Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Стать флагманом

04 апреля 2007
Ректор ТУСУРа А.В. Кобзев рассказывает об изменениях, произошедших в университете за последние четыре с небольшим года.

Метаморфозы, которые произошли с Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) за последние четыре с небольшим года, иначе, как поразительными, не назовешь. Вуз претерпел глобальные изменения, о масштабе которых можно судить по такому факту: общий объем доходов университета по сравнению с 2000 годом возрос в 10 раз и составляет 600 миллионов рублей. Из этой суммы бюджетных – только 25 процентов. Впечатляет рывок, совершенный научно-исследовательской частью университета: ее отдача увеличилась в 30 раз.

Что стоит за успехом? «Поиск» готовит серию публикаций, которые, надеемся, позволят читателям самим ответить на этот вопрос. Первым берет слово ректор ТУСУР.

Стать флагманом

Многим сегодня ясно: до тех пор пока нам не удастся преодолеть зависимость от мировых цен на сырье, экономическая безопасность государства уязвима. Есть один способ избежать этого. Он хорошо известен - инновационный путь развития общества. Его преимущества убедительно демонстрирует опыт ведущих стран мира, позволяющий им обеспечить конкурентоспособность национальной экономики и эффективно решать социально-экономические проблемы. Не секрет, что этот путь признан приоритетным и для нашей страны. Вопрос в том, кому под силу исполнить роль флагмана, кого следует в первую очередь поддержать всеми силами и средствами, чтобы не только сдвинуть с места, но и сделать быстроходным и легко управляемым непривычный для России инновационный воз.

Соображений на этот счет участниками разного рода дискуссий выдвигалось немало. Однако изобретать велосипед и в этом случае не имеет смысла. Во всем мире роль признанных лидеров инновационного процесса выполняют университеты. Наиболее продвинутые из них вовлекли в свою орбиту сотни промышленных, исследовательских и торговых фирм, стали консолидирующей силой, на которой замыкаются интересы многочисленных партнеров. Эти интересы вполне очевидны. Университет, где ведутся фундаментальные и серьезные прикладные исследования, помогает им подниматься со ступени на ступень в борьбе за продвижение на рынок конкурентоспособных образцов высокотехнологичной продукции. Он неиссякаемый источник (и это, пожалуй, главное) образованной, мобильной молодежи, которая быстро осваивает современные наукоемкие технологии, привносит новое в работу фирм, возглавляет перспективные направления. Многие выпускники университетов открывают свой бизнес, не прерывая при этом связи с вузами, поддерживая выгодное и тем, и другим сотрудничество.

За рубежом давно понимают и ценят заслуги университетов в развитии инновационных процессов, прогрессе государства. Начинают осознавать это и в нашей стране. Поднимаются вопросы об особом внимании к университетам со стороны государства. В первую очередь речь сегодня идет о тех из них, которые можно отнести к категории исследовательских. Это МГУ, Физтех, Санкт-Петербургский государственный университет, МГТУ имени Баумана, и некоторые другие. Всего, по некоторым оценкам, таких не более 20-25.

Однако не надо сбрасывать со счету и остальные вузы. У многих российских университетов есть все шансы стать ведущими центрами инновационного развития области, региона, может быть, страны. Чтобы не быть голословным, выскажу соображения, основанные, в том числе, и на опыте Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, который за четыре последних года сумел преодолеть глубокий кризис и выйти в число ведущих вузов Зауралья.

Университет как инновационный центр силен, повторюсь, своим окружением: вовлеченными в его орбиту и связанными с ним взаимовыгодными интересами фирмами-партнерами. Надо понять, что само по себе такое окружение не возникает. Оно - продукт деятельности самого вуза. Все те, кто завтра откроет новые фирмы, все без исключения будущие предприниматели наукоемкого бизнеса - нынешние студенты университетов. Поэтому перед вузами должна стоять задача готовить не только высококвалифицированных инженеров и научных работников - людей наемного труда, но и будущих организаторов, учредителей, хозяев наукоемкого бизнеса. Для этого надо внести серьезные изменения в организацию учебного процесса. Создатели и владельцы фирм - продукция штучная. Рассчитывать на то, что нужное их количество можно будет готовить за партой при существующей системе обучения, абсолютно нереально.

Сегодня в вузах реализуется две образовательные технологии. Одна - традиционное обучение, соответствующее государственному образовательному стандарту (ГОСу), - представляет собой поточно-групповую технологию. Вторая - модифицированная поточно-групповая система, предполагающая внедрение в учебный план учебно-исследовательской работы (УИР). Она ведется на базе сложившейся инфраструктуры вуза: в научных группах, в лабораториях при кафедрах, в вузовских НИИ и КБ. Так обеспечивается организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Важное место в этой технологии отводится студенческим КБ (СКБ).

В предлагаемой технологии обучения определяющими становятся несколько новых элементов. Прежде всего, это индивидуальная диспетчеризация каждого студента, обучающегося по индивидуальной траектории с изменяемой сложностью. Также предполагается ввести групповое проектное обучение. Имеются в виду творческие группы, формируемые, начиная со второго курса из студентов разных факультетов. Наиболее важным из того, что привнесет будущая технология, станет появление новой «цепочки»: групповое проектное обучение - УИР - НИРС - СКБ - студенческий бизнес-инкубатор - бизнес-инкубатор. Соответственно, на выходе появится новый «продукт» - частный предприниматель наукоемкого бизнеса или наукоемкая фирма. Пока, к сожалению, на пути создания такой цепочки немало препятствий.

Тем не менее, несмотря на грядущие изменения, университеты России уже сегодня имеют все предпосылки для того, чтобы на их базе с полной отдачей заработали учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК).

В настоящее время инновационная система России представлена тремя основными элементами: Российской академией наук, отраслевыми НИИ и (на третьем месте по значимости) университетами. Ситуация такова, что как и раньше, финансы направляются в отраслевые НИИ, исследовательское оборудование находится в РАН, а молодежь, в отрыве от того и другого - в университетах. Для нормальной инновационной деятельности приходится создавать соответствующую ей инфраструктуру (бизнес-инкубаторы, консалтинговые и информационные центры, технопарки и т.п.) в каждом из этих ответвлений научно-образовательного комплекса страны. Затраты на все это, естественно, утраиваются, что приводит к трудностям в финансировании национальной инновационной деятельности в целом.

Эта стратегическая ошибка должна быть исправлена. В противном случае инновационная деятельность в России никогда не перерастет в экономическую категорию. Именно университеты, в полном соответствии с мировым и передовым отечественным опытом, призваны быть центрами кристаллизации инновационной экономики. Именно университеты, имеющие концептуальный и функциональный потенциал в состоянии ежегодно генерировать миллионы бизнес-проектов.

К сожалению, перед российскими университетами такая задача - стать бизнес-инкубаторами высоких технологий - не ставится. Напротив, дефицит финансирования усугубляется целым рядом юридических, административных и налоговых ограничений, препятствующих инновационной деятельности университетов.

Межу тем, зарубежные университеты, ставшие центрами инновационного развития, демонстрируют колоссальные успехи. Завидным примером для наших вузов могут стать многие из них. Скажем, знаменитый Оксфордский университет в Великобритании. Это небольшой вуз, в нем, как и в нашем, учится 16 тысяч студентов. Но с ним связаны более 300 наукоемких фирм. Суммарный годовой доход этого учебно-научно-инновационного комплекса составляет пять млрд. долл. США. Для сравнения - валовый региональный продукт Томской области равняется трём млрд. долл.

Безусловно, механически вписать модель Оксфордского университета в российскую действительность сегодня нереально, слишком велики различия в области права и культуры бизнеса, традициях взаимодействия с властью и т.п. Однако вполне могут быть использованы в качестве ориентира общая идея, система ценностей, опыт взаимодействия университета с частным бизнесом. Результат, конечно, неизбежно будет корректироваться существенными национальными особенностями. И все же…

К настоящему времени в УНИК ТУСУР успешно развивается 25 частных фирм, имеющих свои структурные подразделения внутри университета. Это сотрудничество взаимовыгодно и имеет устойчивую динамику.

Университет оказывает этим предприятиям поддержку в работе с различными отечественными и зарубежными фондами, помогает принимать участие в федеральных целевых и межведомственных научно-технических программах. Благодаря разветвленной сети филиалов и представительств университета в регионах, ему удается эффективно продвигать на рынок наукоемкую продукцию фирм.

Кроме того, наши партнеры получают прямой доступ к инновационной структуре университета. В нее входят следующие подразделения: Школа инновационного менеджмента, агентство интеллектуальной собственности и патентно-информационный отдел ТУСУР, технопарк, залоговый фонд, офис коммерциализации разработок и отдел маркетинга. Готовится к открытию студенческий бизнес-инкубатор. В его насыщении идеями принимает участие и бизнес-окружение университета.

В итоге за три года работы УНИК, входящие в него фирмы, вложили в университет более миллиона долларов прямых инвестиций, а его консолидированный годовой бюджет вырос до 15 млн. долл., увеличившись в 7,5 раз. Еще больше выиграли наши фирмы-партнеры, создавшие структурные подразделения ТУСУРа. Они стали лидерами среди наукоемких предприятий Томска: за эти же три года их доходы увеличились в 11 раз.

Первые результаты обнадеживают и доказывают эффективность и целесообразность выбранной модели.

Может показаться парадоксальным, но ни университет, ни частные фирмы не имеют никаких дополнительных средств для взаимных инвестиций. Сработал синергетический эффект от их взаимодействия, и результат действия нашей модели инновационного развития оказался весьма значительным: его можно выразить только в геометрической прогрессии.

Опыт Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники показывает, что малый наукоемкий бизнес открыт для взаимодействия с вузами, в инновационном процессе частные фирмы мобильны и активны. С их помощью можно выполнять ответственные, государственного значения работы, добиваться значительного научно-технического и социально-экономического эффекта. И все же стратегическая задача создания национальной инновационной инфраструктуры по силам только государству, делающему при ее решении ставку на университеты.

Кобзев А.
Poisk
НАВЕРХ