Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Родом из ТУСУРа

11 июля 2008
Проект студентов ТУСУРа произвел настоящий фурор и занял третье место на престижном российском конкурсе «БИТ».

Совсем недавно во Всемирной паутине забрела на сайт одного крупного автоконцерна. Поразило то, что любой пользователь, щелкнув мышкой, сможет увидеть на экране своего компьютера не обычное фото понравившейся марки машины, а трехмерную, объемную модель! И не только увидеть, но и «покрутить» красавец-автомобиль, оценить, как он выглядит с самых разных ракурсов.

Представим, что какая-то компания, имеющая сайт или магазин в Интернете, решила полностью заменить все двухмерные модели на трехмерные. Сколько же времени придется на это потратить? Например, один из крупных российских продавцов электроники и бытовой техники уже полгода бьется над подобной задачкой. Однако же в скором будущем ситуация сможет измениться кардинально. А случится это благодаря оригинальному проекту студентов ТУСУРа, который произвел самый настоящий фурор и занял третье место на престижном российском конкурсе «БИТ» (Бизнес инновационных технологий). Он прошел уже в пятый раз, а итоги подвели в рамках II Московского венчурного форума.

Сама идея родилась в стенах межвузовского бизнес-инкубатора «Дружба», именно здесь работает команда под названием «STS» - Дмитрий Клименко, Игорь Ковалев, Дмитрий Стародубцев, Сергей Юнгман, Сергей Рачев, Леонид Савинов и Евгений Козлов. Дмитрий Клименко, студент факультета автоматики и электронной техники ТУСУРа, - руководитель проекта и один из старожилов бизнес-инкубатора. За 4 года занятий он принимал участие в создании нескольких разработок, но именно проект, связанный с получением трехмерной модели, стал самым успешным.

- Совершенно случайно мы нашли алгоритм автоматизации создания трехмерных моделей, бросили основные силы именно на это направление, - рассказывает он. – Недаром принято считать, что в наукоемком бизнесе 70% всех ресурсов должны быть отданы самому перспективному проекту и лишь 30% - остальным задумкам. Последние семь-шесть месяцев мы посвятили тому, чтобы усовершенствовать новую технологию.

Понятно, что ребята не раскроют все свои секреты. Кстати, они уже позаботились о защите интеллектуальной собственности: получены патенты и лицензии на программы и алгоритмы, подготовлена статья в авторитетный научный журнал. Но все же очень любопытно, как же можно получить трехмерную модель?

- Не нужно прикладывать много сил, массу времени, как это было раньше. Первый шаг – снять любой объект (например, холодильник) на видеокамеру. Затем это передается нашим специалистам, и с помощью специальных алгоритмов создается модель. За 8 часов профессионал, владеющий технологией, может сделать примерно 50-70 моделей! А если в фирме трудится десять человек, то это 500-700 моделей – ассортимент целого интернет-магазина, - объясняет Дмитрий.

Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать: вот на экране ноутбука появляется сотовый телефон, офисная мебель. Сейчас проект проходит стадию тестирования, на этом этапе ребята изготовили трехмерные модели для ряда томских интернет-магазинов. Оказалось, что это вполне доступно: цена одной «штучки» примерно 15 долларов. «Нашей разработкой заинтересовались и коллекционеры. Один собирает редких жуков, другой разводит экзотические кактусы: эти люди мечтают усовершенствовать свой сайт», - рассказывает Дмитрий.

Проект студентов ТУСУРа в марте этого года стал финалистом сибирского конкурса «БИТ», ребята тогда получили сертификат на 250 тысяч рублей. Ранее они выиграли грант программы «Умник». Большая часть этих средств ушла на усовершенствование технологии и подготовку к выступлению на московском конкурсе. Совсем недавно представители команды вернулись из столицы с третьим местом и призом зрительских симпатий.

В число судей конкурса «Бизнес инновационных технологий» вошли топ-менеджеры крупнейших мировых компаний «Microsoft», «Hewlett Packard», «Intel-Россия», многих крупных венчурных фондов. Презентация Томичей вызвала огромный интерес: на студентов посыпался просто вал вопросов, были и конкретные предложения – инвестировать средства в проект. В течение года команде, для того, чтобы внедрить свой продукт на рынке, необходимо привлечь инвестиции в размере 10 миллионов рублей. Кому-то это может показаться чем-то из ряда вон выходящим, где же молодые люди отыщут деньги? Но студентов это не пугает: начаты переговоры с потенциальными инвесторами, ведется переписка с венчурными фондами.

Команда «STS» получила приз (пять тысяч долларов), но более ценной наградой является совсем другое – приглашение поучаствовать в Международном чемпионате бизнес-планов Intel, который пройдет в Беркли (штат Калифорния, США). Сейчас авторы проекта целиком посвятили себя подготовке к этому престижному состязанию.

Почему одни студенческие проекты развиваются столь успешно, а другие не выходят на рынок? «Это зависит от множества факторов. Умения четко поставить цель, понимать, каким должен быть конечный результат, на кого рассчитан тот или иной продукт. Некоторые увлекаются, распыляют свои силы понапрасну, в конечном итоге у них ничего не выходит, - считает Д. Клименко. – Конечно же большую роль играет коллектив: в нашем - нет случайных людей. Следует очень внимательно подходить к тому, кого принимать в команду, а кого нет: если человек – ас своего дела, профессионал в какой-то сфере, важно не упустить его. Напротив, если видно, что он не подходит, лучше отказаться от этой кандидатуры».

А еще в сфере наукоемких технологий, как в серфинге, нельзя упустить «волну». Верно уловил веяния времени – считай, что приблизился к успеху. Интернет-магазины – одно из самых бурно развивающихся направлений: в 2005-м их было около тысячи, сейчас число выросло до 5000. И владелец каждого желает «вкусно» представить свой товар, так, чтобы у зашедшего на страничку появилось желание купить что-то. И не стоит удивляться, если через какое-то время значительное число трехмерных моделей будет сделано по технологии, которая родилась в Томске.

Булгакова О.
Krasnoe znamya
НАВЕРХ