Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Более 30% студентов 2–4 курсов ТУСУР обучаются по индивидуальной образовательной траектории

17 февраля 2016
Современное высокотехнологичное производство предъявляет особые требования к кадрам: «штучные» специалисты, глубоко знающие сферу своей профессиональной деятельности и в то же время способные к пониманию производственных процессов в целом.

Производство, где технологии устаревают в течение 4 - 5 лет, (за это время студент порой даже не успевает закончить университет), требует специалистов, готовых к постоянному профессиональному росту и ориентированных на поиск новых решений.

Готовить именно таких специалистов ТУСУР помогает технология группового проектного обучения. В проектной группе студенты работают над собственным проектом по теме, предложенной преподавателем, представителем предприятия или выбранный студентами самостоятельно. Тематика проектов разнообразна, но их объединяет одно - результатом работы проектной группы должен стать реальный продукт (макет, проектный образец, ПО, социальный проект), который будет иметь высокий потенциал внедрения или научное знание. Фактически эта технология позволяет вести подготовку специалистов по индивидуальным образовательным траекториям, максимально учитывая интересы и способности студента.

О технологии ГПО в ТУСУР рассказала Анна Фёдоровна Поздеева, директор Центра инновационных образовательных технологий ТУСУР.

- Анна Федоровна, на ваш взгляд, насколько ГПО помогает студенту определиться со специализацией, выбрать свою траекторию профессионального становления?

- Когда разрабатывалась эта технология, одним из основных был следующий тезис: чтобы стать хорошим специалистом, человек должен быть мотивирован на получение новых знаний. Работа над проектом позволяет не просто выбрать направление профессионального роста, но и получить богатый опыт практической работы.

- Анна Федоровна, какова тематика проектов ГПО?

- Есть проекты, ориентированные на создание коммерческого продукта на основе своей идеи. Как правило, именно такие проекты впоследствии становятся резидентами студенческого бизнес-инкубатора ТУСУР, где «дорастают» до успешного предприятия. Часть проектов имеет научную направленность, участники проектных групп выполняют научно-исследовательские работы по тематике кафедры, участвуют в реализации крупных проектов ТУСУР. Студенты работают рядом со старшими, более опытными коллегами и преподавателями, и требования к качеству работ, выполненных в рамках проектов ГПО, очень высокие. В таких проектах все работают на равных, на один результат, что серьезно мотивирует ребят. Как правило, участники научных проектов ориентированы на продолжение научной работы, идут в магистратуру, затем в аспирантуру.

Значительная часть проектов ГПО выполняется во взаимодействии с предприятиями - индустриальными партнёрами ТУСУР. Предприятия предлагают тему проектов, помогают студентам - осуществляют научное руководство, приглашают на производство для выполнения практических работ. В этом случае мы можем говорить о серьёзной специализации по тематике предприятия уже со 2 - 3 курса.

- С предприятиями много студентов сейчас взаимодействуют?

- По проектам ГПО с нами работает порядка 50 предприятий, больше половины всех проектов выполняются по тематике индустриальных партнёров. Это значит, что каждый пятый студент решает актуальные задачи производства, знакомится с производственными процессами, оборудованием, общается с сотрудниками предприятий. У нас есть проекты ГПО, которые лично курирует руководитель предприятия.

- Анна Федоровна, каким образом учитываются индивидуальные особенности студента в групповом проектом обучении?

- Для студентов, которые занимаются по направлению ГПО, разрабатывается индивидуальный план с учётом тематики проекта. В группе каждый берет на себя решение определенных задач - руководителя, разработчика, менеджера проекта, каждый занимается тем, что ему ближе по духу. В зависимости от решаемых задач, формируется индивидуальный список заданий студента, который постоянно корректируется по мере их выполнения. Если проект выполняется по тематике предприятия, это учитывается при составлении индивидуального плана, в него вводятся дополнительные дисциплины.

- Сегодня по технологии ГПО занимается более 300 проектных групп, в которые входят студенты разных курсов, достаточно много межфакультетских и межкафедральных групп. Есть несколько межвузовских проектов и даже один международный. Как организуется учебный процесс более чем тысячи студентов?

- Работа проектной группы организуется как составная часть учебного процесса подготовки специалистов, бакалавров, магистров. Для работы выделен отдельный день, когда проектная группа собирается в лаборатории или специально оборудованном классе, поскольку у нас немало проектов, в которых участвуют студенты разных курсов и разных кафедр. По индивидуальному плану предполагается шесть часов аудиторной и шесть часов самостоятельной работы в неделю, это существенно больше, чем во многих других вузах. Мы не на словах, а на деле даём возможность заниматься собственным проектом, работать по своей индивидуальной траектории, раскрывать личностный потенциал каждого студента.

- Наверняка индивидуализация обучения потребовала новых подходов к организации учебного процесса?

- Безусловно. Работа по технологии ГПО достаточно рано показала необходимость использования современных информационно-коммуникационных технологий. Для организации работы студенческих проектных групп в ТУСУР создана автоматизированная информационная система «Проекты ГПО». Благодаря этой системе мы имеем полную картину работы, которая ведётся проектными группами в ТУСУР. Перечень, тематика и краткая аннотация проектов, количество и состав участников, другая информация. Обладая правом доступа, можно работать с индивидуальными планами участников, техническим заданием, календарным планом выполнения проекта. Система электронного документооборота позволяет быстро генерировать необходимые документы, например, сформировать проект приказа на включение в проектную группу нового участника.

Поскольку ГПО - это, прежде всего учебный процесс, одна из задач, которую решает эта система - организация контроля над ходом выполнением самого проекта и за работой всех участников проектных групп.

- В чем всё-таки уникальность обучения с использованием технологии ГПО в университете?

- ГПО, как технология обучения в значительной степени формирует принципиально новую образовательную среду, ориентированную на самостоятельный поиск знаний, постановку цели, поиск партнеров и так далее. Формируется своего рода клуб единомышленников, увлечённых решением реальных задач и ориентированных на результат.

- Есть ли качества, отличающие студентов, участвующих в проектах?

- Вся система ГПО ориентирована на формирование новых компетенций, получить которые при традиционном подходе к обучению крайне сложно. Это ответственность, инициативность, умение работать в группе, распределять обязанности, управлять проектом и другие. Но самое главное, что у ребят появляется вера в собственные силы, уверенность в себе. Успешный проект окрыляет, вдохновляет, мотивирует двигаться дальше. Мы видим, как ребята растут и в профессиональном, и в личностном плане. Эта технология способствует формированию специалиста, способного не только выполнять некий объем работ в рамках узкой специализации, но и видеть перспективы, совершенствовать и развивать технологию, идею, проект. И самое главное, этот специалист готов сотрудничать, готов искать новые знания и применять их на практике.

Похожие материалы по теме