Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Союз теории и практики

05 апреля 2007
Или почему томский вуз поддерживает связь со своими выпускниками.

Или почему томский вуз поддерживает связь со своими выпускниками

Продолжаем рассказывать об опыте Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), выигравшего грант - 580 млн.руб. - в рамках национального проекта «Образование». Напомним, что в декабре 2006 года наш журналист посетил этот вуз в рамках тура, организованного пресс-центром нацпроекта в Сибирском федеральном округе.

… «А здесь у нас будет установлена плазменная панель, - говорит Татьяна Суслова, директор центра связей с общественностью ТУСУР, показывая на стену в холле университета, - студенты смогут смотреть выпуски вузовской телестудии. Это нам один из выпускников сделал такой подарок»… Как выяснилось позже, довольно много бывших студентов не забывают ТУСУР: кто дарит компьютеры, а кто – и суперсовременные лаборатории. По признанию проректора вуза Юрия Шурыгина, тесное взаимодействие с выпускниками и наукоемкими фирмами, которые они создали,– один из секретов успеха ТУСУРа.

Ассоциация тусуровцев в Барнауле

Каждый второй четверг июня ТУСУР проводит день выпускника, на который со всей страны и из ближнего зарубежья съезжаются по 500-700 человек. Также университет создал ассоциацию своих бывших студентов, которая поддерживает связь с более чем 6,5 тысячами человек (всего за годы работы вуз выпустил 24 тысячи специалистов).

- У ассоциации уже есть филиал в городе Мирном, скоро такая организация появится также в Новосибирске, - рассказал нам Юрий Шурыгин, президент этой ассоциации, - сейчас создаем филиал и в Барнауле, где проживает около двухсот наших бывших студентов, организация начнет работу в январе-феврале.

Что дает вузу регулярное общение с бывшими студентам? Во-первых, выпускники оказывают материальную поддержку вузу: покупают технику или оборудуют лаборатории. Во-вторых, охотно берут студентов на практику и на работу – возможно, благодаря этому с государственной службой занятости знакомы лишь единицы выпустившихся тусуровцев. В-третьих, некоторые выпускники принимают участие в подготовке специалистов, а также как работодатели высказывают свои пожелания, что делает учебную программу более приближенной к требованиям рынка.

- Недавно мы провели собрание, на котором говорили о роли выпускников в реализации группового проектного обучения, - рассказывает проректор, - собралось более трехсот человек. Итогом диалога стала договоренность о том, что в процессе группового проектного обучения студенты будут решать не выдуманные задачи, а реальные, – предоставленные наукоемкими предприятиями, собственниками или сотрудниками которых являются выпускники ТУСУРа (более подробно об этой форме обучения вы можете прочитать в предыдущем материале цикла о ТУСУРе – «Сбывается наша мечта – учить студента на самой современной технике», выпущенном в секции 18 декабря 2006 года. - Прим А.Х.)

Сотрудничество с выпускниками преследует важную для ТУСУРа цель – собрать вокруг вуза как можно больше наукоемких фирм-партнеров. Сейчас их – более 60. Как показывает зарубежная практика, эту цифру реально увеличить в несколько раз. Так, например, ТУСУР ориентируется на опыт Оксфордского университета, сотрудничающего с тремястами наукоемкими предприятиями, и Массачусетского технологического института с четырьмя тысячами таких компаний (стоит отметить, что оба упомянутых вуза по численности студентов одной «весовой категории» с ТУСУРом). По словам Юрия Шурыгина, университет запланировал к 2010 году увеличить количество компаний, входящих в учебный научно-исследовательский комплекс ТУСУР, до 150.

Экскурсия в мастерскую

Участники пресс-тура в Томск имели возможность не только услышать рассказы о сотрудничестве с наукоемкими фирмами, но и посмотреть, как оно организовано. Первый делом нам показали лабораторию систем управления, полностью оснащенную за счет «ЭлеСи» - успешной томской компании с миллиардным годовым оборотом и четвертью сотрудников из числа выпускников ТУСУРа. Компания занимается автоматизацией систем диспетчерского контроля трубопроводов, в частности, предоставляет своему крупному клиенту – Транснефти – возможность в любую минуту проверить состояние каждого участка сорока тысяч километрового нефтепровода.

В лаборатории, оснащенной «ЭлеСи», установлено дорогое современное оборудование, назвать хотя бы примерную стоимость которого представители компании отказались. Занимающиеся тут студенты по окончании трехмесячного курса должны разработать собственную систему диспетчерского контроля и управления для какого-либо объекта.

- Через нашу лабораторию проходят более двухсот студентов-очников в год, и это уже перегрузка, поэтому мы планируем оснастить еще один подобный класс, - рассказывает Сергей Борисов, заместитель начальника образовательного центра «ЭлеСи». – Обучение в лаборатории проводят наши сотрудники, а не преподаватели университета. Студенты приходят к нам на четыре академических часа раз в неделю, этого достаточно, чтобы выполнить наш стандартный курс лабораторных работ за три месяца. Некоторые потом получают приглашение на работу – так, сейчас у нас трудится около 20 студентов ТУСУР, еще даже не получивших диплом о высшем образовании.

В лаборатории «ЭлеСи» стоит 12 стендов – рабочих мест для студентов. Нам в первую очередь бросились в глаза с прозрачными резервуарами, содержащими ярко-голубую жидкость – она имитирует нефть. Именно над разработкой системы управления этими резервуарами и ломают голову многочисленные студенты. Как нам потом объяснил Сергей Борисов, яркая жидкость, - это не какой-нибудь мудреный химический раствор, как мы подумали, а всего лишь стеклоочиститель. Его использование удобно, так как помогает избежать проблемы мытья резервуаров.

«Вот уж какие изобретательные…», - покачали головой участники пресс-тура, все сплошь гуманитарии.

Связь с вузом – главное преимущество

Пунктом «В» нашей экскурсии стало помещение НИИ систем электронной связи – чтобы в него попасть, нам пришлось пройти через строгую охрану и надеть белые халаты. Именно в этом НИИ расположилась фирма «Микран» – режимный объект, выполняющий заказы для Министерства обороны РФ и производящей половину всей радиоэлектрической продукции России. Да, и эта серьезная компания тоже «в связке» с вузом – охотно берет его студентов на практику, а впоследствии и на работу.

- То, что «Микран» интегрирован в университет – наше главное конкурентное преимущество, - считает Виктор Гюнтер, генеральный директор компании и выпускник ТУСУРа, - самая главная проблема многих современных предприятий – это кадры. Не будет молодых и амбициозных специалистов – не будет ничего. Мы эту проблему решаем для себя при помощи сотрудничества с учебными заведениями, так, в год через нашу компанию проходит несколько десятков старшекурсников ТУСУРа, часть которых мы потом принимаем на работу, в прошлом году к нам устроилось 40 молодых специалистов.

Виктор Гюнтер назвал и еще некоторые преимущества, которые получает компания, сотрудничающая с вузом. В частности, оснащение лабораторий оборудованием, выпускаемым фирмой, делает ему бесплатную рекламу: окончившие обучение потом приобретают его для своих предприятий. Кроме того, благодаря светлым головам студентов сотрудничающему с вузом работодателю удается получать разработки, находить решение проблем. Практиканты ломают над этим голову во время внедряемого в вузе группового проектного обучения.

- Нам очень интересна идея такого обучения, и вопрос только в том, где найти преподавателей и сотрудников, которые бы являлись центрами кристаллизации таких проектов, - говорит гендиректор «Микрана», - в проектном обучении все зависит от наставника: если он – личность, будет и коллектив, и решение поставленной проблемы.

Безусловно, сотрудничество университета с наукоемкой фирмой выгодно и для студентов: оно дает им возможность проявить себя, еще до получения диплома о высшем образовании разработать серьезный, практически значимый и продаваемый проект.

Опыт ТУСУРа по взаимодействию с выпускниками и привлечению к сотрудничеству фирм достоин применения в других вузах и важен для реализации проекта по подготовке будущих предпринимателей наукоемкого бизнеса, на который и выделено многомиллионное финансирование из федерального бюджета.

Растим себе помощников

Андрей Мелкомуков, начальник участка компании «Микран», пришедший в компанию еще во время обучения в ТУСУРе:

- Студенты ТУСУР начиная с третьего курса могут проходить на мой участок, работать, узнавать что-то новое и внедрять свои проекты. После окончания вуза лучшие получают предложения о работе. Я сам пришел сюда студентом несколько лет назад и приложил руку к созданию устройства по нанесению паяльной пасты на печатные платы, которое до

сих пор является гордостью «Микрана» и нашего участка. Ведь еще пять лет назад печатные платы делали вручную, паяльниками - по технологии на уровне 80-90-х годов. Группа студентов разработала и внедрила в жизнь современное устройство, описание которого стало темой дипломной работы некоторых участков того проекта. Устройство уже пять лет работает и приносит компании пользу: ведь стоимость такого буржуйского прибора - от 30 до 50 тыс. долларов, а мы сделали его сами. Таких разработок, созданных студентами и внедренными в производство, в нашей фирме очень много.

Стоит отметить, что ТУСУР дает хорошую подготовку, и студенты приходят к нам достаточно подготовленными. В «Микране» они получают возможность многое постигнуть на практике, а также изучить статьи по теме, опубликованные в журналах и Интернете. В итоге молодой специалист становится квалифицированным, и, еще обучаясь в университете, может получить предложение о работе. Недаром средний возраст работников нашего участка - чуть более 20 лет, а многие студенты к окончанию университета имеют за плечами богатую практику.

Работа с молодежью - это личная инициатива каждого сотрудника «Микрана». Ведь понимаешь, что, взяв студента, растишь из него себе помощника или даже замену, воспитываешь специалиста. Практика показывает, что наставники создают себе неплохие команды, состоящие из бывших студентов-практикантов.

Хлыновская А.
Работа и обучение. Барнаул). – Январь. – 2007
НАВЕРХ