Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Не надо бояться ЕГЭ!

04 марта 2009
В редакции «Томского вестника» прошел круглый стол, посвященный новым правилам приема в вузы. В нем принял участие проректор по учебной работе ТУСУР Лев Алексеевич Боков.

Правила приема в российские вузы изменились кардинально

Вот главные новости. Все абитуриенты-2009 обязаны сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ). К каждой специальности четко «прикреплены» свои ЕГЭ, причем русский язык и математика обязательны. До 1 марта поступающие в вузы должны определиться, какие именно ЕГЭ они будут сдавать.

В чем смысл нововведений, к каким последствиям они могут привести? Об этом мы расскажем нашим читателям из первых уст. Для этого в редакции «Томского вестника» мы организовали круглый стол. Представляем участников. Проректора по учебной работе: Александр Ревушкин (ТГУ), Владимир Дзюбо (ТГАСУ), Лев Боков (ТУСУР). Ответственные секретари приемных комиссий: Борис Кадлубович (ТПУ), Евгений Михеев (СибГМУ), Александр Ушаков (ТГАСУ).

- В чем, на ваш взгляд, причины столь резких изменений правил игры при поступлении? Как на них реагируют вузы?

Александр Ревушкин: Мне кажется, что эти нововведения связаны с изменениями государственной политики в сфере образования, которые произошли во второй половине прошлого года. Основной лейтмотив - в нашей стране избыточное количество «белых воротничков», а нам нужно как можно больше «синих воротничков». То есть необходимо развивать начальное и среднее профессиональное образование и прижимать высшее. Для реализации этой политики настал достаточно благоприятный момент – в этом году ЕГЭ из стадии эксперимента перешел в стадию обязательной практики. С этим же связано радикальное изменение перечня вступительных испытаний, их обязательный характер, обнародование новых правил приема в середине учебного года.

Реакция вузов, в том числе томских, на новые правила была чрезвычайно острой. От сибирских вузов за подписью председателя Совета ректоров Сибирского федерального округа, ректора НГТУ Николая Пустового было направлено письмо министру образования и науки. В письме отмечалось, что есть серьезные опасения за социальную напряженность в сибирских регионах в связи с жесткими правилами приема в вузы.

Сильная волна на местах заставила министерство смягчить свою позицию. Тем более, кризис набирает обороты, и именно высшая школа является «подушкой безопасности» для минимизации последствий кризиса, в первую очередь социальных. Достаточно вспомнить начало 90-х, когда вузы сыграли важную роль в снятии социально-экономической напряженности.

- Какие университет принимает меры, чтобы смягчить ситуацию?

Одна из таких мер - это развитие альтернативных путей поступления в вуз, в частности, через школьные олимпиады, победители которых согласно закону зачисляются в вуз. ТГУ усиливает это направление, кооперируется с другими университетами.

Борис Кадлубович: Мы обязаны выполнять законы, которые принимает наш учредитель, Министерство образования и науки. Если вспомнить, что введение ЕГЭ в нашей стране с 2005 года «успешно» проваливалось, то для введения новых правил приема в вузы, с точки зрения государства, выбран удачный момент. Технология экзамена более-менее отработана, президентские выборы прошли. А вот с позиции интересов населения страны момент крайне неподходящий. Выпускники 2009 года просто попали в цейтнот…

Еще меня настораживает законодательная неурегулированность ряда вопросов по новым правилам приема. В частности, нет основного документа, по которому вузы должны принимать выпускников школ. Положение о проведении ЕГЭ Минюстом до сих пор не утверждено. Это направление Министерством образования и науки попросту проваливается, что приводит к правовым коллизиям. Например, закон позволяет принимать участие в «школьной волне» ЕГЭ выпускникам прошлых лет, включая учащихся техникумов и профтехучилищ, а также гражданам других государств. Однако закон, который бы регламентировал этот процесс, отсутствует. То есть эти люди имеют законное право поступать в вуз, но реализовать его не могут.

Кроме того, нас беспокоит финансирование процесса сдачи ЕГЭ. С одной стороны, власти пытаются всячески отстранить вузы от вступительных экзаменов, мотивируя «коррупционными проявлениями». С другой стороны, совершенно очевидно, что без вузов вступительные испытания не провести. Сегодня, когда преподаватели от экзаменов отстранены, как вуз может отвечать за качество набора?

Мы также принимаем меры, чтобы сегодняшние абитуриенты не пострадали от нововведений. Ведем переговоры с другими вузами о проведении олимпиад... К сожалению, тот маневр, который могли предпринять томские вузы по охвату сибирских регионов, дружественного нам Казахстана, сегодня ограничен. А ведь здесь Россия может решить геополитические задачи. У ТПУ исторически сложились очень крепкие связи с Казахстаном. Кроме того, большинство русскоязычного населения этой республики традиционно обучалось в российских вузах. При этом Россия решала для себя проблему нехватки квалифицированных кадров, которая сегодня в связи со сложной демографической ситуацией еще более обострилась. В это же время наше министерство принимает настолько непродуманные решения…

Наше государство всегда ратовало за экспорт высокотехнологичной продукции. А что может быть более высокотехнологичным, чем образование? Это всегда было востребовано. Однако сейчас поставлены такие заслоны, что, к сожалению, в правовом поле эти вопросы нерешаемы…

Сегодня Томский политехнический видит свою задачу в максимальном информировании абитуриентов. Как минимум нужно донести до каждого поступающего, что его ждет, из чего он может выбрать, каким образом может решить свои проблемы. Например, для поступления на второй и более старшие курсы, а также получения второго высшего образования вузам оставили право на собственные вступительные испытания.

Надеемся, что в ближайшее время мы получим ответы от руководства министерства и сразу же доведем информацию до потенциальных абитуриентов.

Лев Боков: ТУСУР объявил собственную антикризисную программу с учетом того обстоятельства, что кризис развивается по нескольким направлениям – финансово-экономическому, демографическому и организационному. Один из аспектов последнего - фронтальное введение ЕГЭ. Что касается ЕГЭ, считаю, что основная проблема не в том, как будут поступать в вуз выпускники томских школ, которые держат руку на пульсе и хорошо ориентируются в окружающей обстановке. Уверен, что большинство из них нормально сдадут требуемые для будущей специальности ЕГЭ и реализуют свои планы. Гораздо большие проблемы возникнут у ребят из области, из других регионов. Для справки: более 60 процентов наших абитуриентов – не томичи. Кроме того, будут сложности у студентов, которые обучаются по дистанционной технологии.

Поэтому будем усиливать работу в регионах по всем направлениям. Будем больше информировать выпускников школ, будем проводить олимпиады, больше заниматься профориентацией и так далее.

Евгений Михеев: Что сделано, то сделано, и вузы обязаны выполнять приказы и нормативные документы, которые нам «спустило» Министерство образования и науки.

Считаю, что в данной ситуации максимально пострадали школьники, выпускники 2009 года. Во-первых, их очень поздно информировали о новом порядке приема. Во-вторых, возникла путаница, сколько экзаменов сдавать и главное - какие... Самое важное, что если раньше у ребят было время подумать, то сейчас выпускники 2009 года должны до 1 марта определиться в выборе будущей профессии и подать заявки на ЕГЭ в школе. Это ключевое решение, от которого зависит их судьба. СибГМУ разместил с 1 февраля на своем официальном сайте новые правила приема с перечнем специальностей и необходимых трех ЕГЭ для поступления на бюджет и на места с оплатой стоимости обучения.

Абитуриенты смогут участвовать в конкурсе на максимальное количество специальностей по приоритетам с учетом результатов ЕГЭ. В настоящее время создается круглосуточный информационный голосовой портал и горячая линия приемной комиссии СибГМУ.

Другой важный момент, что для поступления на заочные формы обучения также обязали сдавать ЕГЭ. Например, на наши заочные формы факультетов высшего медсестринского образования и фармацевтического часто поступают люди зрелого возраста, 25-40 лет, выпускники медучилищ и фармучилищ, работающие в клиниках или аптеках. Необходимость сдачи ими ЕГЭ ставит под вопрос набор на бюджетные места этих факультетов… В целом нет нормативной базы по заочному обучению, по поступлению в вузы граждан СНГ. Дадут ли вузам возможность проводить вступительные испытания у «иностранцев»? Если дадут, то вузы организуют выездные приемные комиссии в Казахстане, других странах СНГ. Это будет огромное облегчение для абитуриентов, многие из которых не могут себе позволить выехать в Томск на вступительные испытания.

…Пока все ограничивается слухами, а также высказываниями отдельных чиновников Министерства образования и науки.

Александр Ревушкин: Приняты дополнения в федеральный закон, разрешающие принимать вступительные испытания в обычном порядке у граждан СНГ, у выпускников техникумов и училищ, у людей с ограниченными физическими возможностями. Разрешено проводить олимпиады в Казахстане при согласовании с МИД.

Александр Ушаков: Абитуриенты ТГАСУ несколько отличаются от ребят, поступающих в другие вузы. Прежде всего своей нацеленностью – или они будут поступать к нам, или не пойдут никуда. Так сложилось за многие годы. Строительные специальности жизненно необходимы и всегда востребованы обществом. Конечно, сегодня возникают опасения, что в связи с кризисом, в том числе в строительной отрасли, у абитуриентов этого года может сложиться впечатление, что позиции архитектурно-строительного образования несколько ослабли. Но дело в том, что ребята, которые поступят в ТГАСУ в этом году, будут работать только через пять лет. К этому времени кризис уже закончится, строительство снова наберет обороты, и наши выпускники будут очень востребованы. Наша главная задача – внушить это будущим абитуриентам.

Кроме того, необходимо смягчить шок, связанный с внезапным введением нового порядка поступления в вузы. Уже нет смысла тратить время и нервы на обсуждение. В былые времена для поступления в вуз нужно было сдавать гораздо больше экзаменов. Да, форма экзаменов изменилась, школьникам придется сдавать ЕГЭ, но предметы остались прежними. Не думаю, что требования ЕГЭ завышены. Надо правильно выбрать соответствующий набор испытаний. Для нашего вуза на большинство специальностей в этот набор входят русский язык, математика и физика.

Полностью согласен с коллегами, что нынешних абитуриентов нужно максимально информировать, все досконально объяснять. В том числе показывать их профессиональные перспективы, возможности будущего трудоустройства. Например, разъяснять, что строительство вовсе не рухнуло, лишь на некоторое время замедлило темп. И это время, эту «отсрочку» можно и нужно использовать для того, чтобы получить высшее образование. В этой работе участвуют все преподаватели, сотрудники и студенты университета. Так, 19 февраля в 18.00 состоится встреча ректора университета с абитуриентами и их родителями, а 26 февраля – традиционный День открытых дверей.

В ТГАСУ, как и в другие вузы, сейчас приходят письма из министерства насчет того, что нужно активнее заниматься переподготовкой специалистов, повышением квалификации. Во многом это связано с кризисом, потерей множеством людей рабочих мест, необходимостью их переобучения. Будем усиливать это направление.

Как и наши коллеги, будем активней работать со школьниками, знакомить их с ТГАСУ всеми возможными средствами, включая Интернет. Будем работать с соседними регионами, как по привлечению абитуриентов, так и по линии повышения квалификации. Кстати, на имя нашего ректора ежегодно приходят благодарственные письма от губернатора Кемеровской области. Аман Тулеев благодарит ТГАСУ за подготовку высококлассных специалистов для строительной отрасли Кузбасса. Такие же благодарности получаем и из других регионов.

Владимир Дзюбо: Если говорить о нововведениях, в частности, о том, как и когда они вводятся, то отношение наше к ним самое негативное. Нельзя делать такие нововведения в середине учебного года школьников, в преддверии их поступления в вузы. Подготовка к поступлению в вуз начинается за два года, многие школьники уже были ориентированы на поступление в конкретные вузы на конкретные специальности. Теперь все это в большей мере сломано, просто перечеркнуто, и вполне понятна реакция родителей школьников в отношении министерства и его руководителя. Перестроиться в оставшееся время школьнику достаточно сложно, а альтернативных вариантов практически нет – ЕГЭ установлены для всех выпускников, и не только выпускников текущего года, и для всех учебных заведений ЕГЭ – мерило для поступления.

Если говорить о наборе ЕГЭ, которые необходимо сдавать для поступления в конкретный вуз, в частности, в наш, вариантов не очень много. Позиция министерства проста до банальности: чтобы у поступающего была максимальная мобильность для поступления в любой вуз страны – надо сдать весь набор установленных министерством ЕГЭ. Но ведь это только теория, да и ни к чему сдавать все ЕГЭ, если человек конкретно хочет поступить в конкретный вуз и на конкретную специальность.

Этот вопрос воспринимался бы менее болезненно, если бы новая система вводилась заблаговременно, года за два до начала сдачи ЕГЭ для поступления в вузы, чтобы школьники сумели сориентироваться без суеты и определенного шока, который они испытывают сейчас.

В наш вуз, как и во все другие, надо будет сдавать два обязательных предмета: русский язык и математика, а вот третий, в отношении которого министерством (и я думаю, только в этом году) сделано послабление, мы вправе выбирать, но выбирать особенно нечего. Чтобы дать будущему абитуриенту хоть какую-то степень свободы выбора для поступления на разные специальности нашего вуза, мы выбрали физику. Этот предмет абитуриенты сдавали и в прошлые годы. С таким набором сертификатов по ЕГЭ абитуриент может претендовать на поступление на большинство специальностей нашего вуза. Только некоторые специальности, а их не очень много, выпадают из этого ряда.

Что мы в данной ситуации можем посоветовать будущим абитуриентам, чтобы поступить в наш вуз? Иметь вот этот набор сданных ЕГЭ. Если школьник, планирующий поступление в какой-то вуз, будет в качестве третьего ЕГЭ сдавать какой-то другой предмет, то в наш вуз он поступать не сможет – не тот набор предметов. Совет, который, может быть, и не очень приятный, но и у нашего вуза здесь нет ни выхода, ни вариантов – надо сдать физику как резервный предмет для поступления к нам.

Теперь насчет того, как мы можем смягчить ситуацию. Во-первых, у родителей будущих абитуриентов, а самих будущих абитуриентов я даже не беру в расчет, очень много неясностей во вводимых изменениях, много вопросов, которые некому задать, и прочее. Мы открываем в вузе телефонную горячую линию, где дадут ответы на вопросы, даже если они будут касаться не нашего вуза, по всем нововведениям. Во-вторых, мы планируем провести серию встреч ректората и нашей приемной комиссии с родителями, о чем будут объявления в газетах и по радио, для того чтобы давать разъяснения и отвечать на любые вопросы.

Никаких других послаблений для поступления в вуз мы, к сожалению, сделать не сможем, поскольку по «нововведениям» вузы отодвинуты от приемных экзаменов, мы будем ориентироваться только на сертификаты ЕГЭ, с которыми абитуриенты к нам придут. Кстати, планку по ЕГЭ, то есть минимальный балл, с которым можно поступать в вуз, устанавливает тоже министерство. Мы можем эту планку только приподнять, если возникнет большой конкурс, но, судя по темпам вводимых «обновлений» и возникшей панике и суматохе в школах и у школьников, вряд ли этого можно ожидать в этом году.

- Какие, на ваш взгляд, произойдут изменения в системе платного образования? И не получится ли так, что из-за кризиса часть платных студентов не сможет оплачивать учебу и будет вынуждена расстаться с вузом?

Борис Кадлубович: Что касается платного образования, томские вузы в этом вопросе проводят сдержанную и сбалансированную политику. За минимальную плату студенты получают очень качественное образование. Учебный процесс полностью компьютеризирован, обучение идет на дорогостоящем и уникальном оборудовании. Студенты получают социальную поддержку, для них обустроены профилактории, спортивные базы и т. д.

...Хорошее образование всегда востребовано. Например, сегодня в ТПУ уже более 500 заявок на целевые места. В качестве заказчиков выступают Росатом, Газпром, ТНК ВР и другие крупные предприятия. Инженерное образование востребовано всегда и везде. Время «мыльных пузырей» безвозвратно ушло в прошлое, и после кризиса останутся лишь реальные фирмы, реальное производство, которому нужны грамотные специалисты, высококлассные инженеры.

Александр Ревушкин: Практика перевода платных студентов на вакантные бюджетные места у нас всегда была и есть. Ежегодно в ТГУ переводится примерно 200 студентов. Университет старается всячески помочь студентам в условиях кризиса. Задумываемся, как студентам-платникам предоставить отсрочку в случае форс-мажорных обстоятельств. В прошлом году ТГУ вступил в эксперимент по предоставлению образовательных кредитов, и пока банки и предприятия от своих обязательств не отказываются. Думаю, в этом году кредитование продолжится.

Будут ли томские вузы в связи с трудностями повышать плату за обучение? Думаю, что нет. Хотя замечу, что по стоимости обучения томские вузы всегда значительно отставали от московских и даже многих сибирских.

…Образование, которое дают томские вузы, было и будет всегда востребовано. Однако серьезное фундаментальное образование в условиях неопределенности с трудоустройством оказывается выгодным. Те же физики или биологи могут работать исследователями, преподавателями, биоинженерами, экспертами и так далее.

Владимир Дзюбо: В нашем вузе установлена определенная квота приема абитуриентов на платное обучение, а это сверх бюджетных мест, планируемых министерством. Для студентов, обучающихся на платной основе, разработано и утверждено приказом ректора положение о системе оплаты обучения, о снижении оплаты и о переводе с платного обучения на бюджетное, то есть бесплатное.

Хочу заметить, что платное обучение составляет определенную долю бюджета нашего университета, поэтому, выстраивая свою политику относительно студентов-платников, приходится рассматривать массу вопросов, связанных с системой оплаты обучения, отсрочкой оплаты, переводом на бюджетные места и т. д. Наша позиция, вне зависимости от кризиса, заключается в следующем для студентов-платников: учится студент хорошо – мы готовы идти навстречу с оплатой. Сама по себе плата не является критерием пребывания студента в вузе, главное - учеба.

Как сказывается кризис? Стало чуть больше заявлений в ректорат с просьбой отсрочить платежи или вносить плату частями (сейчас студент платит перед каждым семестром). Идем навстречу.

Лев Боков: Есть некие условия, которые на деятельность вузов накладывают значительные ограничения. Если студент-платник хорошо учится и имеется вакантное бюджетное место, мы немедленного его туда переводим. Это прописано в договоре. Однако далеко не все платники – отличники. Таких - единицы. Это первое ограничение. Во-вторых, есть факультеты, на которых учиться крайне сложно, поэтому бюджетные места на них освобождаются чаще. В то же время есть факультеты, на которых учиться легче, но там нет вакансий. Мы же не имеем права переводить студента, обучающегося на условиях полного возмещения затрат на обучение, с одного направления или специальности на вакантное бюджетное место другого направления. Если такая свобода появится, конечно же, мы ею воспользуемся. Хотя мы и потеряем в доходах. Но это очень важно с психологической точки зрения. Студент, поступивший на платной основе, всегда должен видеть перед собой перспективу. Соответственно, такая система перевода делает вуз более привлекательным для абитуриентов, поступающих на коммерческой основе.

Что касается ситуации, когда студент по тем или иным причинам не может заплатить за учебу, то здесь не все просто. Представьте, что студент не платит, а мы его обучаем. Получается, что вуз учит его за федеральные деньги. А это нарушение закона, финансовой дисциплины, нецелевое использование средств. Другое дело, это введение, допустим, поквартальной оплаты обучения. На такие условия мы можем пойти.

Евгений Михеев: Что касается призывов усилить перевод студентов-платников на бюджетные места, опять же, у правительства здесь нет четкой позиции. Ведь при таком переводе вуз теряет деньги. С другой же стороны, еще до кризиса мы постоянно переводили платных студентов на освободившиеся бюджетные места. При условии хорошей учебы. Если правительство ставит вопрос так, что нужно переводить всех, то почему это нужно делать за счет вузов? Возникает масса проблем, которые приходят без должного сопровождения.

Относительно социальной напряженности, в СибГМУ этого не наблюдается. У нас не было случая, чтобы студент был отчислен из-за того, что не платит за учебу.

Что касается повышения платы за учебу, СибГМУ будет подходить к этому вопросу дифференцированно. Например, на новой специальности «стоматология», в которую были вложены большие деньги университета и которая пользуется повышенным спросом, повышение возможно. Но не более 12 процентов. На факультетах, которые готовят кадры в основном для социальной сферы, плата будет зафиксирована. Эти вопросы в компетенции ректората и ученого совета.

- У вас есть возможность обратиться к абитуриентам-2009, вашим будущим студентам…

Евгений Михеев: Сибирский государственный медицинский университет занимает четвертое место в рейтинге медицинских вузов России. Учиться в нашем университете не только сложно, но интересно и престижно. Выпускники нашего университета всегда будут пользоваться спросом на рынке труда.

Хочу сломать стереотип о том, что СибГМУ обучает только по врачебным специальностям и фармации. Например, медико-биологический факультет готовит медицинских биофизиков, биохимиков, кибернетиков. Таких факультетов только два на всю страну (Москва и Томск). Кроме того, СибГМУ подготавливает клинических психологов, социальных работников, менеджеров в сфере здравоохранения. Растущий интерес к профессиям клинического психолога и социального работника связан с переменами в социальной жизни. С одной стороны, у людей появилось больше свободы в применении своих способностей, реализации планов. С другой стороны, нестабильность в экономике, интенсивные информационные потоки, экологические проблемы способствуют росту депрессивных, поведенческих расстройств, проблем социальной адаптации. Помочь человеку справиться с психологическими проблемами, социально адаптировать его – основные задачи клинического психолога и социального работника. Сегодня эти специалисты работают во многих местах – от детских садов и социальных центров до крупнейших коммерческих организаций. Факультет экономики и управления в здравоохранении готовит профессиональных управленцев. В процессе обучения студенты факультета постигают азы менеджмента, маркетинга, бизнес-планирования и налогообложения, осваивают бухгалтерский учет и аудит предприятий здравоохранения, новейшие информационные технологии. Выпускники факультета делают успешную карьеру не только в здравоохранении, но и в других сферах деятельности.

Александр Ревушкин: Томский университет, как и другие томские вузы, максимально открыт для общения с абитуриентами и их родителями. Мы практикуем родительские собрания, приходим в школы, ребятам подробно рассказываем о наших специальностях, правилах поступления. Когда стало известно, что для поступления на некоторые специальности нужно сдавать другие ЕГЭ, на подготовительных курсах мы резко увеличили количество занятий по необходимым предметам. Без повышения оплаты за курсы.

Любой абитуриент, который придет в ТГУ, получит у нас самую разнообразную информацию и сделает правильный выбор.

Владимир Дзюбо: Прежде всего не надо бояться экзаменов, их все равно надо было бы сдавать, пусть и не в том количестве, которое теперь утверждено. Правила игры озвучены, и хотя нововведениям ни вузы, ни будущие абитуриенты, ни их родители совсем не рады, несмотря на то, что вузы «отодвинуты» от вступительных экзаменов, они всегда идут и будут идти навстречу будущим студентам. Все томские университеты и наш вуз в том числе с большой надеждой ждут своих абитуриентов, и сделают все возможное, чтобы они поступили.

Лев Боков: Известный советский фантаст Ефремов в знаменитом произведении «Час быка» ввел такое понятие - «стрела Эридана». Это ситуация, в которой чрезмерные усилия приводят к обратному результату. Волей-неволей вузовская общественность, родители и СМИ излишне нагнетают напряженность вокруг ЕГЭ. Поэтому советую нашим абитуриентам поменьше слушать «ужасы», которые говорят про ЕГЭ. Кстати, среди самих школьников напряжение не столь велико. Ребята очень активные, гибкие, целеустремленные, и это меня радует.

К тому же демографический кризис несколько смягчит ситуацию с ЕГЭ. Поступающих будет меньше, а количество бюджетных мест сохранится. Все, кто будет положительно аттестован по ЕГЭ, наверняка найдут вуз, в который смогут поступить.

Ребята, которые поступают на технические специальности, должны сдавать ЕГЭ по физике, математике, русскому языку. Естественно, если они решили связать свою судьбу с информатикой, с техникой, то знают эти предметы на необходимом уровне. Уверен, что они успешно сдадут ЕГЭ, и мы со всем радушием встретим их. Удачи и до встречи в аудиториях ТУСУРа.

Борис Кадлубович: Выпускники ТПУ без всякого страха смотрят в будущее. Наш университет входит в рейтинг 12 лучших российских вузов по востребованности специалистов, который составлялся на основе опроса 1000 крупнейших компаний нашей страны.

Пусть наши абитуриенты не боятся никаких нововведений, никаких экзаменов. Томский политехнический сделает все возможное, чтобы абитуриенты смогли полностью себя проявить и без проблем поступить на выбранные специальности. У нас организованы открытые занятия для будущих студентов. Ребята могут прийти и абсолютно бесплатно прослушать наиболее «тяжелые» курсы по физике, математике, другим предметам. Есть подготовительные курсы для сдачи ЕГЭ, в том числе для заочников и вечерников, в удобное для них время. Всю информацию можно получить на наших сайтах. Кстати, сайт для абитуриентов ТПУ стал обладателем Гран-при IX Всероссийского открытого интернет-конкурса «Золотой сайт».

Ребята, в жизни надо быть настойчивым, нужно смело воплощать задуманное и не надо бояться никаких трудностей!

Tomskiy vestnik
НАВЕРХ