Кафедра иностранных языков поздравляет доцента кафедры Елену Ирисметовну Шпит с победой в международном гранте в качестве участника проекта Discipline Specificity Assessment Tool (DSAT).
Елена Ирисметовна Шпит
Проект DSAT — это международный междисциплинарный проект, объединяющий специалистов в лингвистике, когнитивной науке и информатике из России, Объединённых Арабских Эмиратов и других стран.
Начиная с июня 2022 года, трёхлетний проект DSAT будет расширять возможности уже широко зарекомендовавшего себя успешного программного продукта Auto-Peer, предназначенного для автоматизированного анализа академического письменного текста. Необходимость в расширении возможностей данного продукта была вызвана потребностью в фокусировании анализа текста на дисциплинарных особенностях дискурса. Мотивационным основанием послужили более ранние работы, в том числе исследования Елены Шпит, связанные с изучением отличительных характеристик англоязычного научного письма начинающих русскоязычных инженеров-исследователей.
По мнению интернациональной команды проекта, DSAT является перспективным по нескольким функциональным направлениям. Во-первых, DSAT, как и Auto-Peer, даст возможность получать мгновенный анализ написанного текста с учётом дисциплинарных особенностей и с обозначением аспектов, требующих пристального внимания (на русском языке), что особенно полезно студентам. Во-вторых, данный продукт позволит освободить время от повторных объяснений уже рассмотренных риторических явлений и уделять больше времени обсуждению конкретных проблемных моментов, что важно для преподавателей. В-третьих, исследователи смогут использовать возможности DSAT для анализа данных и изучения ответных комментариев системы. Кроме того, разработчики учебных материалов смогут использовать продукт для извлечения примеров для практических заданий и их проверки, для закрепления знаний по различным аспектам письма, а также овладения навыками применения автоматизированных систем текстового анализа.
Елена Шпит приглашает всех заинтересованных в совершенствовании навыков написания научных статей для международной публикации
Д-р Филип МакКарти, руководитель проекта, автор нескольких учебных пособий по академическому письму и сотен статей в области дискурс-анализа, является разработчиком множества компьютерных ресурсов в помощь как лингвистам, так и студентам. С нетерпением жду результатов проекта, а именно русифицированной версии Auto-Peer и DSAT. Уверена, что они могут войти в арсенал наших молодых учёных и помочь им побороть страх и неуверенность в написании научных статей на английском языке. На курсах по академическому письму мы будем учиться их применять вместе с изучением тех дискурсивных явлений, которые рассматриваются в этих ресурсах. Приходите к нам!
Заведующая кафедрой ИЯ Елена Покровская отмечает высокую значимость предпринятого исследования и подчёркивает роль цифровой грамотности, позволяющей решать практические задачи работы с академическим текстом. По её словам, «формирование навыков и умений использования компьютерных технологий и онлайн-сервисов в различных предметных областях сегодня относится к универсальным стратегиям в образовании».
Завершила работу VIII Всероссийская онлайн-школа ДПО - один из флагманских проектов ТУСУРа в области дополнительного образования. Более 1000 преподавателей и сотрудников 50 образовательных организаций из 38 регионов страны прошли обучение по программе «Нейросети в ДПО: технологии, вдохновляющие учить и учиться».
К повышению квалификации в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) приступили 475 педагогов общеобразовательных организаций из 10 регионов России в рамках проекта «Инженерные классы».
С 1 по 11 апреля 2025 г. доцент кафедры иностранных языков ГФ Д.М. Токмашев принимал участие в международной диалектологической экспедиции в провинции Измир, Турция. Экспедиция проходила совместно с Российским комитетом тюркологов при Институте языкознания РАН (руководитель экспедиции - чл.-корр. РАН А.В. Дыбо), НИУ ВШЭ и Турецким лингвистическим обществом. В экспедиции приняли участие преподаватели и студенты Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ образовательной программы «Турция и тюркский мир», а также профессора Института тюркологических исследований Эгейского университета Ибрагим Шахин, Фатма Угур Бухур и Айлин Чакыр, которые оказывали помощь в организации и проведении мероприятия.
С 17 по 20 апреля на базе Московского физико-технического института (МФТИ) прошел фестиваль «Тренинги предпринимательских компетенций: Физтех Фаундер Фест», который объединил студентов из разных регионов Российской Федерации.