Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Когда студенту интересно

22 февраля 2013
В этом году на традиционную международную научно-практическую конференцию в ТУСУР прибыло больше 200 представителей вузов, НИИ, учреждений среднего профессионального и школьного образования из Томской области и других регионов, из стран ближнего и дальнего зарубежья.

О современном высшем профессиональном образовании, проблемах и путях их решения

В этом году на традиционную международную научно-практическую конференцию прибыло больше 200 представителей вузов, НИИ, учреждений среднего профессионального и школьного образования из Томской области и других регионов, из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Из года в год этот форум единомышленников не теряет своей актуальности. И никогда не потеряет, ведь на конференции, организаторами которой выступают Министерство образования и науки РФ, администрация Томской области, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, всегда обсуждают злободневные проблемы в сфере высшего профессионального образования.

В прошлом году основным объектом обсуждения была проблема реформирования этой сферы образования в условиях перехода к многоуровневой системе. В этом году тему продолжили, участники конференции несколько дней обменивались мнениями, отвечающими на главный «вопрос дня»: какие новые методы и технологии нужно использовать в образовательном процессе, чтобы выполнить государственный заказ на квалифицированных молодых специалистов. Причем не ординарных специалистов, а инженеров будущего, тех, кому предстоит разрабатывать и внедрять в производство инновационные проекты в разных областях науки и техники!

О необходимости изменений и плане модернизации технологии учебного процесса рассказал на открытии конференции Анатолий Кобзев, президент ТУСУРа:

- Состояние инженерного дела в России специалисты характеризуют как острый кризис, и выход из него – это сложная, многоплановая задача, особое место в решении которой, на мой взгляд, должно занять исправление изъянов в профессиональной подготовке специалистов в вузах. К таким изъянам относятся как хроническое недофинансирование, недооценка труда профессорско-преподавательского состава, стареющая материальная и кадровая база, так и почти полное отсутствие практической подготовки и обучения творчеству. Причем, последний пункт, касающийся содержания образования и организации процесса обучения, полностью зависит от самих вузов. Мы должны создать такие условия, чтобы во время обучения каждый студент мог самостоятельно действовать, добывать знания, поскольку современная обстановка, в которой он окажется после окончания вуза, как раз требует инициативы и самостоятельности.

Наработки ТУСУРа в этом направлении известны и заслужили высокую оценку на всероссийском уровне. Именно здесь в 2004 году был открыт первый в России студенческий бизнес-инкубатор, в настоящее время бизнес-инкубаторы есть во многих российских вузах. «Ноу-хау» ТУСУРа является и технология группового проектного обучения, ставшая главным элементом инновационной образовательной программы вуза, победившей в 2006 году в конкурсе в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и реализованной в вузе. Однако, по словам президента ТУСУРа, даже то, что с 2004 года удалось в четыре раза увеличить объем научно-исследовательских опытно-конструкторских работ и вовлечь сотни новых студентов в процесс хоздоговорных работ, а также в сотрудничестве с выпускниками вуза – руководителями предприятий, входящих в учебно-научно-инновационный комплекс ТУСУРа, создать возможность студентам практиковаться и работать на этих предприятиях, все это вместе охватывает только 40 % контингента. Следующим шагом должна стать модернизация самой технологии учебного процесса в вузе: изменения планируется внедрить в течение 2013-2014 гг. Они, как подчеркнул Анатолий Кобзев, могут быть решены только внутри университета, без привлечения значительного финансирования и кардинального изменения системы образования в вузе. В плане модернизации президент ТУСУРа обозначил девять пунктов, касающихся усиления мотивации первокурсников, когда наиболее интересные предметы по специальности будут преподавать с самого начала обучения в вузе, увеличения количества практических занятий и ориентирование их, как и теоретических курсов, например, по математике, на дисциплину будущей специализации. Планируется и изменение самих практических и лабораторных работ: от выполнения на готовых макетах к созданию индивидуальных макетов и их исследования. Кроме того, в плане заявлено уменьшение количества экзаменов и зачетов с их переориентацией на междисциплинарный характер и усиление воспитательной работы, организация внеаудиторной работы с введением профессионального кураторства, обязательного на первом курсе.

- Все это позволит во время обучения дать студенту эксклюзивные умения, при помощи которых он, окончив вуз, сможет зарабатывать себе на хлеб. И все это вполне реально осуществить, - подытожил профессор Кобзев.

Об изъянах профессионального высшего технического (а попутно даже и школьного) образования, и о способах их устранения и шла речь на девяти различных секциях конференции и трех «круглых столах». Тон обсуждению задал первый проректор ТУСУРа Лев Боков.

- В последние два года в образовательном процессе продолжаются реформы, - сказал он, выступая с пленарным докладом. – В 2011 году мы впервые уже фронтально приняли студентов-бакалавров, то есть окончательно перешли на многоуровневую систему подготовки. В этом же году началось нормативное финансирование государством на оказание образовательной услуги. В 2012 году вузы перешли на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. Недавно был принят Закон «Об образовании», который вступит в действие 1 сентября 2013 года. Все это рычаги перемен в нашей сфере. Далеко не все считают, что реформа приведет к существенному улучшению качества образования, но всё, что устанавливается стандартами и регламентируется законами, обязательно для выполнения, поэтому мы должны хорошо ориентироваться в этом изменяющемся пространстве.

Одна из больших проблем, как отметил руководитель секции «Технологии и средства обучения», декан факультета электронной техники ТУСУРа Александр Воронин, - излишняя теоретизация преподавания естественнонаучных дисциплин:

- Если инженера-прикладника теорией пичкать, он не будет знать, как паяльник в руках держать. В ТУСУРе положение спасает участие студентов в хоздоговорных работах, в конструкторских бюро, в групповом проектном обучении (ГПО), когда создается небольшой коллектив студентов для решения конкретной инженерной задачи под руководством опытных преподавателей.

- С чем сталкивается молодой человек, сознательно выбравший технический вуз? – говорил с трибуны и Анатолий Кобзев. - Ему сразу начинают забивать голову высшей математикой, классической физикой и разнообразными гуманитарными науками. Живой аппаратуры он не видит. Вполне естественно, что тот маленький росток интереса, который теплился в нем, глохнет под этой тяжестью. Человек еще не понимает, зачем все это нужно, а ведь от успешного переваривания всей этой каши зависит его дальнейшая судьба в вузе, его становление как специалиста.

В качестве положительного примера Лев Боков и Анатолий Кобзев привели Оксфордский университет и французскую высшую школу Паритех. Там не преподаются высшая математика и физика в отрыве от специальных дисциплин, все задания и задачи конкретны, связаны с определенной темой из курса промышленной электроники или радиотехники.

Не забыли на конференции и массу других актуальных для сферы образования проблем. Не забыли про интеграцию образования, науки и производства. Про программное обеспечение образовательного процесса. Про возрастающую важность знания иностранных языков, причем с учетом специфики профилирующих специальностей. Про гуманитарную составляющую обучения в техническом вузе.

- В России сохраняется весьма существенное разделение и даже противопоставление гуманитарной и технической сфер деятельности, мышления и образования, - докладывал на отдельной секции доктор исторических наук, зав.кафедрой истории и социальной работы ТУСУРа Николай Грик.- Но в условиях перехода на двухуровневую систему подобное противоречие становится серьезным тормозом в подготовке инженеров. Неизбежный курс на экономику знаний, ориентация на непрерывные инновации требуют наращивания интеллектуального, духовного, творческого потенциала будущего инженера.

И про самостоятельную работу студентов разговор уже не первый год заходит. Приведение процесса образования в соответствие с Болонской декларацией подразумевает перераспределение учебной нагрузки в пользу самостоятельной работы студентов. Уже сейчас соотношение между аудиторной и внеаудиторной нагрузкой равно 1:1, а вскоре оно должно будет приблизиться к европейскому образцу, то есть - 1:3. Пока, по ряду причин, это не очень радует преподавателей.

- Если у студента сильная мотивация получить знания и навыки, проблем с самостоятельным блоком подготовки, как правило, нет, - докладывал на специальной секции конференции декан факультета электронной техники ТУСУРа Александр Воронин. – У остальных часы самостоятельной подготовки, не подлежащие контролю со стороны преподавателя, например, в виде оценки, уходят «в песок». Новое поколение студентов можно назвать людьми «клика»: им легче кликнуть мышкой в интернет-поисковиках, чем, имея на руках комплект учебников, поискать в них информацию. У психологов уже сформировался другой термин насчет этого явления – «человек не мыслящий», потому что студенты привыкают добывать информацию, не осмысливая ее. А ведь наша задача – готовить конкурентоспособных специалистов, самообучающихся в течение всей жизни. Надо пересматривать существующие методы внеаудиторного обучения. В ТУСУРе больше пяти лет используется система управления, поддержки и контроля самостоятельного обучения Moodle, позволяющая повысить эффективность этой формы работы студентов.

Говорят, взгляд со стороны бывает весьма точным и служит хорошим импульсом для ускорения перемен. Таким взглядом на конференции стало выступление гостя университета из США (Сан-Диего), венчурного капиталиста Грега Хоровитта. В Томск Грег Хоровитт приехал с презентацией своей книги «Тропический лес. Секрет создания следующей Силиконовой долины». Автор считает, что в формировании высокотехнологичного рынка, решении мировых проблем ключевая роль принадлежит инновационным университетам, именно в них накапливаются интересные идеи и аккумулируется основной ресурс инноваций – люди и их интеллект. И если правильно организовать работу таких университетов и инновационный среды, они будут действовать подобно гармоничной экосистеме - тропическому лесу, в котором все процессы взаимосвязаны и саморегулируются. Что ж, суть книги американца вполне перекликается с темами международной научно-методической конференции в ТУСУРе, на которой сотни участников размышляли, как шаг за шагом модифицировать наши технические вузы в такой «тропический рай», в котором талантливые специалисты будут расти, подпитываясь идеями и самой атмосферой научно-образовательной среды, обогащая её своим творческим трудом и мыслями. Заметим в заключение, что для ТУСУРа идеи эти не новы. В университете они уже почти десять лет являются основой деятельности как в науке, так и в образовании, но всё-таки приятно услышать из-за океана: «Верной дорогой идёте, товарищи!»

Шеремет Н.
Krasnoe znamya
НАВЕРХ