Такие специалисты нужны стране уже сейчас
Эта конференция проводится в ТУСУРе со времени основания вуза. Правда, долгое время она была локальным мероприятием для наших преподавателей, - рассказывает председатель оргкомитета конференции, проректор по учебной работе Михаил Решетников. – Впоследствии в конференции стали участвовать другие институты и университеты Томска, а в последние годы форум стал более масштабным, всероссийским. Тема конференции специально заявлена широко – проблемы современного образования, эта проблематика вызывает интерес у преподавателей высшей школы, средних специальных учебных заведений, в ней участвуют даже педагоги общеобразовательных школ. В этом году сборник материалов конференции оказался «рекордным», объединил 260 работ представителей из Москвы, Ангарска, Иркутска, Севастополя, Ставрополя, Томска и других городов. В современном образовании сегодня идут параллельно самые разнообразные процессы, и такой живой обмен мнениями и опытом очень важен для участников форума, которые таким образом проверяют правильность своих вариантов, знакомятся с новациями коллег. Хороший опыт «заразителен» - как правило, после такой ежегодной конференции в Томск, в ТУСУР приезжают преподаватели вузов из других городов, хотят познакомиться с научно-методическими разработками и учебно-методическими программами томичей. Темы, обсуждаемые на 13 секциях форума, были бы интересны даже для непосвященных – дистанционные образовательные технологии, компьютерные инструменты в образовании, интернационализация высшего образования, организация самостоятельной работы студентов. Обсуждая в частности самые животрепещущие болевые точки образования, участники форума по сути определяли ответ на самый главный вопрос – какова роль сегодняшней системы высшего образования в жизни общества?
- Во всяком случае, высшая школа не просто конгломерат, готовящий специалистов, - сказал на пленарном заседании ректор ТУСУРа А.Кобзев. - Изменения в экономике России, особенно в наукоемком бизнесе невозможны без изменения взгляда на высшую школу, но это в российском менталитете происходит пока очень медленно. Будущее страны – в руках свободных и ответственных людей, а такие кадры могут подготовить, в свою очередь, только инновационные вузы, с иным подходом к образованию.
Иной подход к образованию предполагает и новые знания и умения самих преподавателей. Мастер-классы, дополнившие во второй день конференции доклады по секциям, дали участникам конференции возможность не просто вникнуть в актуальные проблемы высшего образования, но и получить конкретные рекомендации по их разрешению. Так, меняющиеся требования к вузовским учебникам, которые все больше стремятся к тому, чтобы стать электронными, обсуждались на мастер-классе «Культура вузовской книги». В то же время, «уход» учебника в компьютер и все большая информатизация процесса образования ставит другую проблему – сложности в общении между преподавателем и студентом и, прежде всего, во время сдачи экзаменов и зачетов. Участники мастер-класса «Оптимизация процесса общения между преподавателем и студентами на примере государственного экзамена», рассматривая возникающие проблемы, стремились к тому, чтобы проверка качества знаний не превратилась в проверку крепости нервной системы обеих сторон. Кстати, в соседней аудитории, на мастер-классе «Разработка карты процессов системы менеджмента качества в вузе» также говорили о контроле качества, только на этот раз речь шла не о студенте, а о вузе в целом.
При подведении итогов работы участники отметили, что российские вузы достаточно успешно адаптировались к новым экономическим условиям и сегодня выстраивают свою деятельность в соответствии с требованиями рынка. Поскольку сегодня существует большой спрос на специалистов с высшим образованием (в силу все большей «интеллектуализации» производства), то многие вузы достигли больших успехов в развитии дистанционного обучения. Более того, по мнению участников конференции, необходима национальная концепция непрерывного профессионального и общего образования на протяжении жизни с использованием технологий электронного обучения.
Также на заключительном заседании конференции шла речь и о проблемах, стоящих перед высшей школой. Так, слова о необходимости формирования новой экономики, основанной на интеллектуальном потенциале страны, а не на ее природных богатствах, не всегда подкреплены соответствующими изменениями в области законов. По сути дела, можно говорить о том, что существующая нормативно-правовая база тормозит переход к «экономике знаний».
Безусловно, изменения упростили бы жизнь вузам, но пока о них говорят, ждать у моря погоды никто не собирается. Конференция рекомендовала вузам укреплять связи с производством, поддерживать инновационные проекты студентов, готовить выпускников, максимально адаптированных к требованиям современного рынка, а также продолжать процессы, ведущие к интеграции
Что и говорить – чтобы подготовить «инженера-гуманиста, выстраивающего техносферический мир по законам справедливости и красоты» (так определил в своем докладе одно из качеств современного специалиста А.Московченко), нужны и оборудованные лаборатории, и оснащенные аудитории, и конкурентоспособные преподаватели, и новые учебно-методические программы, и современная оценка качества образования. В ТУСУРе, например, в 2004 году была внедрена рейтинговая система, предусматривающая многобалльную систему оценивания, принятую в европейских вузах. Знания студента ТУСУРа оцениваются в течение всего семестра, а не только во время сессии. Такая система оценивания и соответствующий принцип организации процесса обучения приближает ТУСУР к европейскому вузу, где студент в отличие от своего российского коллеги гораздо меньше времени проводит в аудиториях и значительно больше работает самостоятельно. Еще одна из технологий, внедрение которой проводится в университете - групповое проектное обучение. Понятие студенческой группы при этом нивелируется, студент составляет индивидуальный учебный план, входящие в него дисциплины могут относиться к разным курсам, факультетам и специальностям. Этакий современный студенческий «Фигаро там, Фигаро здесь». В экспериментальном порядке групповое проектное обучение уже ведется на радиотехническом факультете. И как знать, может быть, из таких студентов, не боящихся перемен, способных взять ответственность за свою образовательную траекторию, уже сегодня зарождается завтрашний средний класс, которого нам так не хватает сегодня.