Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Александр Уваров выступил в качестве лектора по теме «Технологии будущего: в чём роль образования?»

31 октября 2011
В пятницу, 28 октября, в Библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась вторая лекция из цикла Томских популярных лекций для горожан «Технологии будущего», по теме «Технологии будущего: в чём роль образования?». Лекторами выступили Илья Савчук, директор по программам развития проектной группы «Метавер», разработчик форсайта «Образование 2030», и Александр Уваров, проректор по инновационному развитию и международной деятельности ТУСУРа, директор Института инноватики.

Александр Уваров представил участникам лекции идею создания в России предпринимательского университета, который является ключевым элементом в модели инновационного развития тройной спирали. Основная идея тройной спирали – это взаимодействие бизнеса, власти и университетов в целях инновационного развития. «В мире этой модели около 20 лет, - рассказывает Александр Фавстович. – В 2014 году Томск станет площадкой проведения Всемирной конференции по тройной спирали, в которой примут участие представители 50 стран».

По словам проректора ТУСУРа, основными принципами тройной спирали являются открытость, эволюционизм, приоритет горизонтального подхода над вертикальным и лидерство предпринимательского университета.

«Первый принцип – открытость, то есть использование открытых моделей, которые не имеют ограничений», - говорит Александр Уваров. По его словам, ТУСУР, получив грант по постановлению правительства РФ № 219, предложил томским университетам открыть инновационную инфраструктуру друг для друга. «Будет создано единое информационное пространство, в бизнес-инкубатор ТУСУРа смогут попасть проекты студентов всех университетов Томска», - утверждает проректор.

Второй принцип – лидерство предпринимательского университета в триаде «университет — бизнес - власть». «В России по инициативе фонда «Сколково» 28 сентября создана Ассоциация предпринимательских университетов», - рассказывает Александр Фавстович. Базовой чертой предпринимательского университета является большой исследовательский бюджет. Ярким примером такого университета может служить MIT: годовой доход Массачусетского института технологий составляет порядка 2,6 миллиарда долларов, выпускниками университета создано 26 тысяч предприятий с ежегодным доходом в 2 триллиона долларов. Проректор ТУСУРа привёл данные российских университетов. Так, 60 — 70 % основного бюджета вузов России – это доходы от платных образовательных услуг. «Значит, мы занимаемся только передачей знаний, а не их генерацией», - утверждает директор Института инноватики. В качестве ещё одного примера предпринимательского университета, помимо Массачусетского института технологий, Александр Уваров привёл Стэнфордский университет. По приведённым данным, на предоставлении образовательных услуг он зарабатывает лишь 20 % своего годового бюджета, а 60 % - на исследованиях и разработках, то есть генерации знаний. Если процент поступления в бюджет университета от науки составляет порядка 50 %, то это является своего рода «пропуском» к предпринимательскому университету. «В ТУСУРе доходы от науки составляют 40 %», - говорит Александр Уваров. Эти данные позволяют ТУСУРу претендовать и обсуждать возможность создания предпринимательского университета.

Также в своём выступлении Александр Уваров рассказал об особенностях образовательного процесса в Институте инноватики ТУСУРа. По его словам, в институте реализуется обучение по модели Novum Trivium – треть предметов учебного плана составляют естественно-научные дисциплины, треть – по предпринимательству и треть - в области коммуникации. «В университетах не должно быть такой профессии, как преподаватель», - заявил на лекции проректор ТУСУРа. По его словам, преподавать должны исследователи, предприниматели, которые имеют 0,5 ставки на предприятии и 0,5 ставки в университете.

Справка

Проект «Томские лекции» - цикл популярных лекций для жителей Томска по семи прорывным направлениям развития региона. Лекции организованы в рамках проекта «ИНОТомск 2020», направленного на разработку инновационных продуктов и технологий, создание наукоёмких производств.

«Томские лекции» впервые состоялись в 2010 году. Их прочли ведущие томские учёные и разработчики. В этом году в качестве лекторов выступят не только томичи, но и другие российские и иностранные эксперты. Лекторы представляют передовой край науки и технологий по направлениям проекта «ИНОТомск 2020», в которых Томск планирует достичь исследовательского и технологического лидерства.

Томские лекции в Facebook и ВКонтакте.

Фотографии с лекций в Интернете

  • Александр Уваров выступил в качестве лектора по теме «Технологии будущего: в чём роль образования?»
  • Александр Уваров выступил в качестве лектора по теме «Технологии будущего: в чём роль образования?»

Похожие материалы по теме