Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Свободные и ответственные

05 апреля 2007
Ректор ТУСУРа Анатолий Кобзев убежден: по своему научно-образовательному потенциалу Томская область не уступает Оксфорду или Бостону.

Такие специалисты нужны стране уже сейчас

Ректор ТУСУРа Анатолий Кобзев убежден: по своему научно-образовательному потенциалу Томская область не уступает Оксфорду или Бостону. Но чтобы соответствовать европейским стандартам (а к этому стремится Россия, наряду с европейскими странами присоединившаяся к Болонской конвенции), приходится многое менять в учебном процессе, в образовательных программах. В России всего четыре вуза, которые специализируются в области систем управления и радиоэлектроники, электронной и компьютерной техники, так что в силу своей специфики ТУСУРу приходится стремительно развиваться. А промежуточные итоги развития «тусуровцы» уже традиционно обсуждают на Всероссийской научно-методической конференции, посвященной проблемам современного образования.

Эта конференция проводится в ТУСУРе со времени основания вуза. Правда, долгое время она была локальным мероприятием для наших преподавателей, - рассказывает председатель оргкомитета конференции, проректор по учебной работе Михаил Решетников. – Впоследствии в конференции стали участвовать другие институты и университеты Томска, а в последние годы форум стал более масштабным, всероссийским. Тема конференции специально заявлена широко – проблемы современного образования, эта проблематика вызывает интерес у преподавателей высшей школы, средних специальных учебных заведений, в ней участвуют даже педагоги общеобразовательных школ. В этом году сборник материалов конференции оказался «рекордным», объединил 260 работ представителей из Москвы, Ангарска, Иркутска, Севастополя, Ставрополя, Томска и других городов. В современном образовании сегодня идут параллельно самые разнообразные процессы, и такой живой обмен мнениями и опытом очень важен для участников форума, которые таким образом проверяют правильность своих вариантов, знакомятся с новациями коллег. Хороший опыт «заразителен» - как правило, после такой ежегодной конференции в Томск, в ТУСУР приезжают преподаватели вузов из других городов, хотят познакомиться с научно-методическими разработками и учебно-методическими программами томичей. Темы, обсуждаемые на 13 секциях форума, были бы интересны даже для непосвященных – дистанционные образовательные технологии, компьютерные инструменты в образовании, интернационализация высшего образования, организация самостоятельной работы студентов. Обсуждая в частности самые животрепещущие болевые точки образования, участники форума по сути определяли ответ на самый главный вопрос – какова роль сегодняшней системы высшего образования в жизни общества?

- Во всяком случае, высшая школа не просто конгломерат, готовящий специалистов, - сказал на пленарном заседании ректор ТУСУРа А.Кобзев. - Изменения в экономике России, особенно в наукоемком бизнесе невозможны без изменения взгляда на высшую школу, но это в российском менталитете происходит пока очень медленно. Будущее страны – в руках свободных и ответственных людей, а такие кадры могут подготовить, в свою очередь, только инновационные вузы, с иным подходом к образованию.

Иной подход к образованию предполагает и новые знания и умения самих преподавателей. Мастер-классы, дополнившие во второй день конференции доклады по секциям, дали участникам конференции возможность не просто вникнуть в актуальные проблемы высшего образования, но и получить конкретные рекомендации по их разрешению. Так, меняющиеся требования к вузовским учебникам, которые все больше стремятся к тому, чтобы стать электронными, обсуждались на мастер-классе «Культура вузовской книги». В то же время, «уход» учебника в компьютер и все большая информатизация процесса образования ставит другую проблему – сложности в общении между преподавателем и студентом и, прежде всего, во время сдачи экзаменов и зачетов. Участники мастер-класса «Оптимизация процесса общения между преподавателем и студентами на примере государственного экзамена», рассматривая возникающие проблемы, стремились к тому, чтобы проверка качества знаний не превратилась в проверку крепости нервной системы обеих сторон. Кстати, в соседней аудитории, на мастер-классе «Разработка карты процессов системы менеджмента качества в вузе» также говорили о контроле качества, только на этот раз речь шла не о студенте, а о вузе в целом.

При подведении итогов работы участники отметили, что российские вузы достаточно успешно адаптировались к новым экономическим условиям и сегодня выстраивают свою деятельность в соответствии с требованиями рынка. Поскольку сегодня существует большой спрос на специалистов с высшим образованием (в силу все большей «интеллектуализации» производства), то многие вузы достигли больших успехов в развитии дистанционного обучения. Более того, по мнению участников конференции, необходима национальная концепция непрерывного профессионального и общего образования на протяжении жизни с использованием технологий электронного обучения.

Также на заключительном заседании конференции шла речь и о проблемах, стоящих перед высшей школой. Так, слова о необходимости формирования новой экономики, основанной на интеллектуальном потенциале страны, а не на ее природных богатствах, не всегда подкреплены соответствующими изменениями в области законов. По сути дела, можно говорить о том, что существующая нормативно-правовая база тормозит переход к «экономике знаний».

Безусловно, изменения упростили бы жизнь вузам, но пока о них говорят, ждать у моря погоды никто не собирается. Конференция рекомендовала вузам укреплять связи с производством, поддерживать инновационные проекты студентов, готовить выпускников, максимально адаптированных к требованиям современного рынка, а также продолжать процессы, ведущие к интеграции

Что и говорить – чтобы подготовить «инженера-гуманиста, выстраивающего техносферический мир по законам справедливости и красоты» (так определил в своем докладе одно из качеств современного специалиста А.Московченко), нужны и оборудованные лаборатории, и оснащенные аудитории, и конкурентоспособные преподаватели, и новые учебно-методические программы, и современная оценка качества образования. В ТУСУРе, например, в 2004 году была внедрена рейтинговая система, предусматривающая многобалльную систему оценивания, принятую в европейских вузах. Знания студента ТУСУРа оцениваются в течение всего семестра, а не только во время сессии. Такая система оценивания и соответствующий принцип организации процесса обучения приближает ТУСУР к европейскому вузу, где студент в отличие от своего российского коллеги гораздо меньше времени проводит в аудиториях и значительно больше работает самостоятельно. Еще одна из технологий, внедрение которой проводится в университете - групповое проектное обучение. Понятие студенческой группы при этом нивелируется, студент составляет индивидуальный учебный план, входящие в него дисциплины могут относиться к разным курсам, факультетам и специальностям. Этакий современный студенческий «Фигаро там, Фигаро здесь». В экспериментальном порядке групповое проектное обучение уже ведется на радиотехническом факультете. И как знать, может быть, из таких студентов, не боящихся перемен, способных взять ответственность за свою образовательную траекторию, уже сегодня зарождается завтрашний средний класс, которого нам так не хватает сегодня.

Николаева Н.
Krasnoe znamya
НАВЕРХ