Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Как построить экономику знаний

05 апреля 2007
17–18 апреля в Москве состоялся очередной съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). На заседании правления РСПП с докладом выступил ректор ТУСУРа Анатолий Кобзев (кстати, он единственный из ректоров российских вузов является членом правления РСПП).

17-18 апреля в Москве состоялся очередной съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). На заседании правления РСПП с докладом выступил ректор ТУСУРа Анатолий Кобзев (кстати, он единственный из ректоров российских вузов является членом правления РСПП). Сегодня «Томские новости» публикуют газетный вариант этого доклада.

Простое сравнение

В ведущих странах мира основная часть роста экономики обеспечивается за счет вывода на рынок инновационной продукции. Значительную роль в экономике знаний за рубежом играют малые предприятия, доводящие новые технологии до стадии, готовой для промышленного использования, а также выводящие на рынок новую продукцию.

Впечатляют результаты Оксфордского университета, который совместно с окружением из 300 малых наукоемких предприятий дает годовой доход 5 млрд. долларов США. А, например, Томская область, в которой добывается нефть, газ, лес, расположены гигант мировой атомной промышленности (СХК), гигант мировой нефтехимии (Томский нефтехимический комбинат), имеет годовой валовый региональный продукт 6 млрд. долларов США. Не менее впечатляет и пример зоны высоких технологий г. Нюрнберга: на 2 млн. жителей действуют 75 тысяч High Tech фирм с годовым оборотом 58 млрд. евро, что составляет 60 процентов валового регионального продукта Баварии.

Сегодня в России число малых предприятий (МП) составило 994 тысячи: это 656,6 МП в расчете на 100 тыс. жителей. А в США, по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в расчете на 100 тыс. жителей количество МП составляет 2400. На примере г. Нюрнберга имеем 3750 МП на 100 тыс. жителей. Чтобы России сравняться с развитыми странами (в среднем 3 тыс. МП на 100 тыс. жителей), таких предприятий требуется 4,35 миллиона. Острота проблемы станет еще более очевидной, если учтем, что первая волна предпринимательства 1990-1992 годов дала 700 тыс. МП. Таким образом, за 15 лет рост составил всего 294 тысячи. При таких темпах, чтобы выйти на уровень 4,35 млн. МП, понадобится 170 лет.

Еще хуже ситуация в наукоемком бизнесе. Здесь всего 22 тысячи структур, в то время как необходимо 2 миллиона. Более того, в наукоемком бизнесе идет отрицательная динамика – 5 лет назад в России было 44 тысячи структур наукоемкого бизнеса.

Итак, в целом ситуация может быть охарактеризована как тупиковая. При этом совершенно очевидно: пока показанный выше разрыв не будет ликвидирован, говорить всерьез о переходе к экономике знаний невозможно. Очевидно и то, что сама по себе проблема не разрешится.

Задача не поставлена

Для выхода из тупика необходима генерация новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса. По своим масштабам и социальным последствиям эта крупнейшая государственная задача превосходит атомный и космический проекты и требует вовлечения в свою орбиту, как минимум, половины населения страны. И если говорить о национальных проектах, то именно эта задача должна быть на первом месте, а она, к сожалению, на государственном уровне не сформулирована.

Для решения проблемы необходимо выполнить три задачи. Во-первых, развернуть массированную пропаганду привлекательности имиджа предпринимателя (хозяина) наукоемкого бизнеса. Во-вторых, создать требуемую инфраструктуру развития наукоемкого бизнеса (студенческие бизнес-инкубаторы, бизнес-инкубаторы, технологические парки, зоны, инвестиционные фонды и т.д). В-третьих (пожалуй, главное) - пересмотреть роль университетов в решении поставленной задачи, сделав их главными центрами в ее решении, так как все без исключения будущие предприниматели наукоемкого бизнеса сегодня находятся в университетах.

Два пункта из этого перечня непосредственно касаются сферы высшего профессионального образования. Однако в федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением правительства РФ 23 декабря 2005 года, мы не найдем упоминания ни о поставленной проблеме, ни о путях ее решения. Стратегические цели программы сформулированы таким образом, что становится абсолютно ясно: разработчики программы не предполагают кардинального пересмотра роли университетов в развитии наукоемкого бизнеса и саму эту проблему никак не связывают с системой высшего образования. (По мнению авторов программы, обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке достижимо, «если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки»…)

Вообще, на мой взгляд, говоря о реформе образования, у нас все время говорят не о том. Цели формулируются неясно, и это является гарантией того, что все проводимые мероприятия будут носить случайный характер. Надо не укрупнять или разукрупнять университеты и постоянно осуществлять передел их бюджетного финансирования, а поставить перед ними настоящую государственную задачу, которую будет решать вся страна.

Томская модель

Убежден: реально повысить конкурентоспособность России на мировом уровне можно только развитием малого и среднего наукоемкого бизнеса до необходимого уровня. И сделать это могут только университеты: повторюсь, сегодня и завтра в университетах учатся и будут учиться все будущие предприниматели наукоемкого бизнеса. Значит, для обеспечения конкурентоспособности России каждый университет должен быть окружен плотным кольцом наукоемких фирм, учрежденных выпускниками этого университета (вспоминая оксфордскую модель), а вся структура университета – работать на генерацию этих фирм.

Именно такая модель реализована в Томске, где наблюдается положительная динамика развития наукоемкого бизнеса и в количественном, и в качественном отношении. Так, за последние пять лет количество томских предприятий наукоемкого бизнеса удвоилось, а их объемы выросли с 60 млн. руб. до 6,5 млрд. рублей. Всего же научно-образовательный комплекс Томска дает 18 млрд. руб. в год. Лидером в генерации предпринимателей наукоемкого бизнеса является ТУСУР, выпускники которого обеспечивают 80 процентов объемов наукоемкой продукции Томска. В составе ТУСУРа открыт первый в России студенческий бизнес-инкубатор (2004 г.). В университете перестроен учебный процесс, позволяющий готовить предпринимателей наукоемкого бизнеса, намечены пути взаимодействия с технико-внедренческой зоной г. Томска.

Чтобы этот процесс развивался более интенсивно, необходимо и оценку деятельности университетов производить по-другому. Здесь уместно вспомнить предложение Министра образования и науки А.А. Фурсенко оценивать успехи университетов по успехам их выпускников. К сожалению, это предложение не реализовано, и до сих пор оценка деятельности университетов производится по многочисленным количественным критериям.

И последнее. Чтобы процесс генерации волны малых предприятий шел интенсивнее, необходимо законодательно обязать крупные фирмы, иностранные и совместные предприятия не менее 30-50 процентов своих заказов размещать на российских предприятиях малого и среднего бизнеса, и особенно в регионах своего присутствия.

P.S. Доклад был положительно оценен правлением РСПП и вызвал большой интерес.

Кобзев А.
Tomskie novosti

Похожие материалы по теме