технического образования, по мнению участников конференции, должны стать задачи стимулирования и обеспечения подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности. Отчетливо понимая необходимость освобождения экономики страны от сырьевой зависимости, необходимо также отчетливо понимать ведущую роль университетов в становлении «экономики знания», в подготовке кадров для новой экономики.

Байкальцева И.
Vecherniy tomsk
НАВЕРХ