Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

ТУСУР: на пути интеграции России в Европу

04 апреля 2007
Уже сегодня ТУСУР успешно внедряет инновационные технологии европейского уровня в образовательный процесс и в научную деятельность.

Болонский процесс, приобретший широкую известность в научной и образовательной среде всех развитых стран с конца 1990 гг., сегодня рассматривается как реальная перспектива развития и для российских вузов. Напомним, идея Болонской конвенции по высшему образованию подразумевает создание к 2010 г. единого образовательного пространства, внутри которого действовали бы общие стандарты и правила. В первую очередь речь идет о взаимном признании дипломов, к чему стремится Россия, наряду с европейскими странами присоединившаяся к Болонской конвенции. Это событие, несомненно, является важным шагом на пути интеграции России в Европу, поскольку будет способствовать повышению качества образования в нашей стране и его конкурентоспособности в мире. А вот степень готовности отечественных университетов к этому шагу не может быть оценена однозначно: далеко не каждый вуз соответствует высоким мировым стандартам. Тем не менее, в Томске есть высшее учебное заведение, уже сегодня успешно внедряющее инновационные технологии европейского уровня в образовательный процесс и в научную деятельность. Это ТУСУР.

Что нового

В наши дни для каждого вуза одной из важнейших задач является развитие и укрепление инфраструктуры - базы для проведения научных исследований и внедрения в практику прикладных разработок. ТУСУР взял в качестве примера Оксфордский университет. С этим небольшим (в нем обучается 16 тысяч студентов - примерно столько же, сколько в ТУСУРе) вузом связано более 300 наукоемких фирм. Безусловно, механически вписать модель Оксфордского университета в российскую действительность вряд ли возможно, но использовать опыт европейских коллег, безусловно, можно и нужно. Именно этим и занимается ТУСУР, в течение пяти лет последовательно создавая учебно-научный-инновационный комплекс. Сегодня здесь выполняются проекты, востребованные на отечественном и мировом рынке и применяемые в различных отраслях: в медицине, в машиностроении, электронике, оборонной промышленности и т.д.

Технологии обучения: самостоятельность плюс контроль

Однако обеспечение вузу финансовой независимости и превращение его в субъект рыночных отношений лишь один из шагов на пути в европейское образовательное пространство. Присоединение к Болонской конвенции требует от российских вузов серьезных изменений в организации учебного процесса.

Прежде всего, для обеспечения мобильности студентов необходимо разработать идентичную систему оценивания и контроля качества обучения, а также привести в соответствие учебные курсы разных вузов. В 2003 году ТУСУР совместно с Политехническим институтом имени Георга Симона Ома (г. Нюрнберг, Германия) и Технологическим университетом г. Дельфта (Нидерланды) приступили к выполнению проекта «Международная система оценки успеваемости студентов». Конечным результатом проекта станет перевод тусуровских специальностей на кредитную систему оценок.

Этот проект победил в конкурсе программы ЕС TEMPUS благодаря многолетним наработкам ТУСУРа в области рейтинговой системы и дистанционного образования, которые сегодня активно внедряются в образовательный процесс университета.

- По большому счету мы ничего нового не изобрели, - считает проректор по учебной работе Михаил Решетников. Уже в течение 15 лет на кафедре промышленной электроники (факультет электронной техники) успешно действует рейтинговая система. Мы хотим ее внедрить в масштабах всего вуза, поскольку она дает возможности студенту демонстрировать свои знания в течение всего семестра, а не только во время сессии. Весь материал учебной дисциплины разбивается на блоки, по которым устанавливаются четкие сроки выполнения работ, дополнительно предлагаются индивидуальные творческие задания. Студент, набравший необходимую сумму баллов по итогам контрольных, имеет возможность получить оценку «автоматом». Замечу, что мы отказались от традиционной пятибалльной шкалы, и используем многобалльную, как и в европейских вузах.

«Евростандарт» образования требует значительного сокращения аудиторных занятий привычных нам лекций и семинаров и увеличения доли самостоятельной работы студентов. Для многих вузов это серьезная проблема, поскольку требуется соответственное методическое обеспечение этой работы. У ТУСУРа есть значительные достижения и в этой области.

- Мы с 2003 года внедряем элементы дистанционного образования на дневном отделении нашего университета, - продолжает Михаил Решетников. У нас по каждой дисциплине разработано комплексное учебно-методическое и программное обеспечение, включающее контрольные и экзаменационные задания. Так что студент может изучать часть курса самостоятельно, за компьютером, благо, в ТУСУРе в них нет недостатка. Кроме того, что студент получает необходимые навыки самостоятельной работы, у него есть возможность получить более глубокие знания. Как минимум, такая система позволяет студенту более продуктивно общаться с преподавателем, обсуждая результаты своей работы, разбирая свои ошибки и таким образом выстраивать свою собственную траекторию обучения.

Поставив перед собой задачу подготовки предпринимателей наукоемкого бизнеса, ТУСУР начал сложную работу по внедрению новых образовательных технологий. По мнению ректора и его команды, одной из наиболее перспективных форм является групповое проектное обучение, которое в экспериментальном порядке уже ведется на радиотехническом факультете. Работа над комплексными проектами поможет повысить мотивацию к обучению (дисциплины, входящие в учебный план, будут изучаться не для получения «корочки», а приобретут конкретную практическую значимость). В условиях массового применения этой технологии нивелируется понятие студенческой группы, что уже стало привычным явлением в вузах Европы и США. У каждого будет свой индивидуальный учебный план, входящие в него дисциплины могут условно относиться к различным курсам, факультетам и специальностям. Работая над проектами, студенты готовят курсовые и дипломные работы. Лучшие проекты попадут в бизнес-инкубатор и будут доработаны до стадии коммерциализации.

В основу Болонского соглашения заложена идея обеспечения мобильности студента. Другими словами, студент сам определяет, в каком вузе и в какой стране ему учиться, какие дисциплины изучать, кем быть после окончания вуза ученым, инженером или предпринимателем. Сделать выбор значит, принять ответственность за свою судьбу. Этому тоже надо учиться, и в ТУСУРе этому учат. Будущее нашей страны в руках свободных и ответственных людей, и задача университета - воспитать сегодняшних студентов именно такими.

Сербина М.
Tomskie novosti
НАВЕРХ