Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Путь к «умной экономике»

12 февраля 2010
На минувшей неделе в ТУСУРе прошла международная научно-методическая конференция «Современное образование: перспективы развития многопрофильного технического университета»

На минувшей неделе в ТУСУРе прошла международная научно-методическая конференция «Современное образование: перспективы развития многопрофильного технического университета»

Учебный процесс должен успевать

Приехали управленцы, преподаватели и методисты вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Новосибирска, Омска, Кемерова, Алм-Аты, Усть-Каменогорска, других регионов. Всего в конференции участвовало 193 человека из 29 городов России и стран ближнего зарубежья.

Эта конференция стала в ТУСУРе традиционной и ежегодной, что вполне объяснимо. Главнейшая задача высшей школы – готовить высококлассных специалистов: ученых, инженеров, предпринимателей и т.д. Дело в том, что технологии (причем не только в научно-технической сфере) сегодня меняются настолько стремительно, что организация учебного процесса порой за ними не успевает. Это касается методического и программного обеспечения, нормативно-правовой базы использования вузовского инновационного потенциала, государственных образовательных стандартов, экономических отношений науки, производства и образования и так далее. Чтобы высшей школе во всем этом успевать, требуется постоянный обмен опытом и мнениями по новым разработкам и достижениям в сфере инновационного образования, по перспективным формам его научно-технического, методического обеспечения.

Собственно, это и есть главная цель конференции. Особо отметим, что для ТУСУРа, который готовит специалистов по самым стремительно развивающимся, прорывным направлениям научно-технического прогресса, задача успевать архиактуальна. Ведь не секрет, что самые совершенные устройства, самые современные технологические линии – всего лишь груда железа без подготовки высококлассных специалистов.

Основными темами, рассмотренными на конференции, стали: управление вузом, многоуровневая система образования, гуманитарное знание как потенциал общественного развития России, проблемы непрерывного образования, международное сотрудничество, информатизация, дистанционные образовательные технологии и другие. Как и положено, конференция проходила в форме пленарных и секционных заседаний, а также мастер-классов.

«Учить создавать наукоемкую продукцию»

На открытии конференции выступил президент ТУСУРа, профессор Анатолий Кобзев. Его доклад под названием «Роль технических университетов в реализации стратегии модернизации России» был посвящен стратегическому развитию как родного университета, так и российской высшей школы в целом. Анатолий Кобзев с сожалением признал, что отношения государства и университетского сообщества в последние годы складываются не самым лучшим образом. Условно говоря, государство душит вузы своим недоверием, чрезмерной опекой, повсеместным контролем за всем и вся.

- В 1993 году в России было 176 студентов на 10 тысяч населения, в 2008-м – 525, что примерно соответствует мировому уровню… Однако в нашей стране сосредоточено 23 процента минеральных ресурсов мира, у нас работает 7,5 процента всех ученых планеты. Вместе с этим Россия производит лишь 0,3 процента всей мировой наукоемкой продукции. Производительность труда у нас составляет лишь 10 процентов от аналогичного показателя стран большой семерки. Также 10 процентов – средний доход на душу населения.

Как же быть, что делать? Анатолий Васильевич не стал изобретать велосипед, а в очередной раз озвучил разумную и вполне очевидную мысль: «Переход от сырьевой экономики к наукоемкой для России жизненно важный процесс». Университетский учебно-научно-инновационный комплекс в этом процессе ключевое звено.

Отметим, что в построении инновационной экономики Томская область на фоне других российских регионов смотрится оазисом. У нас приблизительно 500 наукоемких фирм, причем весьма значительная их часть создана выпускниками ТУСУРа. Это «Элеси», «Микран», Томская электронная компания и многие другие успешные предприятия.

- Очень часто мы учим студентов только думать, а нужно учить создавать наукоемкую продукцию, - поставил перед своими коллегами задачу президент ТУСУРа, - всячески развивать систему группового проектного обучения, давать ребятам больше самостоятельности.

Акцент на наноэлектронику

С содержательным докладом на пленарном заседании выступил доцент кафедры КСУП ТУСУР Леонид Бабак. Тема: «НОЦ «нанотехнологии» ТУСУР: новые возможности развития образовательного процесса в области СВЧ-электроники». Доклад подготовлен в ТУСУРе совместно с инновационными компаниями «Микран» и «Субмикронные технологии».

- Я полностью согласен с Анатолием Васильевичем, с его оценкой ситуации в российской высшей школе и в стране в целом. Мой доклад более специализированный и является иллюстрацией попытки преодоления вышесказанных проблем хотя бы в одном университете, хотя бы в одном направлении… Выступление посвящено наноэлектронике, то есть применению нанотехнологий в создании СВЧ-электроники, интегральным схем.

Поясним, что за последние годы ТУСУР заметно продвинулся в данном направлении. Когда в 2008 году в министерстве образования и науки возникла идея создания наноцентров и был объявлен конкурс, ТУСУР принял в нем участие и оказался в числе победителей. Работы по созданию НОЦ «Нанотехнологии» ТУСУР финансировались за счет средств ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии на 2008-2010 годы». Тусуровский центр вошел в Российскую национальную нанотехнологическую сеть по направлениям наноэлектроники и подготовки кадров. Однако если другие вузовские наноцентры специализируются в основном на наноматериалах, то ТУСУР изначально был ориентирован на сверхвысокочастотную электронику. А именно - на создание полупроводниковых приборов нового поколения на основе гетероструктур. На приобретение оборудования для НОЦ было потрачено 129,5 млн рублей, полученных в рамках ФЦП. Гордость центра – второй в стране нанолитограф, прибор, который, говоря простым языком, вырезает на кристаллах рисунок будущей микросхемы. Его разрешение составляет всего 20 нанометров. Причем в России есть только два нанолитографа с таким разрешением: в Москве и Томске. Они позволяют изготавливать уникальные транзисторы и интегральные схемы с чрезвычайно высокой рабочей частотой до 300 гГц. Это позволяет на порядки увеличить объем передаваемой информации, что находит применение в сверхскоростном интернете и других системах связи.

- Многими экспертами Томск оценивается как потенциальный центр развития СВЧ-электроники в России. В Томске сейчас реализуется несколько крупных проектов в этом направлении. Например, проект создания в Томске фабрики «МЛЭ-МИС», в котором ТУСУР является соисполнителем, уже успешно прошел в ГК «Роснанотех» стадию экспертизы. Таким образом, в Томской ТВЗ и Новосибирске будут построены фабрики интегральных схем. ТУСУР в этом проекте отвечает за научные исследования и подготовку кадров… Второй крупный проект, также рассматриваемый Роснанотехом - это создание в нашем городе кластера наноэлектроники и информационных технологий. Одна из главных задач – предоставление инновационным предприятиям оборудования в сфере наноэлектроники, тем самым обеспечивая генерацию новых наукоемких компаний.

Леонид Бабак остановился на образовательных программах в сфере СВЧ-электроники:

- В ТУСУРе они сейчас интенсивно готовятся. Предполагается три уровня подготовки. Первый - базовый, включающий изучение фундаментальных дисциплин, лабораторный практикум. Второй уровень - это специальные курсы и разделы, углубленный лабораторный практикум. Третий уровень - научно-исследовательские работы на кафедрах и лабораториях НОЦ, а также на наших базовых предприятиях.

Как заверил в конце доклада Леонид Бабак, специалисты в сфере наноэлектроники чрезвычайно востребованы.

Эффективно и плодотворно

Проректор по учебной работе ТУСУРа Лев Боков, подводя итоги, отметил, что пленарное и секционные заседания, мастер-классы вызвали огромный интерес как у преподавателей и методистов ТУСУРа, так и у гостей конференции. Например, на секции «Управление вузом» всеобщее внимание приковал доклад Б. Кербель и И. Поповой «Управление деятельностью распределенного учебного заведения: факт и прогноз». Обобщается управленческий опыт МИФИ, получившего в прошлом году статус национального исследовательского университета, - модернизации образовательной, научной и инновационной деятельности. В частности, проблемой является сетевое взаимодействие головного вуза с остальными соисполнителями проекта. Заметный интерес также вызвал доклад Ф. Идрисова «О проблемах стратегического лидерства в системе высшего образования». Все без исключении секции работали эффективно и плодотворно.

Обсудив представленные материалы, а также замечания и предложения, участники конференции констатируют свою озабоченность тем, что создание нового государственного стандарта идет крайне медленно; инновационный потенциал современного образования должен превращаться в одну из производящих отраслей экономики страны. Кроме того, отметили актуальность развития и внедрения новых образовательных технологий. Были и другие предложения, направленные на поднятие эффективности учебного процесса в технических университетах, на развитие инновационного образования во всей российской высшей школе.

Сибиряков А.
Tomskiy vestnik
НАВЕРХ