Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Умники и Умницы

21 мая 2007
На конференции «Научная сессия ТУСУР – 2007» молодежь соревнуется по инновационности.

На конференции «Научная сессия ТУСУР - 2007» молодежь соревнуется по инновационности

На спортивных состязаниях обычный лозунг: «Быстрее, выше, сильнее», а на инновационных – «Научней, техничней, практичней». Это, конечно, шутка, но доля правды в ней есть. С 3 по 7 мая студенты, аспиранты, молодые ученые и даже школьники из разных российских городов представляют в Томске свои проекты, лучшие из которых получат финансирование в рамках программы «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» (У.М.Н.И.К.).

45-летию ТУСУРа посвящается…

Конференция «Научная сессия» была впервые организована ТУСУРом в 2005 году и сразу стала значимым событием. В ней приняли участие более 400 молодых участников из Томска, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Комсомольска-на-Амуре. Еще более представительной стала конференция 2006 года, ну а уж в этом году число желающих представить результаты своей работы превысило 500 человек, а география участников расширилась за счет таких городов, как Орел, Вологда, Самара, Таганрог, Владикавказ и многих других. Ряд выступающих представили Московский инженерно-физический институт (МИФИ). Работа конференции была организована в форме пленарных, секционных и стендовых докладов. В целом работало 25 секций.

Как заметил в приветственном слове проректор по научной работе ТУСУРа Николай Ремпе, конференция 2007 года имеет принципиальные отличия от предыдущих. Во-первых, впервые в мероприятии принимают участие старшеклассники (из Школьного университета при ТУСУРе) и, во-вторых, лучшие проекты будут представлены к финансированию в рамках программы У.М.Н.И.К. – из расчета 200 тысяч рублей на проект в год.

Критерии, согласно которым экспертный комитет конференции должен 5 мая выбрать победителей, заложены в самом названии номинации: «За научные результаты, обладающие существенной новизной и среднесрочной (до 5–7 лет) перспективой их эффективной коммерциализации». В частности, оргкомитет программы рекомендует при отборе оценивать:

  • уровень инновационности идеи, ее новизну;
  • уровень наукоемкости, основательность научных исследований;
  • техническую значимость, которая тем выше, чем большее влияние реализация проекта окажет на уровень техники;
  • срок превращения идеи в конечный продукт с выходом его на рынок (он должен быть в пределах 5-7 лет) и т.д.

В основу отбора легло понимание, что идеальная по инновационности идея «революционна», неожиданна для рынка. Поэтому она им не может быть сейчас востребована, она сама формирует новую потребность и нишу. Примерами таких «пионерных» идей (изобретений) являются пенициллин, лазер, синтез алмазов, открывшие новые отрасли науки и техники. В этом смысле символично, что одно из аккредитованных мероприятий программы У.М.Н.И.К. оказалось посвящено 45-летию ТУСУРа. Уж что-что, а «революционность» всегда была присуща как проектам, так и самому развитию вуза.

Майские тезисы УНИКальной революции

ТУСУР – один из 17 вузов, победивших в прошлом году в конкурсе инновационных университетов России. В вузе сложилась и действует совершенно замечательная инфраструктура «Учебно-научно-инновационный центр ТУСУР» (УНИК), которую составляют пять НИИ, три конструкторских бюро, научно-исследовательская часть, инжиниринговый центр, технопарк, лаборатории, ряд частных структур наукоемкого бизнеса и студенческий бизнес-инкубатор. Благодаря вхождению университета в федеральную программу, эта структура получила новый импульс развития. В частности, в 2006 году в вузе был сформирован современный приборный парк, образованы несколько студенческих конструкторских бюро и открыты новые лаборатории практически на каждой кафедре.

- Это заявка на революцию, - сказал заместитель проректора ТУСУРа по научной работе Николай Малютин, излагая свои «тезисы» перед молодежью. – Минувший год стал для нас переломным. Теперь тусуровцы имеют больше возможностей для самостоятельной работы, могут заниматься в современных лабораториях, используя передовые средства измерения. Таким образом, студенты смогут подойти вооруженные сильными практическими знаниями к магистерской степени, работе в бизнес-инкубаторе и подготовке кандидатских и докторских диссертаций. Центральным звеном инновационной образовательной системы является групповое проектное обучение.

Ректор ТУСУРа Анатолий Кобзев поясняет, чем обусловлена необходимость применения инновационных технологий в сфере образования.

- Сегодня мы говорим о создании принципиально новой концепции обучения, – говорит он. – Если раньше выпускники вузов выходили в жизнь со стандартным, подчас устаревшим, и уже совершенно не востребованным в условиях реального предприятия набором знаний, то сейчас ситуация изменилась в корне. Сегодня перед вузами стоит задача «запустить новую волну» кадров для наукоемкого бизнеса. Мы одними из первых поставили перед собой цель: выстроить такую образовательную систему, которая готовила бы не только инженеров наемного труда, но и инженеров-предпринимателей, способных создать предприятие или наукоемкую фирму.

Политика ТУСУРа вполне согласуется с политикой фонда Бортника, чем и можно объяснить небывалую активность молодежи в ходе конференции «Научная сессия ТУСУР - 2007». Количество и разнообразие докладов поражает. Около 150 докладчиков пожелали принять участие в конкурсе программы У.М.Н.И.К., из них экспертный комитет должен выбрать как наиболее перспективные всего 4. Все они предполагают высокую вероятность того, что за 5-7 лет молодой автор идеи сумеет «раскрутить» ее до готового продукта. Как именно - это предмет другого разговора. Сам ли автор создаст малую фирму; организует реализацию, оставаясь в университете или институте РАН; придет ли на уже действующее предприятие и организует там производство; продаст лицензию или найдет другой путь – решает он сам. А то, что успех возможен – сомневаться не приходится: сегодня ТУСУР находится в окружении 25 фирм, созданных его выпускниками, а в перспективе их должно появиться не меньше 150. А ведь впереди еще развитие особых экономических зон технико-внедренческого типа в разных регионах страны. Не говоря уж про современный приоритет России в целом, который предполагает переход от сырьевой экономики к инновационной, с использованием отечественных научно-технических разработок в качестве базового элемента. В общем, поле для деятельности молодых работников инновационного труда воистину необъятное!

Справка «ТВ»:

Инициатива по реализации программы У.М.Н.И.К. принадлежит Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (известному как Фонд Бортника) при поддержке Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию. Цель программы: выявление молодежи, стремящейся самореализоваться через инновационную деятельность, и стимулирование массового участия молодежи (до 28 лет включительно) в научно-технической и инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов. Участники программы определяются в ходе конференций, конкурсов, семинаров и других аккредитованных мероприятий, регулярно проводимых на территории России. Одним из таких мероприятий является Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Научная сессия ТУСУР-2007».

Листкова Т.
Tomskiy vestnik
НАВЕРХ