Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Лев Боков: «Выпускники ТУСУРа находят своё место в рыночной экономике»

22 декабря 2010
Интервью с Львом Боковым, проректором по учебной работе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники

Сегодня наш собеседник – Лев Боков, проректор по учебной работе Томского университета систем управления и радиоэлектроники.

- Лев Алексеевич, завершается 2010 год, в это время принято подводить некоторые итоги. Как вы оцениваете приёмную кампанию - 2010? Не секрет, что она проходила в сложных условиях: в условиях демографического спада вузам пришлось активно конкурировать за будущих студентов.

- Результатами приёмной кампании мы довольны: обеспечили набор при хорошем конкурсе, «закрылись» первой волной зачисления. Если сравнивать с прошлым годом, то набор на бюджетные места увеличился почти на 15 процентов. И даже в условиях демографической ямы по количеству заявлений, поданных в университет, мы шли с опережением прошлогодних цифр. Возросло количество абитуриентов из Томска.

Но если говорить о качестве знаний первокурсников, то здесь всё непросто. Несмотря на то, что наши абитуриенты поступали с довольно высокими баллами ЕГЭ, на деле оказалось, что эти баллы не соответствуют уровню знаний выпускников школ, и этот факт, к сожалению, вынуждены констатировать не только мы, но и ректоры и проректоры других вузов. Поэтому сейчас есть проблемы со многими первокурсниками: мы вынуждены устраивать дополнительные занятия для того, чтобы они смогли «подтянуться» по физике и математике до уровня, достаточного для успешного освоения вузовской программы. Мы финансируем проведение консультаций на кафедрах высшей математики и физики, делаем это за счёт вуза, не прибегая к средствам родителей наших студентов. В течение года на эти цели приходится инвестировать значительные суммы - около 1,5 миллионов рублей.

- То есть, в ТУСУРе не первый год занимаются с первокурсниками физикой и математикой?

- Да, не первый год, но если раньше этим занимались на уровне профилирующей кафедры, а часто на добровольной основе энтузиасты-сотрудники кафедр высшей математики и физики, то теперь занятия включены в расписание. Мы понимаем, что, если на входе прибора сигнал ослабевает, а на выходе мы должны иметь заданный сигнал, соответствующий определённым требованиям, то коэффициент усиления мы должны увеличивать, что требует энергетических затрат. То есть повышение качества знаний первокурсников требует затрат. Ничто не возникает из ничего, и если, как это сказано М. В. Ломоносовым, «в одном месте что-то присовокупится, то в другом ровно столько отсовокупится».

Между тем, поскольку абитуриенты, а теперь уже студенты, какие есть и других в ближайшее время у нас не будет, мы должны и в будущем быть готовыми к дополнительным занятиям с первокурсниками и, помимо экстренных мер, предпринимаемых сейчас, мы разрабатываем долгосрочную программу повышения качества образования. Мы пересматриваем свои учебные планы с тем, чтобы буквально с первого курса проводить профессиональную ориентацию студента, будущего выпускника, повышать его мотивацию.

- Расскажите подробнее, пожалуйста.

- Что сейчас получается? Допустим, поступает студент на специальность «Комплексная защита объектов информатизации», он мечтает стать специалистом в этой отрасли. Но в первые годы учёбы он вообще ничего не слышит о защите информации, изучает физику, математику, иностранный язык, информатику и уже почти забывает - за какой специальностью пришёл в университет? Но если мы соответствующие разделы естесственно-научных дисциплин будем переносить ближе к их профессиональным, а те предметы из числа общепрофессиональных, которые не требуют предварительного знания, или их достаточно из курса средней школы, переведём на более раннее время, у студента сразу же появляется интерес. Более того, появляется интерес к изучению физики и математики, потому что студент видит: эти предметы - фундамент его будущей профессии. Видимо, сейчас назрела необходимость коренной перестройки учебных планов, всего учебного процесса, без этого дальше просто не продвинемся.

- Готовы ли мы, общество, к переходу на уровневую систему образования?

- Перед всей российской высшей школой и перед нашим университетом поставлена задача за четыре года подготовить бакалавра, специалиста профессионально значимого, обладающего определёнными компетенциями. Ясно, что большинство студентов будут заканчивать бакалавриат, в магистратуру пойдут только те, кто выдержит конкурсный отбор. Думаю, это зависит от финансирования, но не более 20 - 30 %.

Стоит сказать и о том, что прежде основная часть профессиональных компетенций приобреталась во время преддипломной практики, дипломирования. На это отводился целый семестр. Сейчас квалификационная работа должна быть подготовлена всего за шесть недель! Поэтому мы вынуждены были перестраивать весь учебный процесс в связи с переходом на уровневое образование. У нас накоплен значительный опыт, так как уже 7 лет ТУСУР выпускает бакалавров, есть и магистратура. В этом году набирали и бакалавров, и магистрантов, и специалистов.

Следует подчеркнуть, что по наиболее государственно значимым специальностям будем готовить инженеров. Так, все специалисты в области информационной безопасности будут обучаться 5 лет и получат квалификацию «Специалист по защите информации». Не изменятся сроки обучения и присваиваемая квалификация по специальностям «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования». Таким образом, у нас реализуются три уровня образования: бакалавр, инженер, магистр.

- Уже знаете отзывы работодателей об уровне подготовки бакалавров?

- Отношение работодателей к бакалаврам – слабое звено в нынешней реальности, наша экономика законодательно никоим образом не готова к приёму бакалавров.

Судите сами: есть, например, квалификационные справочники соответствия, где указана определённая должность и соответствующая ей квалификация. Например, начальник цеха, квалификация - инженер. Но пока нигде не найти соответствия: должность – бакалавр, должность - магистр…

Конечно, трудности будут, и большинство бакалавров, которых мы раньше выпускали, становились инженерами, доучивались. До нынешнего года получение квалификации «инженер» при имеющейся квалификации «бакалавр» не считалось получением второго высшего образования, и поэтому квалификация могла быть получена за бюджетные средства, а со следующего учебного года это уже невозможно.

Большинство бакалавров стремится попасть в магистры, хотя этой градации ещё нет в квалификационных справочниках, но все понимают, что магистр - это выше, чем бакалавр и выше, чем «инженер». Это 6 лет обучения, из них последние два – по индивидуальному плану, специальная научно-исследовательская подготовка, полученные дополнительные профессиональные компетенции.

Очень надеюсь, что через пять лет, когда массово по всей стране начнём выпускать бакалавров, что-то изменится на законодательном уровне.

- То есть, переход на Болонскую систему состоялся?

- По-моему, пока это лишь частичное соответствие. Для наполнения внутреннего содержания нужны деньги и немалые. Допустим, выбор собственной траектории обучения студентов. Сейчас мы тоже стараемся вводить индивидуализацию учебной траектории. У нас внедрена технология группового проектного обучения в массовом масштабе. Студенты могут пройти по индивидуальной траектории, работая в проектной группе или под руководством преподавателя. Нелинейный процесс обучения, который предполагает Болонский процесс, когда студент может выбрать соответствующую траекторию обучения, пойти на лекцию к тому или иному преподавателю, предполагает создание параллельных потоков. Средства, которые нам выделяются, рассчитаны только на линейную траекторию.

Непросто организовать мобильность обучения. На основе взаимных договоров между ТУСУРом и нашими партнёрами, зарубежными университетами, происходит обмен студентами. Но неплохо бы и внутреннюю мобильность осуществить – хотя бы для начала с вузами Томска. Для этого у нас есть все возможности. Мы можем договориться с ТГУ, ТПУ и другими вузами в рамках уже заключённых договоров о сотрудничестве: столько наших - столько ваших, кто будет отвечать за этого студента, его учебный план, где будет выдано ему свидетельство о квалификация.

- Как вы считаете, какие меры могут помочь решить проблему увеличения числа абитуриентов, поступающих на технические специальности?

- Одна из главных – это улучшение физико-математической подготовки школьников.

Многие из них не идут на технические специальности, потому что не хотят сдавать ЕГЭ по физике. Они недостаточно для этого подготовлены.

Обязательный ЕГЭ по физике необходим! Дело в том, что модернизацию экономики страны не провести без толковых инженеров. Значит, должно расти число абитуриентов, поступающих на технические специальности. Но это невозможно сделать в современных условиях, потому что с физикой в школе дела обстоят неважно, а ведь физика является мировоззренческой дисциплиной. И как может быть сформирована картина мира без знания физики? Базовые знания физики нужны всем! Да, сейчас есть проблемы с преподавателями физики в школе. Но пока мы их не решим на уровне школы, то как их сможем решать на уровне высшей школы? Необходимы дополнительные средства, которые нужно вкладывать, и об этом должны знать и наши депутаты, и руководство страны! Вот сейчас, стремясь иметь хорошую полицию, армию, правительство предпринимает все меры для этого, в том числе и экономические. Конечно, замечательно, что молодой лейтенант будет получать 33 тысячи рублей заработной платы, но как на этом фоне выглядит профессор, который даже со стимулирующими надбавками получает 22 тысячи рублей. А школьный учитель получает 10-15 тысяч. Отсюда и многие проблемы. Пока учитель физик, лучше мужчина, не придёт в школу, проблема не будет решена. Я не государственный деятель, и эти проблемы не в моей компетенции, но думать право имею. И считаю, что, когда мы говорим о развитии страны, модернизации её экономики, приоритеты нужно расставлять верно. Три обязательных ЕГЭ должны быть: математика, русский язык, физика.

И ещё об одной проблеме хотелось бы сказать. Мы прекрасно знаем, что главная составляющая при достижении цели – это устремлённость к ней, мотивация. В последнее время очень много говорят о демографическом кризисе, о том, что число вакантных мест превышает число выпускников. Такие разговоры не способствуют созданию атмосферы напряженного труда, стремлению получить наиболее высокий результат. Что напрягаться, ведь все поступят. Действительность гораздо сложнее. Абитуриент хочет поступить во вполне определённый вуз, как правило, на бюджетное место и на востребованную специальность. И тогда обнаруживается, что сделать это непросто. Конкурс на технические специальности и специальности, связанные с автоматикой, компьютерной безопасностью, управлением и вычислительной техникой, превышает четыре-пять человек на место. И здесь результат ЕГЭ имеет значение. Имейте это в виду, уважаемые выпускники школ.

- От школьных проблем вернёмся к вузовским. Как можно охарактеризовать новые федеральные образовательные стандарты?

- Действительно, сейчас вводятся федеальные государственные стандарты нового 3-его поколения. Большинство стандартов уже утверждены. Мы разработали соответствующие им образовательные программы. Стандарты, по сравнению с предыдущими, более прогрессивные, дана большая свобода вузам. В них 50 % - вариативная часть, определяемая вузом. Самое главное - изменилась не только буква, но и дух стандартов.

Важнейшее требование стандартов – построение учебного процесса, то есть мы формируем у студентов не только знания, умения и навыки, но и умение использовать их на практике - компетенции. За счёт чего это делать? Во-первых, предполагается смещение акцентов на самостоятельную работу студентов, на ограничение числа лекций, так как во время лекций трудно, хотя и возможно, сформировать какие-то компетенции, они формируются во время практик, выполнения курсовых проектов, лабораторных работ, поэтому растёт доля самостоятельных занятий студентов. Обязательна интерактивная форма занятий, но это вовсе не означает, что легче будет жить преподавателям: мы все прекрасно понимаем, что организация самостоятельной работы студента – порой более сложная задача, чем чтение лекций.

В ТУСУРе многое сделано для совершенствования образования. Ещё раз подчеркну, что мы внедрили технологию группового проектного обучения, и 1 100 студентов обучается по этой технологии. Для функционирует них 36 лабораторий, более 1 000 рабочих мест, оснащённых соответствующим оборудованием, что способствует обеспечению высокого качества образования. Таким образом, мы обеспечиваем востребованность выпускников нашего вуза, создаём возможность начала и продолжения их успешной карьеры. К счастью, в службу занятости в поисках работы редко обращаются наши выпускники.

- Чем вы это объясняете?

- Считаю, в основе всего два обстоятельства. Во-первых, вуз готовит специалистов, востребованных на рынке труда и адаптированных к требованиям работодателей. И второе: особенностью ТУСУРа является то, что он окружён поясом инновационных предприятий, возглавляемых нашими выпускниками. Это так называемый университетский научно-инновационный комплекс - УНИК ТУСУРа. Сейчас в нём более 100 предприятий, со всеми заключёны договоры, они участвуют в формировании тем групповых проектов, которые выполняют студенты. Кроме того, в ТУСУРе есть первый в стране студенческий бизнес- инкубатор, который выпускает не просто студентов, а уже предприятия, и они сами привлекают рабочие руки, им не нужен работодатель. Поэтому почти каждый из наших студентов на III-IV курсе уже знает, где будет работать, а в условиях современного рынка труда это много значит.

Недавно я был на конкурсе проектов, победителям которого выделяются достаточно солидные гранты попечительского совета – до 250 тысяч рублей. И вот выступает парень, который возглавляет проектную группу, в этом учебном году он защищает диплом. Он уже как рыба в воде в тех производственных вопросах, которые решает научно-производственная фирма. То есть, благодаря групповому проектному обучению студенту не нужно бегать искать работу: он спокоен, он уже работает по специальности и социально защищён. Общество тоже в выигрыше: оно получает выпускника вуза - не некий полуфабрикат, который нужно доучивать, а готового специалиста, способного работать с полной отдачей...

Технология ГПО работает у нас с 2006 года, мы внедрили её в рамках инновационной программы, победителем которой стал ТУСУР. Тогда у нас было 700 миллионов рублей дополнительного финансирования, что и позволило создать ряд лабораторий, оснастить их и выйти на качественно новый уровень подготовки специалистов. Поэтому выпускники ТУСУРа, обладающие необходимыми компетенциями, востребованы на рынке труда.

… И в завершении нашего разговора хочу поздравить с наступающим Новым годом коллег-преподавателей, студентов, выпускников ТУСУРа, всех читателей газеты. В новом году – всех благ, исполнения самых дерзких планов!

Дроздова Т.
Vecherniy tomsk
НАВЕРХ