Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Александр Уваров выступил в качестве лектора по теме «Технологии будущего: в чём роль образования?»

31 октября 2011
Уваров А.Ф.
Уваров А.Ф.
В пятницу, 28 октября, в Библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась вторая лекция из цикла Томских популярных лекций для горожан «Технологии будущего», по теме «Технологии будущего: в чём роль образования?». Лекторами выступили Илья Савчук, директор по программам развития проектной группы «Метавер», разработчик форсайта «Образование 2030», и Александр Уваров, проректор по инновационному развитию и международной деятельности ТУСУРа, директор Института инноватики.

Александр Уваров представил участникам лекции идею создания в России предпринимательского университета, который является ключевым элементом в модели инновационного развития тройной спирали. Основная идея тройной спирали – это взаимодействие бизнеса, власти и университетов в целях инновационного развития. «В мире этой модели около 20 лет, - рассказывает Александр Фавстович. – В 2014 году Томск станет площадкой проведения Всемирной конференции по тройной спирали, в которой примут участие представители 50 стран».

По словам проректора ТУСУРа, основными принципами тройной спирали являются открытость, эволюционизм, приоритет горизонтального подхода над вертикальным и лидерство предпринимательского университета.

«Первый принцип – открытость, то есть использование открытых моделей, которые не имеют ограничений», - говорит Александр Уваров. По его словам, ТУСУР, получив грант по постановлению правительства РФ № 219, предложил томским университетам открыть инновационную инфраструктуру друг для друга. «Будет создано единое информационное пространство, в бизнес-инкубатор ТУСУРа смогут попасть проекты студентов всех университетов Томска», - утверждает проректор.

Второй принцип – лидерство предпринимательского университета в триаде «университет — бизнес - власть». «В России по инициативе фонда «Сколково» 28 сентября создана Ассоциация предпринимательских университетов», - рассказывает Александр Фавстович. Базовой чертой предпринимательского университета является большой исследовательский бюджет. Ярким примером такого университета может служить MIT: годовой доход Массачусетского института технологий составляет порядка 2,6 миллиарда долларов, выпускниками университета создано 26 тысяч предприятий с ежегодным доходом в 2 триллиона долларов. Проректор ТУСУРа привёл данные российских университетов. Так, 60 — 70 % основного бюджета вузов России – это доходы от платных образовательных услуг. «Значит, мы занимаемся только передачей знаний, а не их генерацией», - утверждает директор Института инноватики. В качестве ещё одного примера предпринимательского университета, помимо Массачусетского института технологий, Александр Уваров привёл Стэнфордский университет. По приведённым данным, на предоставлении образовательных услуг он зарабатывает лишь 20 % своего годового бюджета, а 60 % - на исследованиях и разработках, то есть генерации знаний. Если процент поступления в бюджет университета от науки составляет порядка 50 %, то это является своего рода «пропуском» к предпринимательскому университету. «В ТУСУРе доходы от науки составляют 40 %», - говорит Александр Уваров. Эти данные позволяют ТУСУРу претендовать и обсуждать возможность создания предпринимательского университета.

Также в своём выступлении Александр Уваров рассказал об особенностях образовательного процесса в Институте инноватики ТУСУРа. По его словам, в институте реализуется обучение по модели Novum Trivium – треть предметов учебного плана составляют естественно-научные дисциплины, треть – по предпринимательству и треть - в области коммуникации. «В университетах не должно быть такой профессии, как преподаватель», - заявил на лекции проректор ТУСУРа. По его словам, преподавать должны исследователи, предприниматели, которые имеют 0,5 ставки на предприятии и 0,5 ставки в университете.

Справка

Проект «Томские лекции» - цикл популярных лекций для жителей Томска по семи прорывным направлениям развития региона. Лекции организованы в рамках проекта «ИНОТомск 2020», направленного на разработку инновационных продуктов и технологий, создание наукоёмких производств.

«Томские лекции» впервые состоялись в 2010 году. Их прочли ведущие томские учёные и разработчики. В этом году в качестве лекторов выступят не только томичи, но и другие российские и иностранные эксперты. Лекторы представляют передовой край науки и технологий по направлениям проекта «ИНОТомск 2020», в которых Томск планирует достичь исследовательского и технологического лидерства.

Томские лекции в Facebook и ВКонтакте.

Фотографии с лекций в Интернете

  • Александр Уваров выступил в качестве лектора по теме «Технологии будущего: в чём роль образования?»
  • Александр Уваров выступил в качестве лектора по теме «Технологии будущего: в чём роль образования?»

Другие новости

26 января 2024

Приоритетные ориентиры высшего образования обсуждают на Международной научно-методической конференции в Томском госуниверситете систем управлении и радиоэлектроники.

15 апреля 2024

12 апреля в День космонавтики IT-Академии Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники исполнился один год.

21 декабря 2023

Ректор ТУСУРа в интервью «Интерфаксу» рассказал, как прошла защита заявки в программе «Приоритет 2030» на следующий год и что вуз планирует делать в ближайшем будущем.

09 февраля 2024

В Доме ученых состоялось торжественное заседание Томского профессорского собрания, приуроченное ко Дню российской науки. В собрании приняли участие губернатор Томской области Владимир Мазур, заместители губернатора Андрей Дунаев, Людмила Огородова, Наталия Киселева, председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская, мэр Томска Дмитрий Махиня, ректоры томских университетов.

НАВЕРХ