В конце сентября в помещении Центра доступности образования ТУСУРа (139 ауд. главного корпуса) состоялся межвузовский круглый стол по теме «Управление в межвузовском инклюзивном образовании». На встрече присутствовали преподаватели НИ ТПУ, ТУСУРа и ТГПУ, а также студенты и магистранты ТГПУ. Одним из центральных вопросов обсуждения стала проблема формирования инклюзивной культуры в средних специальных и высших образовательных учреждений Томска.
В своём выступлении профессор ТГПУ О. Т. Лойко отметила, что вопросам развития инклюзии уделяется недостаточно внимания. Инклюзивная культура — это уровень развития общества на основе идей сотрудничества, ценности знания, гуманного и уважительного отношения между людьми, в том числе независимо от ограничений, связанных со здоровьем того или иного человека. Она обратила внимание, что этот подход воспитывает у молодёжи высшие моральные качества.
В выступлении доцента ТУСУРа В. И. Зиновьевой подчёркивалось значение обмена опытом внутри образовательных учреждений разного типа в области практической конкретной помощи студентам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Управление инклюзией в межвузовском образовательном пространстве пока только складывается, и каждый вуз создаёт свою модель. Однако на пороге — уже то время, когда потребуется иметь общий алгоритм помощи (последовательность действий), основанный на реализации специальных условий обучения, в соответствие с ФЗ «Об образовании в РФ». Кроме того, преподавательскому корпусу важно создавать позитивную атмосферу в коллективах, способствующую выравниванию условий обучения лиц с ограниченными возможностями и развитию социальной активности всех студентов.
Доцент ТУСУРа М. В. Берсенев, опираясь на проведённые социологические исследования, обратил внимание на ход формирования безбарьерной архитектурной среды в высших и средних специальных учебных заведениях Томска и сделал вывод, что при всех недостатках, также и по части материальных затрат этого процесса, её элементы уже созданы, и важным фактором является доброжелательное отношение к студентам, которое компенсирует недостатки материальной инфраструктуры. Студентка гуманитарного факультета ТУСУРа А. Ковалёва привела данные по развитию безбарьерной среды в школах и гимназиях Томска.
В выступлениях студентов-магистрантов, которые одновременно работают в городских колледжах и техникумах, были выделены актуальные вопросы управления учебным процессом в области взаимоотношений между администрацией, преподавателями и учащимися. Так, С. Седляр отметила, что сегодня наблюдается значительный приток в средние специальные учебные заведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе имеющих нервно-психические заболевания, тогда как подготовка к работе с ними не проводится. О том, что преподаватели тратят своё личное время неэффективно, а какого-то алгоритма в рамках методической помощи в реализации инклюзии не разработано, говорилось в выступлении М. Ефстафьевой. В то же время Н. Гончарова обратила внимание присутствующих на значимость опыта инклюзивной практики и внимательного отношения к таким учащимися в образовательном учреждении.
В заключение встречи все её участники отметили, что организация и проведение совместных научных и образовательных семинаров будет служить дальнейшему развитию инклюзивного образования в Томске.
В качестве эксперта на мероприятии выступил российский церковный и общественный деятель, миссионер, исследователь современного религиозного сектантства, деятель антисектантского движения Александр Владимирович Новопашин
29–30 мая делегация ТУСУРа приняла участие в крупнейшем международном технологическом форуме Startup Village 2025, который прошёл в инновационном центре «Сколково». Форум объединил основателей стартапов, инвесторов, представителей институтов развития, органов власти и ведущих университетов России.
В составе делегации ТУСУРа были представители управления инновационного развития, студенческого бизнес-инкубатора и участники университетских стартап-команд. Университет презентовал собственные проекты, обменялся опытом с коллегами и усилил свои позиции в национальной технологической повестке.
В ТУСУРе большое внимание уделяется поддержке молодых семей среди студентов. День семьи, любви и верности подчеркивает важность крепких семейных ценностей и взаимной поддержки. Сегодня в университете 112 студентов состоят в браке, из них 40 семей, где оба супруга обучаются одновременно в ТУСУРе. Более того, 45 студентов воспитывают детей, что свидетельствует о значительном числе молодых семей, успешно совмещающих учебу и семейные обязанности.