Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Оксфорд томского масштаба

04 апреля 2007
В России всего четыре вуза, которые специализируются в области систем управления и радиоэлектроники, электронной и компьютерной техники. Один из них – ТУСУР.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) хорошо известен как в России, так и за рубежом. Он не только сохраняет свои традиции, но и динамично развивается, беря за основу европейские стандарты, в частности опыт Оксфордского университета. А его выпускники высоко котируются и составляют элиту кадрового состава многих радиоэлектронных предприятий всех крупных городов Сибири. Выпускники университета работают в банках, фирмах, на промышленных предприятиях, в компаниях сотовой и пейджинговой связи, разноплановых ОКБ и НИИ. Причем не только в Томской области и других регионах, но и за рубежом. Причем большинство выпускников заключают контракты с работодателями еще во время обучения.

В России всего четыре вуза, которые специализируются в области систем управления и радиоэлектроники, электронной и компьютерной техники. Один из них – ТУСУР. В университете работают 85 докторов наук и 273 кандидата. Около 16 тысяч студентов обучается на семи дневных, вечерне – заочном факультетах и получают дистанционное образование. Здесь готовят дипломированных специалистов более чем по тридцати специальностям в области информационных технологий, электронной и вычислительной техники, автоматики и систем управления, программирования и экономики. Студенты с первого курса овладевают компьютерными знаниями и навыками, об уровне компьютеризации вуза красноречиво говорят факты: на двух студентов ТУСУРа приходится один компьютер, а в университетах Соединенных Штатов за одним компьютером занимаются пять человек.

Уникальность вуза определяют не только качество образования, но и многоплановая подготовка студентов. Так, знание иностранного языка сегодня крайне необходимо молодому специалисту, стремящемуся к успешной карьере. У студентов ТУСУРа есть возможность овладеть английским языком на уровне переводчика в сфере своей профессиональной коммуникации и получить диплом о дополнительном образовании.

В ТУСУРе считают, что помимо профессиональных знаний и умений будущие выпускники должны обладать предприимчивостью, креативностью. Именно эти качества помогут им утвердиться на профессиональном поприще, добиться успеха не только как инженеру или ученому, но как предпринимателю наукоемкого бизнеса. Поэтому особое внимание здесь уделяется подготовке студентов, готовых открыть собственное дело на основе своих научных разработок. В Межвузовском студенческом бизнес-инкубаторе «Дружба» при ТУСУРе (СБИ) студенту помогут «поставить на ноги» бизнес, основанный на своей научной идее и создать собственное предприятие – помимо полностью готового офиса, ему предоставят всю необходимую информацию и консультации специалистов.

Невозможно представить себе университет без проведения научных исследований и внедрения в практику прикладных разработок. ТУСУР в этом плане решил ориентироваться на Оксфордский университет. С этим небольшим (в нем обучается 16 тысяч студентов - примерно столько же, сколько в ТУСУРе) вузом связано более 300 наукоемких фирм. Уже более пяти лет ведется работа по созданию учебно-научно- инновационного комплекса (УНИК). Сегодня в УНИК ТУСУРа входят 25 наукоемких коммерческих структур, пять НИИ, 16 конструкторских бюро, в том числе 13 студенческих, студенческий бизнес-инкубатор, 20 научных лабораторий, инновационно-технологический центр, агентство интеллектуальной собственности и другие подразделения. В УНИКе здесь выполняются проекты, востребованные на отечественном и мировом рынке и применяемые в различных отраслях: в медицине, в машиностроении, электронике, оборонной промышленности и т.д.

Однако следование европейским стандартам этим не ограничивается. Многое нужно поменять в учебном процессе, в образовательных программах, чтобы соответствовать этому уровню. И преобразования постепенно меняют студенческую действительность. Так, в 2004 году в вузе была внедрена рейтинговая система, предусматривающая многобалльную систему оценивания, принятую в европейских вузах. Сегодня знания студента ТУСУРа оцениваются в течение всего семестра, а не только во время сессии. Весь материал учебной дисциплины разбивается на блоки, по которым устанавливаются четкие сроки выполнения работ, дополнительно предлагаются индивидуальные творческие задания. Студент, набравший необходимую сумму баллов по итогам контрольных, имеет возможность получить оценку «автоматом».

Не только система оценивания, но и сам принцип организации процесса обучения приближает ТУСУР к европейскому вузу. Европейский студент в отличие от своего российского коллеги гораздо меньше времени проводит в аудиториях и значительно больше работает самостоятельно. Опыт, наработанный ТУСУРом в области дистанционного образования, позволил успешно использовать созданные учебно-методические пособия и программное обеспечение для организации работы студентов дневного отделения. Подобная форма обучения не только дает студентам необходимые навыки самостоятельной работы, но и возможность выстраивать собственную образовательную траекторию.

Еще одна из технологий, внедрение которой проводится в университете, это групповое проектное обучение. В экспериментальном порядке оно уже ведется на радиотехническом факультете. В условиях применения этой технологии нивелируется понятие студенческой группы, что уже стало привычным явлением в вузах Европы и США. У каждого студента будет свой индивидуальный учебный план, входящие в него дисциплины могут условно относиться к различным курсам, факультетам и специальностям. Работая над проектами, студенты готовят курсовые и дипломные работы. Лучшие проекты попадут в бизнес-инкубатор и будут доработаны до стадии коммерциализации.

Внедрение новейших образовательных технологий, новый подход к обучению позволит не только приблизиться к канонам европейского образования, но и значительно улучшит качество подготовки студентов. Выпускники ТУСУРа – это не просто молодые специалисты с хорошим багажом знаний. Это целеустремленные люди, которые знаю, чего они хотят в жизни и умеют этого добиваться. И именно от них будет зависеть, каким будет будущее России.

Известия. – 18 ноября. – 2005
НАВЕРХ