Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

В ТУСУРе обсудили вопросы интеграции гуманитарного знания и цифровых возможностей

31 января 2020

30 января в рамках работы научно-методической конференции «Современные тенденции развития непрерывного образования: вызовы цифровой экономики» в ТУСУРе состоялся круглый стол «Интеграция гуманитарного знания и цифровых возможностей». Руководитель секции – Вера Вениаминовна Орлова, доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии ТУСУРа.

В работе секции приняли участие представители ТУСУРа, НИ ТГУ и НИ ТПУ – преподаватели, аспиранты, студенты.

Дискуссия была посвящена обсуждению следующих вопросов: как цифровые технологии помогают/сдерживают работу/взаимодействие преподавателей и студентов, какие успешные практики существуют, что необходимо изменить и др.

Докладчиками была отмечена актуальность изучения интеграционных процессов гуманитарного знания и цифровых технологий. Под влиянием глобализационных процессов в современном мире цифровые технологии распространяются мгновенно, сегодня можно говорить о целых индустриях, связанных с этими явлениями, требующими детального экспертного анализа: открытость данных и уход от анонимности, повседневное взаимодействие с искусственным интеллектом, трансформация способов социализации и идентификации. Таким образом, ключевым свойством личности становится нелинейность мышления и восприятия времени, навыки работы с различными платформами, форматами и большими потоками информации, умения вычленять необходимое.

Все доклады подготовлены на высоком методическом уровне.

Представляя доклад об использовании электронных ресурсов в современном образовательном процессе, который имеет свои преимущества и недостатки, доценты кафедры кафедры философии и социологии ТУСУРа О. Н. Герман и Л. В. Радишевская отметили, что, с одной стороны, цифровые технологии делают процесс обучения более привлекательным для студентов, но с другой – ведут к трансформации как самого образования, так и социальных ролей в системе «педагог – студент». Снимаются требования к педагогу как «эрудиту» и повышается требование к педагогу как «куратору».

Большой интерес вызвал доклад «Интеллектуально-инновационный потенциал личности как ресурс устойчивого развития отрасли: на примере личности инженера угольной промышленности» профессора Школы базовой инженерной подготовки НИ ТПУ О. Т. Лойко. Профессор отметила, что требования развития современной промышленности, особенно в горнодобывающем производстве, требует работника с ярко выраженным интеллектуально-инновационным потенциалом. Именно такой человек будет способен не только принимать верные решения в критических ситуациях, но и модернизировать производство по мере возникающих проблемных ситуаций.

С содержательным докладом выступила аспирантка кафедры ФиС А. Л. Носова. По результатам своего исследования она отметила, что вопреки бытующему мнению об исключении инвалидов из социума в связи с непринятием общества их особенностей, большинство участников исследования, независимо от того, фактически они взаимодействуют с инвалидами или гипотетически проецируют данную ситуацию, высказывают принимающее отношения к лицам с инвалидностью в вузовской среде.

В своём докладе «Социальная сеть «ВКонтакте» как исследовательское поле искусственной социальности» профессор кафедры ФиС В. В. Орлова отметила, что социальные сети формируют пространство неограниченного общения, взаимодействия пользователей в среде «искусственной социальности». Характеристики, которые пользователи размещают в своих профилях, представляют значимую социологическую информацию. С помощью сетевого анализа можно выявить степень сплочённости, подгруппы, узлы сети и траектории распространения информации в среде «искусственной социальности».

Участники констатировали работу секции как успешную, отметили актуальность и высокий уровень представленных докладов и готовность к продолжению совместной работы.

Другие новости

23 апреля 2025

Завершила работу VIII Всероссийская онлайн-школа ДПО - один из флагманских проектов ТУСУРа в области дополнительного образования. Более 1000 преподавателей и сотрудников 50 образовательных организаций из 38 регионов страны прошли обучение по программе «Нейросети в ДПО: технологии, вдохновляющие учить и учиться».

22 апреля 2025

С 15 по 17 апреля в г. Москва, МГУ, проходил очный этап XXXII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Студентка 1 курса Кафедры экономики Плотникова Елизавета выступила с докладом в секции «Методологические проблемы современной экономики» и заняла второе место!

18 апреля 2025

Конкурс «Билингва» призван содействовать укреплению единства народов, проживающих в России, на основе взаимопонимания и межкультурного диалога; поддержке и развитию дву- и многоязычия и этнокультурного многообразия. Концепция и правила проведения конкурса учитывают необходимость поиска новых средств, способствующих повышению интереса к богатой разнообразием российской культуре и истории в различных регионах России и мира. Еще одной целью конкурса является поддержка русского языка и культуры за рубежом, в семьях билингвов и российских соотечественников.

15 апреля 2025

С 1 по 11 апреля 2025 г. доцент кафедры иностранных языков ГФ  Д.М. Токмашев принимал участие в международной диалектологической экспедиции в провинции Измир, Турция. Экспедиция проходила совместно с Российским комитетом тюркологов при Институте языкознания РАН (руководитель экспедиции - чл.-корр. РАН А.В. Дыбо), НИУ ВШЭ и Турецким лингвистическим обществом. В экспедиции приняли участие преподаватели и студенты Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ образовательной программы «Турция и тюркский мир», а также профессора Института тюркологических исследований Эгейского университета Ибрагим Шахин, Фатма Угур Бухур и Айлин Чакыр, которые оказывали помощь в организации и проведении мероприятия.

НАВЕРХ