«Институт инноватики ТУСУРа поставил перед собой задачу знакомить Россию через Томск с передовыми идеями в области инноваций. В 2012 году усилиями института переведена книга Грега Хоровитта и Виктора Хвана «Тропический лес. Секрет создания следующей Силиконовой долины». В книге описана платформа для будущей инновационной системы России и Томской области. Сегодня мы строим «грядки» - бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны и технопарки. Силиконовая долина перешла к созданию экосистемы инноваций «тропическому лесу», где взаимодействие между участниками экосистемы их активность не разрушает друг друга и инновационную систему в целом. У нас есть шанс построить «тропический лес» в Томске и приступить к написанию российской книги инноваций», - открыл встречу с томским бизнесом проректор ТУСУРа, директор Института инноватики Александр Уваров.
Какова роль государства в развитии инновационной экономики? Как работает современный венчурный фонд? Каковы причины «смерти стартапов»? С какими технологиями будет связан экономический рост на следующем этапе? Каковы механизмы контроля вложений фонда? Можно ли обучить венчурному инвестированию? Вот основные вопросы, волнующие томские компании, обращающие свой взгляд на инновации.
В ходе встречи Грег Хоровитт, являющийся сооснователем более 300 компаний с рыночной капитализацией 12 миллиардов долларов и ментором более 200 компаний, рассказал о своём профессиональном пути, который он прошёл до своей работы в венчурной индустрии. «До начала карьеры венчурного инвестора я 17 лет работал у Уорена Баффетта, потом был директором инновационного бизнес-инкубатора в Сан-Диего. Сегодня я веду работу с компаниями на самой ранней стадии, - продолжает Хоровитт. – Наш венчурный фонд T2 Venture Capital финансирует компании на ранней стадии, работает с университетами и лабораториями и помогает учёным заключать лицензионные договоры с университетами».
«Почему мы написали книгу о «тропическом лесе» инноваций? В нашей работе во многих странах по развитию инновационной экосистемы их правительства и сообщества предпринимателей просили книгу рецептов. Тогда, решив осмыслить свой многолетний опыт консультационной работы и венчурного инвестирования, мы создали модель «тропического леса», воспользовавшись биологической метафорой для описания устройства экономики знаний», - рассказывает Грег Хоровитт.
По словам автора книги, аграрное и индустриальное общества строили экономику исходя из ограниченности ресурсов. В связи с этим на Wall Street занимались только оптимизацией бизнес-моделей для максимизации их эффективности в условиях ограниченности ресурсов.
А вот экономика знаний основана на безграничном ресурсе – таланте и идеях. Понимание этого принципиального изменения требует решительных действий. Первое: перестать делать ставку только на «плантации» - физическую инфраструктуру. Второе: изменить отношение к «сорнякам», ведь именно они могут стать следующими Google и Facebook. Третье: перестать управлять процессом и начать управлять созданием и развитием среды. Успешные инновационные экономики не строят «грядки» и не концентрируются на процессе, а строят среду, в которой множество процессов развиваются сами. Четвёртое: перейти к новым бизнес-моделям, которые рассчитаны на неограниченный объём ресурсов. Пятое: сконцентрироваться на культуре и поведении людей.
Как сообщил Грег Хоровитт, основным мотивом написания книги стала ситуация, когда в обществе понимают необходимость инноваций, но не понимают, почему они так сложно появляются. По словам Хоровитта, социальная и экономическая модель Силиконовой долины позволяет людям экспериментировать и распределять риск по всему инновационному сообществу. И здесь есть три важных момента. «Первый: в Силиконовой долине понимают, что инновации это не просто создание успешных компаний. Инновации, прежде всего, связаны с разрешением существующих проблем в бизнесе и обществе. Второй: люди понимают, что инновационный процесс может поддерживаться только в малобюрократизированных структурах, то есть в малых инновационных компаниях, поэтому создана венчурная индустрия для поддержки создания стартапов, через которые в экономику и общество проникают новые продукты и технологии, позволяющие разрешить сложившиеся проблемы. И третий момент: большие компании имеют доступ к рынкам, но им трудно в своей иерархичной структуре строить инновационный процесс, поэтому в инновационной экономике большие и малые компании тесно работают и легко уживаются», - говорит Хоровитт.
Роль государства в том, чтобы создать и реализовать умную экономическую политику, которая позволит жить населению в логике риска и осуществлять инновационное поведение. Нужна политика, регулирующая работу с рискованными ситуациями.
В США каждое государственное агентство обязано вкладывать 3 - 5 % своего годового бюджета в инновации. При этом для венчурного инвестора это идеальная ситуация – государство реализует программу софинансирования инноваций 50 % на 50 %, а инвестор потом возвращает деньги с небольшим процентом.
Для осуществления инвестирования венчурный фонд должен опираться на экономические сектора, которые станут драйверами экономического роста в следующий период. Сегодня на эту роль претендуют биотех, телекоммуникации, здравоохранение, энергетика.
«Из 1 000 заявок, которые нам приходят, 200 мы рассматриваем, с 50 заявителями встречаемся, чтобы отобрать 2-3 команды и инвестировать в них, - знакомит томских предпринимателей со статистикой работы своего венчурного фонда Хоровитт. – Из 10 компаний, в которые инвестировал венчурный фонд, одна компания даёт десятикратный возврат вложений, далее 2-3 компании – троекратный возврат, ещё две компании работают, но вложенных в них денег никогда не вернуть обратно. Остальные 4-5 стартапов, как правило, гибнут».
«Каковы причины такой статистики?» – спрашивают томские предприниматели. «Есть три ключевых причины. Первая: неверное видение рынка, покупателя, неверные действия в условиях общего спада экономической ситуации. Вторая: участники команды не могут сработаться. Третья: не хватает вложенных денег для создания продукта из-за неверного первоначального просчета объёма необходимых инвестиций», - отвечает Грег Хоровитт.
Перспективными сегодня считаются те стартапы, которые предлагают технологии слияния мобильных устройств и медицинской техники, технологии очистки воды до питьевых стандартов, технологии в области здравоохранения, пищевые технологии и безопасность еды, хранение энергии и накопители энергии, агротехнологии и биотехнологии.
Венчурный фонд финансирует от трёх до пяти лет и выходит из компании на пятом - седьмом году её работы. Фонд инвестирует только тогда, когда продукт стартапа уже прошёл первую проверку рынка, и помогает быстро собрать обратную связь от потребителей для ускорения доработки продукта.
«Мы активно участвуем в менеджменте стартапов, помогаем построить переговорный процесс с университетами по поводу лицензионных соглашений, составить бизнес-план, собрать деньги», - говорит Грег Хоровитт.
Опыт работы Грега Хоровитта показывает, что главным механизмом контроля является партнёрство: венчурный инвестор уверен в предпринимателе, знает, что последний обучаем и может влиять на процесс развития компании без давления. Начинается партнёрство, как правило, с подписания социального контракта.
При инвестировании предприниматель гарантирует, что он разработает и доведёт прототип до конечного продукта и ничего не получит, если не сделает работу. Как правило, инвестор работает с предпринимателем 3 дня в неделю. Грег Хоровитт уверен, что задача партнёрской работы венчурного инвестора и стартапа в том, чтобы «собрать правильных людей в одном месте».
Сумма, которую теряет неопытный венчурист, в среднем составляет 10 миллионов долларов США, поэтому сначала рекомендуется пройти специальную образовательную программу по подготовке венчурных инвесторов в Фонде имени Кауфмана (The Kauffman Foundation) в Силиконовой долине. Основные критерии отбора для получения стипендии фонда на обучение следующие: ты должен быть неординарным человеком, самодостаточным, легко обучаемым, коммуникативным, быть хорошим спикером. Среди формальных требований одно – любой участник должен быть прикреплён к организации. В ходе обучения у каждого стипендиата есть свой собственный ментор, с которым он находит наиболее эффективный путь прохождения программы обучения. За долгие годы работы программа достигла впечатляющих результатов – 80 % проходящих программу становятся её партнёрами.
В рамках подготовки шестого потока акселерационной программы ТУСУРа «Стартап-Полигон» на базе СБИ «Дружба» прошёл ряд преакселерационных мероприятий вместе партнером вуза MTS StartUp HuB.
За два с половиной месяца через акселерационную программу «Стартап-Полигон V» прошло более 60 стартап-проектов в сфере ИТ и электроники.
14 февраля в Студенческом бизнес инкубаторе ТУСУРа пройдет питч-дэй, на котором инновационные стартапы смогут представить свои проекты экспертам.
Команды семи стартап-проектов в области ИТ и электроники выступили перед гостями и экспертами на питч-дне инновационных стартапов.