Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Сырова С. Чем выше цели, тем ярче творческий потенциал // Томск – magazine. – № 2. – 2007

08 июня 2007
Что должно являться культурной составляющей мирового образовательно-научного центра, на который претендует Томск? Об этом – в беседе с руководителем городской целевой программы «Культура и искусство», доктором философских наук, деканом гуманитарного факультета ТУСУРа Татьяной Сусловой.

Чем выше цели, тем ярче творческий потенциал

В прошлом номере журнала наши читатели уже познакомились с новой стратегической программой «Томск как центр науки, образования и инноваций мирового уровня». «Томск-magazine» намерен и в дальнейшем освещать ход реализации этой программы. Переломив традицию, мы решили начать с той области человеческой деятельности, которой, как правило, отдается последнее место даже в телевизионных новостях. Что должно являться культурной составляющей мирового образовательно-научного центра, на который претендует Томск? Об этом мы беседуем с руководителем городской целевой программы «Культура и искусство», доктором философских наук, деканом гуманитарного факультета ТУСУРа Татьяной Сусловой.

- Культура – это фундаментальное понятие: именно в ее рамках исторически вызревают и наука, и образование, и религия. Однако сегодня культура отступает перед натиском цивилизации: более активными сферами человеческой деятельности становятся те, что дают не столько духовный, сколько материальный рост. И это общая мировая тенденция: есть понимание необходимости развития культурной составляющей общества, роль культуры не отрицается полностью, но ее не ставят в качестве центробежной силы развития общества.

Вместе с тем, даже в рамках одной нашей программы, культура выступает основным показателем качества жизни. Качество жизни – это не столько холодильник, полный продуктов, но возможность свободы выбора, в том числе в реализации себя как личности. Вызов современности касается не только сферы изменения глобальной экономики, но и культуры. Глобальные процессы, происходящие в мире, требуют решения вопросов вхождения в мировое сообщество, интеграции культур и проблемы самоидентификации. Поэтому мы расширили уже заданную целевую программу, преобразовав ее до содержания «Культура и искусство». При создании концепции программы мы исходили из вызовов глобализации, меняющих внутрикультурное пространство нашего города, определили культурные особенности томской ауры, менталитета города, и индикаторы, помогающие выявить и решить проблемы, необходимые на данном этапе преобразований.

- Давайте начнем с самоидентификации томича…

- Наверное, мало кто будет отрицать, что томичам свойственны патриотизм, гордость и самолюбие. В Томске есть своя духовная элита, которая не позволяет, надо думать, опуститься ниже высоких эталонов культуры. Другое дело, что приезжающие из других регионов студенты не всегда вписываются в существующее культурное пространство, более того, привносят в нашу городскую среду нечто не всегда адекватное духу Томска. У нас существует культурная дистанция между центром и переферией города, а это, согласитесь, нонсенс. Сегодня открытость города и возможность ездить по всему свету привносят новации, мировые культурные стандарты и традиции других культур и стран. Запросы растут, и потому наступает адекватное понимание необходимости модернизации общей системы, в том числе и области культуры.

Вторая наша особенность - толерантность томской культуры. Город многонациональный и поликонфессиональный, а внутренняя атмосфера у нас более благоприятная, чем в других городах. Все внешние импульсы раздоров идут от желания «обладать», и, если вспомнить разгоревшуюся в 90-е годы борьбу за Храм Александра Невского, то открытого столкновения и выступлений, в отличие от других российских городов, не было. В Томске действуют многонациональные культурные центры, они развиваются, нет их локализации по религиозному принципу, нет самоустранения от жизни города. Напротив, они очень открыты, многие национальные праздники становятся всенародными. Конечно, это состояние не может приносить самоуспокоения, ведь как религиозный, так и национальный вопросы отличает хрупкость. Если поставлена цель привлечь в Томск как в центр науки и образования жителей других стран, но на уровне бытовой культуры они будут восприниматься как «чужаки», то к нам просто никто не поедет за знаниями. Конечно, подобное существует и в российской столице. Но просто нескрываемое удивление при встрече с «другим» на улице - чисто провинциальное явление. И помочь в изживании этого факта может только расширение общей культурной составляющей.

- Поэтому стратегической целью программы «Культура и искусство» ваша рабочая группа обозначила формирование мультикультурной среды?

- На первом этапе наша программа охватывала только вузовскую аудиторию. Однако необходимо создание более плотной культурной среды, которая бы помогла сформировать привлекательный образ всего Томска.

Формирование мультикультурной среды обеспечивает развитие общего интеллектуального и духовного уровня. Мы пришли к осознанию, что для полноценности программы мы должны озаботиться нашим подрастающим поколением. Потому как вузы вузами, но воспитание должно начинаться с детского сада. Вот отчего одним из первых пунктов мы обозначили развитие непрерывного художественного образования, начиная с дошкольного. Но сложность в том, что в Томске практически все дошкольное воспитание по профилю культуры находится под управлением образования. Сломить эту ситуацию на данный момент практически невозможно.

- А это плохо?

- С точки зрения детей, которые там занимаются, да. Необходимо, чтобы с малышами 3-4 лет работали профессионалы – художники, актеры, танцоры, музыканты, а не просто педагоги. Речь может идти только о дошкольном художественном воспитании, а не об образовании, требующем системности и т.д. Речь идет о необходимости художественного воспитания детей через игру, а оно находится в системе городского управления образования, работающего по иной системе. Абсурд, хотя всем понятно, что в детском возрасте ребенка можно только воспитывать. Далее необходимо создать условия для получения творческого образования всеми учащимися общеобразовательных школ, а также всеми желающими – от студентов до пенсионеров. Поэтому главное - это обеспечение свободы творческого выбора. Сегодня же в городе далеко не каждый по своим потребностям может найти какой-то творческий центр, союз или мастерскую. Назрела необходимость увеличить количество школ искусств, расширить спектр их образовательных услуг, качественно улучшить материально-техническую базу, внедрить современные технологии обучения.

- Но для этого необходимо интегрировать в область культуры достаточные организационные и финансовые ресурсы.

- Работая в инновационном вузе, я вижу, как на базе бюджетного предприятия можно и нужно создавать инновации с инвестированием частных средств. Это необходимо делать и в культуре, но подобного пока не происходит. Судя по опыту других городов, творческие предприниматели могут прийти и в «деградирующие» районы, где нет культурных объектов. В частности, возможно создание городских кварталов, где разместятся художественные мастерские, артели художественных промыслов, которые будут привлекательны как для томичей, так и для туристов. Работы предстоит, безусловно, много, но при усилиях томской интеллектуальной элиты и наличии мощной группы томских предпринимателей, понимающих роль культуры, творчески мыслящих, готовых вкладывать в культуру деньги, проект такого квартала вполне реализуем. Он может стать примером и для создания других подобных центров. Новый театр «Версия» – пример того, что в культуру можно вкладывать деньги. Однако для того, чтобы это явление стало более массовым, необходимы законодательные решения, и, конечно, налоговые послабления. Существуют также управленческие преграды. В чиновничьих кругах достаточно идей, и креативность им также не чужда, но, будучи управленцами, они работают в жестко очерченных рамках.

- Судя по сегодняшней ситуации, в жестких рамках существуют в томской культуре не только управленческий аппарат, но и все кадры, которые, как известно, решают все. Предусмотрено ли в программе привлечение и закрепление творческой молодежи?

- Предполагается подготовка грамотной аудитории, понимающей высокое искусство. Но необходимо вырастить и его «носителей» высокопрофессионального уровня. Культура в Томске не промысловая, а достаточно профессиональная. Однако необходимо создать условия, чтобы от нас не уезжали за высшим образованием ( к примеру, в новосибирскую консерваторию), а получали его в родном городе. Открытие высшего учебного заведения – Томской академии искусств – позволит создать систему подготовки высококвалифицированных кадров. В Томске появятся свои профессионалы - актеры, музыканты, художники и другие представители творческих профессий. Естественно, что нашим дарованиям нужно предоставление льгот, ипотек на выгодных условиях и так далее. Нужна постоянная поддержка молодых дарований в международных конкурсах и творческих проектах, а также поощрение премиями и стипендиями.

- А где им петь, танцевать, творить, словом, нести культуру в массы?

- В своей программе в качестве главной задачи мы ставим создание Центра культуры и искусства, которого в городе нет. Он будет объединять в себе комплекс под одной крышей. Центром коммуникаций городского сообщества может стать как строительство нового здания, так и городской социокультурный центр «Форум». Томску крайне необходим центр по подобию Центра Жоржа Помпиду в Париже, в котором бы были Центральная публичная библиотека с мощным интернет-оборудованием, а также место, выполняющее функции городского Дворца культуры. Его предполагаемая площадь – 11 тысяч кв. метров.

Кроме того, в каждом районе Томска должны появиться подобные досуговые центры, где каждый нашел бы себе занятие по душе. Мы привыкли гордиться Томском как университетским городом. Но, признаемся, имея в виду, в первую очередь, его системообразующий культурный центр – проспект Ленина, где находится большинство вузов, а также томскую старинную архитектуру. Однако своей существующей единой средой пока гордиться не приходится, потому как на самом деле, по культурной насыщенности районы города отличаются друг от друга.

- Программа вызывает только уважение, но насколько она реализуема? Пока культура все-таки находится на отшибе интересов государства, о чем мы говорили в самом начале беседы.

- Программа в целом соединила несоединимое - управленцев и представителей науки, что дало возможность коллективам профессионально и целостно взглянуть на все проблемы, сформулировать поддающиеся управленческой интерпретации пункты, подать ее в таком виде, чтобы программа зазвучала, и ее можно было бы представить депутатам. Удачный альянс дает все шансы на реализацию. А в целом, я не вижу в программе таких вершин, которые невозможно было бы не покорить нашему Томску. Мы выиграли конкурс на размещение особой экономической зоны технико-внедренческого типа, сразу три наших вуза стали победителями конкурса национального образовательного проекта, вообще, участвуем и побеждаем в таких конкурсах, которые недоступны рядом находящимся и более известным городам. И потому давайте руководствоваться правилом: чем выше цели, тем более проявляется творческий потенциал.

Сырова С.
Tomck magazine
НАВЕРХ