Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Международная научно-методическая конференция «Современное образование: качество образования и актуальные проблемы современной высшей школы»

В 2019 году международная научно-методическая конференция «Современное образование: качество образования и актуальные проблемы современной высшей школы» прошла с 31 января по 1 февраля.

Цель конференции – обмен опытом и обсуждение вопросов о перспективных формах научно-технического и методического обеспечения инновационного образования, новых разработках и достижениях в области образовательных технологий, путях повышения профессиональной подготовки преподавателей, подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса, применении профессиональных стандартов при разработке основных образовательных программ с позиций повышения качества образования.

На открытии конференции директор департамента образования ТУСУРа Павел Троян подчеркнул, что обсуждение актуальных проблем современной высшей школы профессиональным сообществом крайне важно и необходимо, чтобы сохранять и улучшать качество образования. Он отметил, что наиболее важные проблемы, которые необходимо решать в высшем образовании в настоящее время, – это разработка оценочных средств с точки зрения освоения не дисциплин, а компетенций и с учётом требований профессиональных стандартов, внедрение электронного и смешанного обучения, разработка онлайн-курсов. Ещё одна важная задача для высшей школы – переход на новый образовательный стандарт ФГОС 3++, основные отличия которого от предыдущего стандарта, – в обязательном учёте требований профессиональных стандартов и требований к обеспечению качества образования.

Директор департамента образования ТУСУРа озвучил круг вопросов для обсуждения участниками конференции. Они касаются улучшения практической подготовки специалистов с использованием в том числе сетевого обучения, а также материально-технической базы и кадрового потенциала университета и компаний – промышленных партнёров, проблемы разработки и внедрения новых технологий обучения в образовательный процесс, внедрения цифровой образовательной среды и другие.

На пленарном заседании, открывающем мероприятие, также выступили доцент кафедры философии и социологии ТУСУРа Лариса Смольникова с докладом, посвящённым социальным страхам молодёжи как актуальной проблеме современной высшей школы, главный менеджер компании – индустриального партнёра ТУСУРа – «Концерн Энергомера» (г. Ставрополь) Евгений Ларский, который рассказал о роли работодателя в повышении качества подготовки выпускников инженерных специальностей для сферы промышленного производства, доцент СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва (г. Красноярск) Елизавета Пистер с докладом об особенностях изменения образовательной среды в эпоху глобальной трансформации.

Конференция «Современное образование: качество образования и актуальные проблемы современной высшей школы» проходит в ТУСУРе в рамках шестнадцати секций и круглых столов. В 2019 году участниками конференции стали представители вузов, НИИ и ведущих предприятий Томска, Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Ставрополя, Архангельска, Благовещенска, Новосибирска, Ростова-на Дону, Сочи, Магнитогорска, Уфы, Новокузнецка, Ангарска, Иркутска, Саратова, Омска, Петрозаводска, Воронежа, Владимира, Барнаула, а также городов Казахстана.

Решение международной научно-методической конференции (НМК – 2019) «Современное образование: качество образования и актуальные проблемы современной высшей школы» от 1 февраля 2019 г.

Программа конференции 2019 г.

Информационное сообщение 2019 г.

Материалы конференции 2019 г.

Международная научно-методическая конференция «Современное образование: повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза – гарантия обеспечения качества образования» (2018 год)

В 2018 году конференция «Современное образование: повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза – гарантия обеспечения качества образования» состоялась 1–2 февраля. В рамках конференции в ТУСУРе была организована работа пленарного и двенадцати секционных заседаний, в работе которых приняли участие более 170 докладчиков из России и ближнего зарубежья, в том числе из Казахстана и Беларуси.

Тематика секций касалась вопросов совершенствования профессиональной деятельности преподавателей вуза, роли работодателей в повышении качества подготовки выпускников, функционирования электронной информационно-образовательной среды вуза, качества образования и инновационных технологий обучения и др.

Вектор обсуждения обозначил на пленарном заседании директор департамента образования ТУСУРа Павел Ефимович Троян.

Павел Ефимович Троян

В последнее время с развитием электронного образования роль преподавателя вуза часто принижена. Однако электронные и дистанционные технологии используются при массовом образовании. При подготовке высококлассных специалистов роль преподавателя не уменьшается, а напротив возрастает. Другое дело, что в настоящее время плохо работают устаревшие методические наработки – нужны новые подходы, технологии, методики обучения. Одной из таких перспективных технологий является технология смешанного обучения: одновременное использование очного обучения и электронных курсов.

Он также подчеркнул важную роль универсальных компетенций: студент должен получить за время обучения в вузе не только профессиональные навыки и умения, но и научиться мыслить критично и креативно, уметь принимать решения, работать в команде. Для этого, в том числе, необходимо в вузах развивать технологии проектного обучения. ТУСУР успешно внедряет собственную инновационную образовательную программу «Разработка и внедрение в практику системы подготовки специалистов, обеспечивающей генерацию новой массовой волны предпринимателей наукоёмкого бизнеса», основным элементом которого является технология группового проектного обучения, более десяти лет. В настоящее время технология носит массовый характер: ежегодно в ТУСУРе защищают свои работы более 300 проектных команд.

Конференция «Современное образование: повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза – гарантия обеспечения качества образования» прошла в ТУСУРе на высоком научном и организационном уровне. В решении конференции сформулирован ряд важных предложений, направленных на совершенствование технологий обучения и повышения качества образования.

Информационное сообщение 2018 г.

Программа конференции 2018 г.

Материалы конференции 2018 г.

Международная научно-методическая конференция «Современное образование: развитие технологий и содержания высшего профессионального образования как условие повышения качества подготовки выпускников» (2017 год)

В 2017 году конференция состоялась 26–27 января.

Открывая конференцию, директор департамента образования Павел Ефимович Троян отметил, что эта конференция открывает мероприятия, посвящённые 55-летнему юбилею ТУСУРа, и обозначил значимость вопросов, которые будут обсуждать участники конференции: «Научно-методическая работа определяет направления совершенствования учебного процесса и организационно-методической работы. Доклады участников конференции посвящены двум большим проблемам – содержанию образования и образовательным технологиям. Если содержание образования во многом определяется компетенциями, которые должны быть сформированы за время обучения, то в части технологий образования перед нами открываются широкие возможности для поиска и творческих решений».

Павел Ефимович Троян, директор департамента образования ТУСУРа

По мнению Павла Ефимовича Трояна, поиск и внедрение новых технологий сегодня становится крайне актуальной задачей из-за стремительного «оцифрования» общества, изменения предпочтений молодёжи в выборе основных каналов получения информации, изменения структуры информации и способов её подачи.

Книга и традиционные печатные источники информации с их традиционным последовательным способом подачи информации сегодня уступают по популярности другим каналам – Интернету, телевидению. Сегодняшние школьники и студенты получают основной массив информации в виде фото с короткими подписями, коротких сообщений с иллюстрациями, видеороликов. Поэтому требуются новые подходы и в чтении лекций и проведении практических занятий, чтобы донести информацию до студентов.

Павел Ефимович Троян обозначил основные темы конференции – формирование фонда оценочных средств, проблемы электронного обучения, взаимодействие ФГОСов и профессиональных стандартов, специфика сетевого обучения, а также внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс. «Я надеюсь, что в итоге мы придём к решениям, которые позволят нашим университетам развиваться и повышать качество образования», – сказал Павел Ефимович.

Открыл пленарное заседание доклад Василия Михайловича Бондарика, декана факультета непрерывного и дистанционного обучения Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР), посвящённый вопросам развития и внедрения в образовательный процесс технологий электронного обучения.

Два пленарных доклада представителей индустриальных партнёров ТУСУРа – АО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнёва (Железногорск) и Уральского проектно-конструкторского бюро АО «УПКБ "Деталь"» (Каменск-Уральский) – были посвящены особенностям развития кадрового потенциала предприятий и работы с молодыми специалистами. В докладах отмечалась готовность предприятий принимать активное участие в разработке образовательных программ и модулей, организации стажировок для преподавателей университетов, совместных с вузом программах (например, в программе «Новые кадры ОПК»), создании в вузах базовых кафедр и оборудовании учебных классов и лабораторий.

Конференция продолжит свою работу по девяти секциям, также в рамках конференции пройдёт телемост ТУСУРа и Лиможского университета (Франция), посвящённый реализации совместной магистерской программы по профилю «Автоматизация жилого пространства».

Среди новых разработок ТУСУРа в области развития технологий образования – идея совершенствования группового проектного обучения от практико-ориентированного проектного обучения к профессионально ориентированному проектному обучению. Авторы идеи – профессор Герман Сергеевич Шарыгин и директор департамента образования ТУСУРа Павел Ефимович Троян.

С использованием профессиональных стандартов в процессе выполнения проектов должны быть сформулированы профессиональные коллективы и освоены трудовые функции и трудовые действия, прописанные в профессиональных стандартах. Это позволит выпускникам начинать эффективную трудовую деятельность сразу после завершения обучения, сокращая период адаптации на производстве, то есть подготовить выпускника нового качества.

Программа конференции 2017 г.

Материалы конференции 2017 г.

Международная научно-методическая конференция «Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов» (2016 год)

В 2016 году конференция состоялась 28-29 января.

Цель конференции – обмен опытом и мнениями о роли технических университетов в решении задач модернизации экономики России, перспективных формах научно-технического и методического обеспечения инновационного образования, о новых разработках и достижениях в области образовательных технологий, о проблемах гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования в современных условиях.

Основные темы, рассмотренные на конференции, отражены в названиях соответствующих секций и круглых столов:

  • проблемы и пути подготовки специалистов в современных условиях,
  • связь образовательных и профессиональных стандартов – требование времени,
  • особенности подготовки магистров,
  • электронное обучение в современном вузе,
  • организация математической подготовки, отвечающей потребностям профессионального образования,
  • социально-гуманитарные технологии в подготовке инженерных кадров,
  • групповое проектное обучение – инструмент для связи образовательных и профессиональных стандартов,
  • библиотека в современном образовательном процессе,
  • новые управленческие технологии и их использование в экономике, образовании, бизнесе,
  • актуальные проблемы современного юридического образования.

Материалы конференции 2016 года

Программа конференции

Решение по НМК – 2016