Гости конференции «Современное образование: повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза – гарантия обеспечения качества образования», прошедшей в ТУСУРе, назвали, какие из подходов и наработок вуза соответствуют лучшим российским и мировым практикам и позволяют университету сохранять высокое качество образования.
Один из экспертов, Борис Анатольевич Ширяев, профессор кафедры американских исследований Санкт-Петербургского государственного университета, отметил опыт ТУСУРа по работе со школьниками. В частности проект «Созвездие», который реализует ТУСУР совместно с Томским физико-техническим лицеем и компанией – индустриальным партнёром вуза – АО «НПФ «Микран». Проект предполагает отбор участников из числа лицеистов для дополнительной инженерной подготовки и вовлечения в студенческую проектную деятельность. Подобный подход – один из лучших в мировой образовательной практике, позволяющий сохранять качество и престиж высшего образования.
«Такой подход применяется также в Америке, где в средней школе проходит отбор наиболее способных детей, с которыми проводят дополнительную подготовку перед поступлением в университет. Это обеспечивает качество высшего образования. И применение подобного подхода в ТУСУРе говорит о том, что у нас есть отечественный хороший опыт по работе вузов со школами. Это нужно сохранять и развивать. И это касается многих других моментов в сфере образования, на которой очень отражаются трансформации нового времени повсеместной цифровизации. Наша сложнейшая задача – найти форму сочетания лучших черт отечественного опыта и тех новаций, которые диктует время. Ведь образование – критически важный элемент национальной безопасности, поэтому новшества здесь нужно внедрять рационально», – поделился эксперт.
Он также добавил, что не разделяет тенденции масштабной цифровизации образовательного процесса: «Существует общемировая тенденция – заменить живое общение с преподавателем электронными курсами, но, с моей точки зрения, никакие технологии не могут заменить живого общения студента и преподавателя. В России сильной стороной системы высшего образования всегда были научные школы, базировавшиеся на тесном взаимодействии учителя и ученика. Именно учитель, имеющий призвание, должен уметь налаживать контакт, мотивировать студентов, помогать в осознании своего предназначения, воспитании чувства социальной ответственности перед собой, окружением, семьёй, обществом. Эти категории формируются и сохраняются прежде всего в традиционной системе образования».
В поддержку «живого» общения преподавателя и студентов, позволяющего добиваться качественного образования, высказался также доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Вячеслав Анатольевич Орлов, особо отметив важность проектной деятельности в вузе. В ТУСУРе проектное обучение реализуется более 10 лет и на сегодняшний день носит массовый характер.
«Проектная деятельность, работа в команде, когда университет направляет, подсказывает основные моменты, позволяет получить студентам важный опыт – выстраивать цель, добиваться её реализации, искать компромиссные решения. Таким образом решается важная задача – вуз готовит студента к реальности, к возможному негативному опыту, воспитывает умение действовать в разных ситуациях», – рассказал представитель НовГУ.
Ещё одной наработкой ТУСУРа, которая, по мнению гостя конференции, была бы полезна всем вузам, является собственная университетская программа – шаблон по разработке рабочих программ по разным требованиям ФГОС.
Кроме того, особо подчеркнул Вячеслав Анатольевич Орлов богатый опыт и собственную историю ТУСУРа – одного из ярких представителей высшего образования в Томске, оказывающего серьёзное влияние на богатую ауру Томска как студенческого, яркого, динамичного города.
«Нельзя это потерять, – добавил эксперт. – Безусловно, нужно использовать информационные технологии, в том числе для обеспечения более качественной работы преподавателя. Или применяя в дистанционном образовании в первую очередь для отдалённых регионов или студентов с ограниченными возможностями здоровья. Но делать это нужно грамотно, продумывая шаги перехода к цифровому образованию подетально».
Конференция «Современное образование: повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза – гарантия обеспечения качества образования» прошла в ТУСУРе 1–2 февраля. В рамках конференции была организована работа пленарного и двенадцати секционных заседаний, в работе которых приняли участие более 170 докладчиков из России и ближнего зарубежья, в том числе из Казахстана и Беларуси.
В ТУСУРе состоялось торжественное вручение дипломов выпускникам программы профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы», организованное Центром повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ТУСУРа.
Проректоры ТУСУРа ответили на вопросы студентов университета.
В День науки профессор кафедры физической электроники ТУСУРа, доктор технических наук Павел Троян был награжден золотым знаком «Почётный профессор Томского профессорского собрания». О любимой с детства физике, научном руководителе – выдающемся ученом Григории Абрамовиче Воробьеве и о том, что спорт помогает заниматься наукой, Павел Ефимович рассказал в интервью.
Делегация ТУСУРа приняла участие в III Всероссийском форуме технологического предпринимательства «ТехПред 2024», который проходил в Москве 11-12 ноября.