Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

«Томск встанет в один ряд с Оксфордом»

05 апреля 2007
В ТУСУРе состоялась Всероссийская научно-методическая конференция «Современное образование: традиции и новации».

В ТУСУР прошла Всероссийская научно-методическая конференция «Современное образование: традиции и новации».

Участники форума обсудили инновационные процессы в высшей школе, обеспечение качества образования, интеграцию российских вузов в Болонский процесс, организацию эффективной самостоятельной работы студентов, другие проблемы.

Проводились мастер-классы: «культура вузовской книги», «Оптимизация процесса общения между преподавателем и студентами на примере государственного экзамена», «Разработка карты процессов системы менеджмента качества в вузе», состоялся «круглый стол» «Конкурентоспособность преподавателя», который провели специалисты Новосибирского технического университета.

На конференцию, которая проходит в ТУСУРе с первых лет основания вуза, было заявлено 260 докладов, в Томск приехали гости из 32 городов России и ближнего зарубежья. Причем не только из вузов, но и техникумов, средних школ.

Ключевым на пленарном заседании был доклад ректора ТУСУР Анатолия Кобзева «Основные направления взаимодействия высшей школы и бизнеса». Сегодня эта тема актуальна, как никогда. Поскольку Россия сейчас стоит на распутье. Есть дорога, которая ведет к превращению страны в сырьевой придаток Запада, но есть и альтернатива - инновационное развитие. И важнейшую роль в этом выборе играет то обстоятельство, сумеют ли высшая школа и бизнес найти общий язык.

Одной из главных форм взаимодействия высшей школы и бизнеса глава ТУСУР считает участие университетов в генерации новых наукоемких фирм, в подготовке предпринимательских кадров для бизнеса высоких технологий.

- Увы, - говорит Анатолий Кобзев, - на государственном уровне такая задача перед университетами не поставлена. Несмотря на то, что состояние наукоемкого бизнеса в стране достаточно плачевно. Задача перехода России к "экономике знаний", к сожалению, пока

не подкрепляется делами.

Впрочем, считает ректор, в любом случае нужно двигаться дальше. В заключение доклада он выразил уверенность, что Томск встанет в один ряд с Кембриджем, Оксфордом, Силиконовой долиной. Но для этого нужно изменить психологию нашего общества.

Все должны понимать, что главная задача университета - это не подготовка специалиста наемного труда, а, прежде всего, настоящих хозяев, предпринимателей, которые и возродят российскую экономику.

Среди обсуждавшихся на конференции тем наибольший интерес вызвали: взаимодействие

высшей школы и бизнеса, современные системы многоуровневого высшего образования,

международная интеграция образовательных программ, межвузовская кооперация, инновационные пути развития российских вузов, проектно-ориентированные технологии обучения, дистанционная технология подготовки студентов, системы менеджмента качества образования и др.

К каким же выводам пришли участники конференции? Приведем несколько основных, наиболее интересных.

Формируется положительный опыт инновационного развития российских вузов. Есть продвижение в разработке учебно-методического обеспечения и развития инфраструктуры дистанционного обучения, комплектов учебно-методических материалов, методик создания

программного обеспечения автоматизированного обучения. Есть необходимость обобщения и распространения отечественного и зарубежного опыта использования информационных средств обучения, создания информационной среды высшего учебного заведения.

Вместе с тем участники отметили тормозящее действие законодательной базы при использовании инновационного потенциала вузов. Кроме того, необходимость освоения нашими вузами процедур международной сертификации, формирования новой отрасли экспорта – экспорта образовательных услуг.

Минобразования РФ, по мнению участников конференции, нужно продолжить реализацию мер, обеспечивающих многоуровневость нашей высшей школы, возможность ее интеграции

в европейское образовательное пространство. Надо совершенствовать нормативно-правовую базу для использования инновационного потенциала вузов. Приоритетная задача - разработка национальной концепции непрерывного образования с использованием технологий электронного обучения.

...Как справедливо заметил еще на открытии форума проректор по учебной работе ТУСУР Михаил Решетников, вне всяких сомнений, прошедшая конференция поможет всем ее участникам определиться, каким путем нужно двигаться дальше, как совершенствовать учебный процесс в российских вузах.

Угрюмов А.
Vecherniy tomsk
НАВЕРХ