Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Кобзев А. «Мы готовим предпринимателей наукоемкого бизнеса» // Промышленник России. – № 4 – 5. – 2007

23 июля 2007
Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) уверенно занимает одно из лидирующих мест во всероссийском рейтинге технических вузов. Он имеет репутацию инновационно-активного университета, успешно практикует новые формы и методы сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса, готовит специалистов, способных активно участвовать в инновационных процессах, происходящих в стране

Анатолий Кобзев: «Мы готовим предпринимателей наукоемкого бизнеса»

Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) уверенно занимает одно из лидирующих мест во всероссийском рейтинге технических вузов. Он имеет репутацию инновационно-активного университета, успешно практикует новые формы и методы сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса, готовит специалистов, способных активно участвовать в инновационных процессах, происходящих в стране

Печальная статистика

Генерация новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса, переход к экономике знаний, уменьшение зависимости от сырьевого экспорта – важнейшая государственная задача, по своим масштабам и социальным последствиям превосходящая атомный и космический проекты.

Для того чтобы встать на один уровень с развитыми странами, России необходимо быстрыми темпами формировать средний класс, развивать предпринимательство в сфере малого и среднего бизнеса. Однако если процесс будет идти сегодняшними темпами, потребуется не менее 200 лет, чтобы достичь среднеевропейского уровня. Общее количество структур малого бизнеса, по европейским меркам, должно в России равняться 4,35 миллионам. А за 20 последних лет сформировано всего 953,1 тыс. При этом около половины фирм малого и среднего бизнеса должны составлять наукоемкие предприятия, поскольку развитие именно этого сектора экономики способно обеспечить уменьшение зависимости от сырьевого экспорта и сделать возможным переход к экономике знаний. В то же время в этой сфере ситуация выглядит еще более печально. В целом по России структур наукоемкого бизнеса в 90 раз меньше, чем должно быть: вместо 2 млн. - всего 22 тыс. В Томске этот показатель выглядит лучше – здесь работает «всего» в 33 раза меньше предприятий наукоемкого бизнеса, чем необходимо по европейским стандартам.

Следует отметить, что 115 предприятий томского IT-сектора организованы выпускниками ТУСУР и составляют 80 % объема рынка товаров и услуг. Но все же это слишком мало – только 427 предприятий вместо нужных 14 тыс.

Университет как лидер инновационного процесса

Для того чтобы сократить этот разрыв, требуется целенаправленная подготовка специалистов, способных не только к генерации коммерчески значимой научной идеи, но и к воплощению её в жизнь. Очевидно, что постоянным источником кадров и идей для развития наукоемкого бизнеса могут и должны стать университеты.

Мировой опыт подтверждает ведущую роль университетов в инновационном процессе. Наиболее передовые из них вовлекли в орбиту своей деятельности сотни промышленных, исследовательских и торговых фирм, превратились в консолидирующую силу, объединяющую интересы многочисленных партнеров. Зарубежные университеты, ставшие центрами инновационного развития, демонстрируют колоссальные успехи. Завидным примером для наших вузов могут стать многие из них. Скажем, знаменитый Оксфордский университет в Великобритании. Это сравнительно небольшой вуз: в нем, как и в нашем ТУСУРе, учится 17 тыс. студентов. Но с ним связаны более 300 наукоемких фирм. Суммарный годовой доход этого учебно-научно-инновационного комплекса составляет $5 млрд. Для сравнения: валовый региональный продукт Томской области равняется $8,5 млрд.

Интересы сторон в таком сотрудничестве вполне очевидны. Университет, где ведутся серьезные фундаментальные и прикладные исследования, помогает партнерам в продвижении на рынок конкурентоспособных образцов высокотехнологичной продукции. Он – неиссякаемый источник (и это обстоятельство, пожалуй, главное) образованной и мобильной молодежи, которая быстро осваивает современные наукоемкие технологии, привносит новое в работу фирм, возглавляет перспективные направления. Многие выпускники вузов открывают свой бизнес, не прерывая при этом связи с воспитавшими их учебными заведениями, поддерживая взаимовыгодное сотрудничество.

ТУСУР давно поставил перед собой цель выпускать не только высококвалифицированных инженеров и научных работников, но и будущих организаторов, учредителей и хозяев наукоемкого бизнеса. На решение этой задачи и направлена программа «Разработка и внедрение в практику системы подготовки специалистов, обеспечивающей генерацию новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса», получившей высокую оценку на конкурсе инновационных образовательных программ

Цель этой программы - активизация инновационной деятельности выпускников, подготовка как самостоятельных предпринимателей наукоемкого бизнеса, так и специалистов, способных инициировать и реализовать инновационный проект на любом действующем предприятии.

Подготовка будущих предпринимателей требует серьезных изменений в организации всего учебного процесса. Сегодня ТУСУР переходит к технологии группового проектно-творческого обучения (ГПО). Его особенность в том, что со второго–третьего курсов процесс обучения начинает строиться вокруг конкретных научных проектов, имеющих перспективы продвижения на рынке.

Уже сформировано 234 группы творческого проектного обучения, и треть студентов нынешнего третьего курса продолжит обучение по новой технологии. Проекты, разработанные этими группами, не останутся на бумаге - обязательным условием защиты проекта является создание работающей модели или программы. Для работы групп создается 34 лаборатории группового проектного обучения и 50 студенческих конструкторских бюро - всего порядка 1100 рабочих мест, оснащенных самой современной техникой.

Наиболее важное из того, что будет привнесено в учебный процесс, – создание новой цепочки: групповое проектное обучение – УИР – НИРС – студенческое конструкторское бюро – студенческий бизнес-инкубатор – бизнес-инкубатор. В результате на выходе из университета появится новый «продукт» – частный предприниматель наукоемкого бизнеса или же наукоемкая фирма.

Вполне закономерно, что выпускник вуза, основав собственное наукоемкое предприятие, будет продолжать поддерживать контакт со своим университетом. Именно так университет становится ядром постоянно расширяющейся инновационной структуры.

Такая структура в университете уже создана. Учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) ТУСУР объединяет в одну слаженно работающую систему научно-исследовательский и инновационный потенциал университета и наукоемкие фирмы. В УНИК входят пять научно-исследовательских институтов, три конструкторских бюро, 48 научных лабораторий и центров, 26 студенческих конструкторских бюро, научно-исследовательская часть, инжиниринговый центр, технопарк. В сентябре 2004 года был открыт первый в России студенческий бизнес-инкубатор, позволивший существенно расширить возможности сотрудничества ТУСУРа и фирм-партнеров.

Сегодня УНИК объединяет вокруг университета более 60 наукоемких фирм, созданных выпускниками ТУСУРа. Это партнерство взаимовыгодно и обладает устойчивой динамикой. Университет оказывает предприятиям поддержку в работе с разными отечественными и зарубежными фондами, помогает принимать участие в федеральных целевых и межведомственных научно-технических программах. Благодаря разветвленной сети филиалов и представительств вуза в регионах, ему удается эффективно продвигать на рынок наукоемкую продукцию фирм. Кроме того, наши партнеры получают прямой доступ к инновационной структуре университета.

Взаимные выгоды совместной работы

Каждая фирма-партнер имеет «свою» структуру в ТУСУРе (НИИ, КБ, учебно-научную или научную лабораторию, творческую группу в студенческом бизнес-инкубаторе). Совместная организация научно-исследовательских институтов и лабораторий, а также подготовка кадров для фирм-партнеров является важным направлением сотрудничества.

В качестве примера можно привести опыт совместной работы ТУСУРа с фирмой «ЭлеСи». Основное направление деятельности этой хайтековской компании, основанной выпускниками нашего вуза в 1990 г., – создание электронных систем управления. В результате совместной работы университета и ЭлеСи было открыто две лаборатории, в которых обучаются наши студенты. Обучение ведут сотрудники фирмы по собственным методикам и на собственном оборудовании. Фактически ЭлеСи получает возможность готовить специалистов «для себя», соответствующих требованиям именно этой компании. За время совместной работы фирма приняла в свой штат более 200 наших выпускников (инженеров, разработчиков и программистов). Они работают на самых перспективных направлениях, многие из которых компания только начинает осваивать. Кроме того, нынешние студенты (а ежегодно здесь обучается более 200 человек) завтра станут специалистами и, возможно, будущими партнерами ЭлеСи.

Еще один пример – фирма «Микран», также основанная нашими выпускниками. Более 100 студентов ежегодно проходят в ней практику. Эта фирма курирует четыре направления группового проектного обучения. За последние четыре года на работу в эту компанию было принято более 60 выпускников ТУСУРа.

Возможностей совместной работы много, и мы стараемся использовать их в полной мере. Тем более что цифры красноречиво говорят о ее взаимной выгоде. За пять лет работы университетского научно-исследовательского комплекса входящие в него фирмы вложили в университет более $ 1 млн. прямых инвестиций, а его консолидированный годовой бюджет вырос до $ 37 млн., увеличившись почти в 20 раз. Еще больше выиграли наши фирмы-партнеры, создавшие новые структурные подразделения университета. За это время они стали лидерами среди наукоемких предприятий Томска: их доходы увеличились более чем в 100 раз.

Принципы сотрудничества

Организационную структуру сотрудничества УНИК ТУСУР с частным наукоемким бизнесом составляют следующие принципы:

  1. Партнерство. Партнеры, как правило, выбираются из среды выпускников ТУСУРа, организовавших наукоемкие высокотехнологичные частные компании, близкие по профилю деятельности. Это создает условия для равноправия и уважения интересов и особенностей сторон.
  2. «Двойное гражданство». На базе коллектива частной фирмы создаются НИИ, КБ, либо научно-исследовательские лаборатории. Частным фирмам в структурных подразделениях ТУСУР предоставляется полная свобода действий, прежде всего в сфере финансов. Руководителями созданных НИИ и КБ, как правило, являются директора частных фирм, которые, при условии достижения структурным подразделением успеха, входят и в ученый совет университета. Созданные при университете структурные подразделения наделяются ректором правами заключения договоров от имени ТУСУРа и ведения собственной бухгалтерии, подотчетной финансовому управлению университета.
  3. Льготное внутренне налогообложение. В централизованный фонд ТУСУРа поступает минимально необходимая часть доходов, полученных по хозяйственным договорам, с тем, чтобы максимум средств оставался в распоряжении исполнителей и использовался в целях развития структурного подразделения.
  4. Гарантии. В случае выхода частной фирмы из проекта ТУСУР предоставляет инвестору гарантии выкупа всех материальных ценностей, образованных в результате реализации проекта (оборудование, ремонт, здания и т.д.). Сумма заработной платы, командировочных расходов и других профинансированных инвестором статей бизнес-плана является индивидуальным риском фирмы.

Особо стоит отметить сотрудничество вуза и предприятий партнеров в студенческом бизнес-инкубаторе (СБИ) ТУСУР. Студенты и аспиранты, готовые связать свою судьбу с внедрением и последующим производственным наполнением своих научных разработок, проходят в СБИ дополнительное трехлетнее обучение и к моменту выпуска должны стать зарегистрированными предпринимателями наукоемкого бизнеса, готовыми вывести на рынок новый, технологически и коммерчески просчитанный продукт.

Студенческий бизнес-инкубатор рассчитан на 220 рабочих мест и ориентирован на поддержку наукоемких проектов главным образом по информационным технологиям и радиоэлектронике. Проекты, претендующие на размещение в бизнес-инкубаторе, проходят конкурс. Главное требование к наукоемким проектам-конкурсантам – возможность их коммерциализации и вывод на рынок.

Предполагается, что бизнес-инкубатор обеспечит ежегодное открытие четырех малых предприятий, выпуск 40 частных предпринимателей и, соответственно, создание не менее 130 новых рабочих мест. По нашим оценкам к 2012 г. объем продукции созданных инновационных предприятий составит 2 млрд. руб. Показательно, что еще во время проведения первого конкурса инкубатор стал мощным магнитом для инвестиций. Компании-партнеры университета, входящие в Ассоциацию выпускников ТУСУР, обозначили более 20 интересующих их научных направлений, которые они готовы финансировать. Пожалуй, впервые количество предложений от инвесторов превысило возможности вуза. А ведь речь идет о немалых средствах! Сам университет никакой коммерческой выгоды из работы бизнес-инкубатора не извлекает и на акции фирм, которые будут созданы в недалеком будущем, не претендует. Весь расчет делается на потенциальные взаимовыгодные контакты с фирмами наших выпускников.

Условия успеха

Однако, сколь хорошо ни была бы выстроена инновационная структура отдельного вуза, при отсутствии благоприятных внешних условий возможностей для развития инновационного бизнеса будет немного. Без дальнейшей поддержки из покинувших СБИ наукоемких предприятий «на плаву» останутся далеко не все. То, что в 2005 г. Томск выиграл федеральный конкурс на создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа, позволяет надеяться, что ситуация изменится в лучшую сторону. С созданием ТВЗ, в которой ТУСУР является головной организацией по направлению «электроника, информационные и телекоммуникационные технологии», открываются возможности для выпускников студенческого бизнес-инкубатора, которые будут выигрывать конкурсы на размещение в ТВЗ и успешно там работать.

Перспективы развития инновационного бизнеса на базе университета вполне реальны, но они будут воплощены в жизнь только при соблюдении ряда условий. Ведущим университетам необходима максимальная автономия, внутривузовская демократия, тесные контакты с бизнесом, причем на равных условиях, самостоятельное и быстрое управление финансами, включенность в рынок. Корме того, необходимо формирование инфраструктуры, способствующей развитию инновационного бизнеса. Речь идет о создании технопарков, бизнес-инкубаторов, научно-экспериментального производственного комплекса, а также формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Сегодня сотрудничество с вузами частного бизнеса тормозится существующими юридическими, административными и налоговыми ограничениями. Мы находимся в парадоксальной ситуации: в рыночной среде университет и частный бизнес не могут полноценно взаимодействовать! Резкое ограничение автономии вузов, ограничение внутривузовской демократии, тотальный контроль всех сторон деятельности ограничивают возможности университета как самостоятельного субъекта рыночной деятельности. Негативное влияние оказывают казначейское исполнение внебюджетных доходов, запреты на участие университетов в акционерных обществах, на приобретение и продажу ценных бумаг, на открытие отдельных расчетных счетов структурным подразделениям вузов, на получение кредитов в банках и предоставление поручительства и залога. Введение налога на прибыль университетов при приобретении на внебюджетные средства оборудования, оплаты услуг связи, коммунальных расходов и т.д. сводят к минимуму возможности равноправных отношений университета и бизнеса.

Как показывает практика создания УНИКа ТУСУР, малый наукоемкий бизнес открыт для взаимодействия с университетами, а частные фирмы в инновационном процессе мобильны и активны. С их помощью можно выполнять ответственные работы, достигать значительного научно-технического и социально-экономического эффекта. Вместе с тем, только на малый бизнес невозможно возложить еще и задачу создания национальной инновационной структуры.

Признание государством ведущей роли университета в развитии инновационного бизнеса и соответствующее совершенствование нормативно-правовой базы, которое устранит имеющиеся ограничения для сотрудничества вуза и бизнеса, позволит в достаточно короткие сроки подготовить новое поколение предпринимателей наукоемкого бизнеса.

Кобзев А.
Промышленник России. – № 4 – 5. – 2007

Похожие материалы по теме