Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

ТУСУР ищет новые подходы

09 февраля 2009
Актуальные для высшей школы вопросы рассматривали участники прошедшей в ТУСУР международной научно-методической конференции «Современное образование: проблемы и перспективы перехода к новой концепции образования».

Высшая школа, как и все российское образование, живет сегодня в переходном состоянии. Кризисные явления, демографическая яма и общие концептуальные изменения, в частности, введенные новые правила приема в университеты, ставят перед образовательной системой очередные вопросы.

Их решение на прошлой неделе искали участники прошедшей в Томском университете систем управления и радиоэлектроники международной научно-методической конференции «Современное образование: проблемы и перспективы перехода к новой концепции образования».

Уже в пленарных докладах проявилась озабоченность перегруженностью профессорско-преподавательского состава выполнением разного рода показателей. В своем выступлении профессор, заведующий кафедрой РТС ТУСУРа Герман Шарыгин обозначил такое явление, как формализация учебного процесса. Его регламентация осуществляется на всех уровнях: от федерального до кафедрального, и заведующие кафедрами вынуждены немало времени тратить на выполнение формальных показателей, заполнение бланков отчетов.

- Да, для многих кафедр, как и для каждого человека, формализация учета дело малоприятное. Но нужно понимать, что мы встроены в определенную вертикаль подчиненности, и, соответственно, наш учредитель, Федеральное агентство, должно иметь оценку работы вуза. Это требует введения оценочных показателей, - возражает Лев Боков, проректор по учебной работе ТУСУРа. - Многие рейтинги зарубежных вузов включают таких показателей больше 100, российские же вузы отчитываются только по 13 аккредитационным показателям.

Обоснованное беспокойство

Действительно, вопросов, связанных с взаимодействием с Минобрнауки, немало. Кроме того, вуз, работающий в рыночных условиях, для того, чтобы быть успешным, обязан жить по правилам рынка. Не вдаваясь в маркетинговые сложности, можно обозначить два таких правила - знание своего потребителя и высокое качество услуги.

- Сегодня результат работы вуза, его статус, зависят от того, как им выполняются аккредитационные показатели. Общие показатели университета складываются из результатов кафедр и факультетов, от того, сколько издано учебных пособий, опубликовано научных статей соответствующего уровня, имеется ли комплексное учебно-методическое обеспечение и так далее. Все это - индикатор качества нашей работы, критерии успешности, и нам нужно стремиться к тому, чтобы эти результаты были высокими, - подчеркнул Лев Алексеевич.

О компетенциях преподавателя, как основного потенциала совершенствования системы образования и связанной с ними организационно-методической деятельности, шла также речь в совместном докладе профессора, декана гуманитарного факультета Татьяны Сусловой и профессора, декана факультета систем управления ТУСУРа Николая Замятина.

Была поставлена проблема согласования компетенций педагога с мотивациями и внутренними целями студента. Неопытному студенту довольно сложно осознать, какая именно система знаний ему необходима в процессе формирования индивидуальной образовательной траектории. Николай Замятин, разобрав достоинства и недостатки очной и дистанционной форм обучения, предложил их совмещение. Он рассказал об опыте, уже внедренном на возглавляемом им факультете и гуманитарном факультете ТУСУРа.

- Изучаемая дисциплина разбивается на модули, и за неделю до лекции на сайте преподаватель выставляет вопросы, своего рода «затравочный» материал, - поясняет схему работы профессор Замятин. - Поскольку вопросы заданы так, что их невозможно скомпилировать из Интернета, то эта система заставляет студенты мыслить. Он формирует конспект и пересылает его по электронной почте.

Преподаватель выделяет наиболее интересные рефераты, формирует свое мнение о восприятии темы студентами, учитывает вопросы, требующие разъяснения. И в свою очередь, готовит на основе полученных сведений собственный конспект и соответствующую презентацию с помощью мультимедийных средств. Уже знакомые с обсуждаемой проблемой студенты задают много вопросов на лекции. У них выше мотивация, ярче выступления, им нравится демонстрировать собственные решения и видения. Восприятие знаний происходит в форме дискуссий. При этом познавательная деятельность студента определяет уровень мотивации студента к получению знаний.

Ждать - значит, проиграть

На секциях и «круглых столах» в течение двух дней участники конференции обсуждали вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы студентов, внедрением методов инновационного образования, направленного на подготовку инновационно-активных, конкурентоспособных специалистов. Преподаватели из 49 вузов России, Украины и Казахстана обменялись опытом и мнениями о перспективных формах научно-технического и методического обеспечения инновационного образования, о новых разработках и достижениях в области образовательных технологий.

Уровень докладов показал, что, несмотря на сложности, в которых сегодня приходится жить, сложить руки и ждать лучших времен – означает отпустить раскрученный университетским сообществом маховик. В таких случаях, как известно, бьет еще больнее. Поэтому в резолюции конференции было отмечено, что роль университетов в инновационном развитии общества должна оставаться приоритетной.

Также была обозначена необходимость продолжения работы над совершенствованием законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей экономические основы отношений науки, производства и образования. По мнению участников конференции, необходимо также усилить работу по интеграции деятельности профессорско-преподавательского состава вузов и специалистов промышленности по созданию высококачественной системы профессионального образования. А образовательную, просветительскую, пропагандистскую деятельность по распространению опыта инновационного образования считать приоритетной целью, несмотря ни на какие кризисные явления.

Сырова С.
Argumenty i fakty tomsk
НАВЕРХ