Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

На опережение

04 апреля 2007
ТУСУР все больше интегрируется в мировое образовательное пространство.

ТУСУР все больше интегрируется в мировое образовательное пространство

Важнейшим событием уходящей недели для «Сибирских Афин», безусловно, был День науки. Однако праздник этот отмечали не только в исследовательских институтах, IT-предприятиях или научно-производственных центрах, но и в высших учебных заведениях. Дело в том, что наука и высшая школа настолько едины и взаимосвязаны, что разделить эти сферы практически невозможно. Как писал поэт, «близнецы-братья». Настоящий преподаватель в обязательном порядке ведет научные исследования, которые являются «питательным материалом» для его лекций, семинарских занятий. Аналогично, настоящий исследователь имеет «часы» на профильной кафедре, где пестует «желторотых» студентов, превращая в ученых, инженеров, управленцев и т.д.

Таким образом, университеты для науки являются главным фундаментом, прежде всего, кадровым и идейным. Какие же процессы сегодня происходят в этом «фундаменте», какие прослеживаются тенденции? Давайте посмотрим на примере одного из ведущих вузов нашего города, Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.

Не «придавить» творчество

- Любое научное учреждение требует обязательной кадровой подпитки, - рассказывает проректор по учебной работе ТУСУР Михаил Решетников, - с другой стороны, подготовка специалистов высшей квалификации невозможна без вузовской науки, без включения в учебный процесс творческой исследовательской работы, знакомства студентов с последними достижениями науки и техники.

Именно поэтому университеты могут и должны стать «точками роста» для развития исследования, инновационной деятельности. Образовательные технологии ТУСУР старается построить таким образом, чтобы в процессе обучения студентов обязательно присутствовало творческое начало.

Как оптимально организовать учебный процесс, чтобы, с одной стороны, студенты могли получить максимум знаний, и с другой, не «придавить» творческое начало чрезмерной нагрузкой?

- У нас есть свои «ноу-хау», - поясняет проректор, - например, в учебный процесс широко внедряем наработки дистанционного образования. Благодаря серьезному методическому обеспечению ДО, качественным учебным пособиям студенты имеют возможность больше заниматься самостоятельно. Естественно, без ущерба занятий с преподавателями… Мы не бросаем наших студентов в «свободное плавание», а предлагаем различные варианты участия в творческом процессе. Это групповое проектное обучение, которое уже внедряется на радиотехническом факультете. Учеба идет через конкретный проект, студенческий творческий коллектив решает конкретную научно-техническую задачу, где есть элемент новизны. Кроме того, мы нацеливаем на то, чтобы проект был к какой-то степени коммерческим… В эту схему вписывается межвузовский студенческий бизнес-инкубатор, открытый на базе ТУСУР в прошлом году.

Другое направление, это возможность для студента выбирать индивидуальную траекторию обучения. Разумеется, в рамках государственного образовательного стандарта, но при некоторой степени свободы.

- Это довольно сложно, - поясняет Михаил Решетников, - поскольку возникает множество вопросов. Например, как на протяжении всего семестра оценивать эффективность работы студента? Кроме того, размываются понятия «курса» и даже «студенческой группы»…

На пути к Европе

Для совершенствования учебного процесса, развития в нем творческого начала ТУСУР использует самые различные пути, в том числе международное сотрудничество.

Расскажем о проекте ТУСУРа «Международная система оценки успеваемости студентов», который победил в конкурсе TEMPUS (программа Европейского союза) и реализуется совместно с Политехническим институтом имени Георга Ома (Германия) и Технологическим университетом города Дельфт (Нидерланды). Бюджет проекта - 300 тыс. евро.

- Проект создан на основе многолетних наработок в области рейтинговой системы и дистанционного образования, - поясняет Михаил Решетников, - Присоединение России к Болонскому процессу предполагает увеличение мобильности студентов, что требует определенных условий, прежде всего, идентичной системы оценивания и контроля качества и соответствия учебных курсов. Именно над этим в течение двух лет и предстоит работать участникам проекта. Он предполагает активный обмен студентами между Томском, Дельфтом и Нюрнбергом. Конечным результатом проекта станет перевод специальностей ТУСУР на кредитную систему оценок. То есть, все большая интеграция в европейское образовательное пространство.

Что касается международного сотрудничества и интеграции, можно утверждать, что ТУСУР идет в фарватере российской высшей школы. Министерство образования и науки РФ настаивает на включении России в международное образовательное сообщество. Как заявил на недавней пресс-конференции глава минобрнауки Андрей Фурсенко, «сделать это необходимо, поскольку речь идет, прежде всего, о повышении качества образования российских специалистов и повышении уровня доверия к российским дипломам за рубежом, то есть к их конвертируемости».

Напомним, что в 2002 году Россия подписала Болонское соглашение, согласно которому российская система высшего образования к 2010 году должна максимально приблизиться к европейской. В частности, знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, выпускники российских вузов будут получать дипломы международного образца... Именно этим уже сегодня активно занимается ТУСУР.

- С другой стороны, - считает Михаил Решетников, - нельзя бездумно, «механически» копировать схемы европейской высшей школы. Нужно сохранить сильные стороны российской высшей школы, ее индивидуальность. Тем более, данные «схемы» в каждой стране имеют свою специфику. Например, двухуровневое система образования в странах Болонской конвенции очень сильно различается.

Взаимовыгодно

Международная интеграция ТУСУР не в меньшей степени затрагивает и научные исследования, а не только учебный процесс.

- Сегодня ТУСУР имеет 14 соглашений о сотрудничестве с университетами и организациями в США, Великобритании, Нидерландах, Германии, Франции, Чехии, Китае, Корее, Иране, - рассказывает проректор по научной работе ТУСУР, профессор Владимир Ильюшенко. – Возможности международного сотрудничества постоянно расширяются, продолжается создание на базе нашего университета представительств зарубежных научных организаций и компаний.

В 2002 году на базе ТУСУР впервые в России был открыт филиал зарубежного университета – Международный исследовательский центр телекоммуникаций и радиолокации, объединивший усилия российских и европейских ученых, а именно, Дельтского университета технологий (Нидерланды). Со стороны ТУСУР в работе Сибирского отделения этого центра участвовали ученые НИИ радиотехнических систем, кафедра конструирования и производства радиоаппаратуры и кафедра радиоэлектроники и защиты информации.

- Этот проект имеет огромное значение как для российской, так и голландской стороны, - поясняет профессор. – Благодаря проекту устанавливается научное, деловое, общечеловеческое партнерство между нашими странами… ТУСУР получает доступ к технологическому оборудованию, программному обеспечению одного из ведущих технических университетов Европы, продвигает свой «бренд» в международные научные центры, привлекает дополнительное финансирование и т.д. Голландцы, в свою очередь, привлекают наш интеллектуальный потенциал для исследований по самым передовым направлениям… Цель, к которой стремится университет – дальнейшее расширение международных научных проектов.

Если говорить в целом, можно смело утверждать, что ТУСУР работает «на опережение» самых передовых тенденций. По учебной и научной работе, интеграции в мировое научно-образовательное пространство и другим направлениям. Обеспечивая нашей науке надежный «фундамент».

Сибиряков А.
Vecherniy tomsk
НАВЕРХ