Размер шрифта:
+
Цвет сайта:
Изображения:

Элементы инфраструктуры для доставки грузов с помощью беспилотников разрабатывают в ТУСУРе

20 октября 2022
Элементы инфраструктуры для доставки грузов с помощью беспилотников разрабатывают в ТУСУРе

В Томском госуниверситете систем управления и радиоэлектроники в рамках программы «Приоритет 2030» разрабатываются элементы наземной инфраструктуры беспилотных авиационных систем в части базового эксплуатационного центра для обеспечения коммуникационными и технологическими потребностями беспилотных летательных аппаратов.

24 марта 2022 года было принято постановление Правительства РФ «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций для решения программы беспилотных систем в Томской области». Среди главных векторов развития беспилотных систем в документе обозначены выполнение аэрофотосъемки и выполнение авиационных работ, в том числе для реализации принципов «точного земледелия». Особое место отведено перевозке грузов до полутора тонн в труднодоступные районы и отдаленные населенные пункты.  

Для решения этих задач требуется выполнение целого ряда условий, выполнение каждого из которых – сложных технологических решений. Так, беспилотники, которые применяются для доставки грузов, должны быть способны преодолевать значительные расстояния (до 300–400 км.). Это сокращает перечень возможных для применения моделей БПЛА: требуются те, которые совмещают электрические и бензиновые двигатели. Кроме того, необходимо создать наземную инфраструктуру для обеспечения управления беспилотниками и регулирования полетов (время, эшелон и т.д.).

«В отдаленных районах не везде доступно  беспрерывное покрытие GSM, это означает, что для связи с БПЛА потребуется работа с космическим сегментом. Решение задачи по обеспечению такой связи мы будем выполнять совместно с АО «ИСС», - отметил начальник СКБ «Смена» Александр Бомбизов.   

Ученые и разработчики ТУСУРа взяли на себя задачу по созданию спутниковых трекеров, позволяющих беспилотникам определять свое местоположение, а также приемо-передающих модулей беспроводных авиационных систем. Работы выполняются преимущественно на отечественной элементной базе. Создание рабочего макета запланировано уже в 2023 году.

Вторая часть проекта направлена на разработку идеологии построения базового эксплуатационного центра.

«Это элемент наземной инфраструктуры, которая должна быть размещена по пути следования беспилотника, – поясняет Александр Бомбизов. – Базовый эксплуатационный центр должен обеспечивать связь как с беспилотником, так и с внешним миром с помощью спутниковой связи. Сам базовый эксплуатационный центр может быть реализован с возможностью работы в полностью автономном режиме. Также мы разрабатываем концепт, который способен будет обеспечивать функции дозаправки и промежуточного обслуживания».

В 2021 году ТУСУР завершил работу над аванпроектом «Купол». Тогда отмечалось, что следующим этапом работы, проводимой Фондом перспективных исследований совместно с администрацией Томской области, станет создание демонстратора системы управления опытным районом, позволяющего на единой цифровой платформе решать весь спектр задач управления комплексом услуг с применением беспилотных авиационных систем в гражданском секторе экономики.

Другие новости

14 февраля 2025

На семинаре, инициатором которого выступила АНО «Платформа НТИ» при поддержке Администрации Томской области, говорили о перспективных направлениях развития технологий в сфере беспилотных авиационных систем.

08 апреля 2025

С 7 по 11 апреля 2025 года в поселке Домбай (Карачаево-Черкесская Республика) проходит XX Юбилейная Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективные системы и задачи управления», посвященная развитию робототехнических комплексов (РТК) гражданского, военного и двойного назначения.

08 апреля 2025

Направления автоматизации, цифровизации роботизации производства, а также применение машинного зрения на промышленных предприятиях обсудили на встрече представители концерна «Калашников» с директором департамента науки и инноваций Сергеем Куксенко и руководителями подразделений вуза.

НАВЕРХ